Глава 2.Технология выполнения иллюстраций
Композиция изображения
Важнейшим организующим компонентом художественной формы, придающим произведению единство и цельность, соподчиняющим его элементы друг другу и всему замыслу художника является композиция. Слово «композиция» по-латыни означает «соединение», а также «приведение в порядок». «Компоновать» — значит - соединять отдельные части в целостное произведение.
Задача композиции заключается в том, чтобы отдельные элементы, из которых состоит общая картина, связать между собой, соединить в одно неразрывное целое. В хорошо скомпонованной картине или рисунке ни одна часть не может быть удалена, и ничто не может быть добавлено без того, чтобы не нарушилось художественное качество. И наоборот, если рисунок плохо скомпонован, то из него можно без ущерба удалить ту или иную часть и также без ущерба добавить новую.
Всякий рисунок или картина состоит из нескольких — иногда очень многих — частей. Каждая часть обладает некоторым качеством, привлекающим наше внимание. Одни части картины или рисунка привлекают ваше внимание больше, другие - меньше. Это зависит прежде всего от смысловой значимости объекта, которую художник выявляет размером объекта, его цветовым пятном (сила цвета) и, наконец, его местоположением на изобразительной плоскости.
Две части картины или рисунка будут уравновешены, если они имеют одинаковую зрительную тяжесть, т. е. привлекают внимание зрителя в одинаковой степени. Равновесие может быть достигнуто на основе симметрии, т. е. когда обе части расположены одинаково по отношению к какой-либо оси (ось симметрии).
Но не всегда возможно уравновесить отдельные части изображения около оси или около центра. Чаще равновесие частей проводится не на основе симметрии (асимметричная композиция). Тяжести всех частей рисунка. Равновесие по асимметричной схеме достигается труднее, чем равновесие при симметричных построениях.
Вообще симметричная и асимметричная композиции существенно различаются по своему воздействию на зрителя.
Когда архитектура имела целью воплотить идеи парадности, приподнятости и торжественности, она творила свои образы симметрично. Таково большинство дворцов, общественных зданий, соборов и храмов... Симметрия лучше всего другого выражает представление об устойчивости, нерушимости, завершенности внутри себя.
Противоположная ей асимметрия композиции, прежде всего представляется всегда фрагментарной ее формой. Она больше означает кусок, выхваченный из целого, чем само целое. Она больше акцентирует внимание на действии (поскольку речь идет о людях), чем на устойчивой и уравновешенной статике. Но даже и при изображениях архитектуры или ландшафтов при асимметричности их построения всегда будет больше динамики, чем при симметричном строе.
Асимметричность стиля искусства XVII в. (барокко) имеет своей преимущественной тематикой динамический, полет мысли фантазии, порыв, действия напряженность воли по сравнению с искусством предшествующих ему XV I XVI веков, где удовлетворенность от найденной меры для искусства временная успокоенность на достигнутых целях выражались в более спокойных, преимущественно симметрических композициях.
Как симметрия, так и асимметрия имеют свои законы равновесия. В первом случае симметричностью композиции это равновесие устанавливается почти автоматически, и, естественно, оно регулируется «второстепенными деталями. При асимметрии же оно диктуется художественным чутьем, опирается на смысл и живописность одновременно. Это равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними, оно образуется из искусного распределения больших и малых величин, из противопоставления пятен и красок, использования светлого и темного, силуэтов, контрастов и гармоний. Равновесие в распределении живописных материалов может быть соблюдено с большей или меньшей выдержанностью, в зависимости от преследуемой цели.
Композиция является одним из важнейших элементов во всяком произведении изобразительного искусства. Это произведение должно иметь целостный, гармонический характер.
Как было уже сказано, в композиционном построении все части изображения должны быть согласованы между собой, подчинены одной главной части и должны выявлять ее первенствующее значение. Главная часть является средством, направляющим глаз зрителя на самое важное в изображении. Второстепенные части должны быть тесно связаны с главной, дополнять ее.
Момент композиции имеет место в самом начале творческого процесса. Композиция есть осознанная автором форма художественного выражения своего творческого замысла во всех его слагаемых. Форма композиции, исходя из образного представления как бы завершенной картины, осуществляется всеми имеющимися в распоряжении живописца средствами.
Эти средства распадаются на элементы разного действия, они заключаются в действии и взаимоотношениях живых фигур и их окружения, в масштабах величин, в ритмике их построения, в светотени и в красках.
Композиция служит одним из важнейших связующих звеньев в творческом процессе восприятия.
Ритм композиционного построения «заражает» зрителя, акцентируя его внимание на важных частях и моментах; он заставляет его взгляд скользить по незначительным и подчиненным деталям и задерживаться на крупных, локальных и основных частях художественного организма. Он строит художественную интригу, фиксируя на ней длительное внимание и требуя от зрителя уже затрат временного порядка для полного и углубленного извлечения из картины вложенного в нее содержания. Ритм сразу настраивает зрителя на требуемый лад.
Неорганизованное в композиционном отношении произведение изобразительного искусства может совершенно потерять художественную ценность. Это наглядно видно даже в случае самого элементарного рисунка
Тем большее значение приобретает композиционное построение в сложном, многофигурном изображении. Как бы ни была значительна и важна тематика произведения, оно не окажет надлежащего воздействия на зрителя, если художник пренебрежет законами композиции.
Композиционное построение, как было сказано, не является только внешним, объединяющим отдельные элементы изображения моментом. Изменение композиции коренным образом изменяет внутреннюю художественную сущность произведения.