Тема 1. История возникновения кинематографа (4 часа)
Занятие 1.
Истоки кино. От «волшебного фонаря» к «живым картинкам».
Дискуссия о первенстве братьев Люмьеров. От оптических игрушек к первым проекционным аппаратам. Появление оптических театров и разнообразных форм зрелищ (Атанасиус Кирхер, Этьен Гаспар Робертсон, Жозеф Плато, Эмиль Рейно).
Период изобретения киноаппаратуры (1832-1895). Творчество Луи Огюстена Ле Пренса, Эдварда Майбриджа, Томаса А. Эдисона, Уильяма Диксона, французских фотографов Жозефа Нисефора Ньепса, Луи-Жака Дагера, Этьена Марея).
Люмьеровские сеансы. «Политый поливальщик» -первый в истории кино игровой фильм с сюжетом и законченной повествовательной структурой. Создание кинопромышленности (1895-1908). Эпоха «патентных войн». Конфликт с «независимыми» и крах империи Т.Эдисона. Установление канонов и стандартов кинематографа.
Литература:
Садуль Жорж. История киноискусства. – М.: Иностранная лит-ра», 1957.
Садуль Жорж. Всеобщая история кино, тт. 1-4. – М.: «Искусство», 1958-1982
Теплиц Ежи. История киноискусства, в пяти томах, М.: «Прогресс», 1968-1973, том 1
Комаров С.В. История зарубежного кино, Т. 1. – М.: «Искусство», 1965
Балаш Бела. Кино. Становление и сущность нового искусства. – М.: «Прогресс», 1968
Юренев Ростислав. Чудесное око. Краткая история мирового кино. – М.: «Прогресс», 1983
Юренев Р.Н. Краткая история киноискусства. – М.: Academia, 1997
Нечай О.Ф. Основы киноискусства. – М.: «Просвещение», 1989
Евгенов С.В. Дагер, Ньепс, Тальбот. Популярный очерк об изобретателях фотографии. – М.: «Госкиноиздат», 1938
Андроникова М.И. Сколько лет кино? История движущейся камеры. – М.: «Искусство», 1968
Документы по истории фотографии. Переписка Ж.Н.Ньепса, Ж.М.Дагера и др. лиц. – М.-Л: Труды АН СССР, 1949
Соболев Р.П. Как кино стало искусством. – Киев: «Мистецтво», 1975
Бондаренко Е.А. Путешествие в мир кино. – М.: «Олма-пресс», 2003
Хаакман Антон. По ту сторону зеркала. – СПб, изд-во Ивана Лимбаха, 2006
Первый век кино. – М.: «Локид», 1996
Паркинсон Дэвид. Кино. – М.: «Росмэн», 1996
Визуальный материал:
1. «Кино начинается». Документальный материал, подготовленный Kino Corp. New York. Диск 1.
2. “Landmarks of Early Film”. Документальный материал, подготовленный Preservation Associates. 1994
3. «Эдисон. Изобретение кино. 1991-1918». Документальный материал, подготовленный Музеем современного искусства в Нью-Йорке и Библиотекой Конгресса США.
Дополнительный визуальный материал:
1. «История кино» (Майбридж-Диксон-Люмьеры). Документальный материал, подготовленный Кевином Браунлоу.
2. «Тайна карпатского замка» (1981) реж. Олдржих Липски, 1981, ЧССР, 97 мин.
Примерные темы индивидуальных исследований:
1. Вклад изобретателей кинотехники и пионеров кинематографа в развитие киноискусства.
2. Братья Люмьеры как основоположники документального кинематографа.
3. Процесс сближения и отталкивания кино и театра. Отказ кино от заимствования и обретение специфики.
4. Процесс объединения кино и литературы.
Занятие 2.
Направления развития кинематографа.
Творчество Ж.Мельеса. «Волшебное превращение», двойная экспозиция, «стоп-камера», панорамирование, замедленная и ускоренная съемки, затемнения и наплывы, совмещение разномасштабных изображений, использование каше – картонных экранов, помещаемых перед объективом и закрывающих часть поля зрения аппарата и другие приемы киносъемки.
Принципы театральной организации кадра: камера имитирует восприятие театрального зрителя, персонаж должен быть виден в полный рост, боковое движение предпочитается остальным (во избежание шокового эффекта «Прибытия поезда»).
Виды монтажа. Усовершенствование техники комбинированных съемок. Вклад режиссеров-первопроходцев в развитие мирового кино. Гегемония и крах кинокомпании «Стар-фильм». Завершение карьеры Ж.Мельеса.
Литература:
Ямпольский М. У истоков поэтики кино. Опыт Жоржа Мельеса. // Искусство кино. N 3, 1981
Хроникальная заметка о Жорже Мельесе. // Искусство кино. N 6, 1955
Садуль Жорж. История киноискусства. – М.: изд-во Иностранной литературы, 1957
Садуль Жорж. Всеобщая история кино, тт. 1-4. – М.: 1958-1982
Теплиц Ежи. История киноискусства, в пяти томах. – М.: «Прогресс», 1968-1973, том 1
Комаров С.В. История зарубежного кино, том первый. – М.: «Искусство», 1965
Р.П.Соболев. Как кино стало искусством. – Киев: «Мистецтво», 1975
Бондаренко Е.А. Путешествие в мир кино. – М.: «Олма-пресс», 2003
Юренев Ростислав. Чудесное око. Краткая история мирового кино. – М.: «Прогресс», 1983
Юренев Р.Н. Краткая история киноискусства. – М.: Academia, 1997
Нечай О.Ф. Основы киноискусства. – М.: «Просвещение», 1989
Первый век кино, М.: «Локид», 1996
Бейли, Клод. Кино: фильмы, ставшие событиями. – СПб: «Академический проект», 1998
Пассек Жан-Лу. Словарь французского кино. – Мн.: «Пропилеи», 1998.
Паркинсон Дэвид. Кино. – М.: «Росмэн», 1996
100 великих режиссеров. – М.: «Вече», 2004
100 великих зарубежных фильмов. – М.: «Вече», 2006
Паркинсон Дэвид. Кино. – М.: Росмэн, 1996
Визуальный материал:
1. Французский телефильм «Магия Мельеса». Ведущая – внучка режиссера. ТК «Культура».
2. «Жорж Мельес – первый волшебник кино» - коллекция фильмов режиссера на 4-х дисках.
3. Игровой фильм «Великий Мельес» (1952) Франция, 31 мин., реж. Жорж Франжю
4. «История кино» (фильмы Ж.Мельеса). Документальный материал, подготовленный Кевином Браунлоу.
Дополнительный визуальный материал:
1. «Кино начинается». Документальный материал, подготовленный Kino Corp. New York. Диск 1.
2. “Landmarks of Early Film”. Документальный материал, подготовленный Preservation Associates. 1994
Примерные темы индивидуальных исследований:
1. Изобретение Ж.Мельесом собственного киноаппарата и разработка новых способов съемки.
2. Принципиальные отличия феерий Мельеса от фильмов братьев Люмьеров. Два полюса кинематографической образности (фотографичность и театральность, репортажный принцип «жизнь как она есть» и поставленное кинозрелище).
3. Монтаж как важнейшее средство кинематографической образности – важнейшее открытие Ж.Мельеса.
4. Эстетические особенности картин Ж.Мельеса.
5. Жорж Мельес – создатель кинематографического зрелища.
6. Причины, приведшие Ж.Мельеса к краху.
Тема 2. Подъем американского кино. Творческие поиски (4 часа).
Занятие 3.
Кинематограф США на пути к искусству.
Эксперименты оператора и режиссера Эдвина Портера. Гилберт М. «Бронко Билли» Андерсон – первый киноковбой Америки.
Фильмы» Томаса Харпера Инса и практика работы по «железному сценарию». Уильям С. Харт – первая легенда вестерна и первая суперзвезда Голливуда.
Переход кинопроизводства на фабричный принцип. Киноконвейер. Появление студийной системы и «дворцов мечты».
Возникновение жанров. Межстудийная конкуренция. Голливудские войны и выработка общих положений и правил. Оформление института звезд. Начало карьеры Д. У.Гриффита (период создания короткометражных фильмов).
Литература:
Оганесов М. Американские кинорежиссеры. – М.-Л.: «Кинопечать», 1927
Трауберг Леонид. Дэвид Уорк Гриффит. – М.: «Искусство», 1981
Гиш Лилиан. Кино, Гриффит и я. – М.: «Искусство», 1974
Садуль Жорж. История киноискусства. – М.: «Иностранная литература», 1957
Садуль Жорж. Всеобщая история кино, в 6 тт. Т. 2 Гл. 3. Продукция фирм «Вайиаграф» и «Байограф». – М.: «Искусство», 1982
Карцева Е.Н. Вестерн. Эволюция жанра. – М.: «Искусство», 1976
Комаров С.В. История зарубежного кино, Т. 1. – М.: «Искусство», 1965
Звезды немого кино. Уильм Харт. – М.: «Искусство», 1968
Юренев Ростислав. Чудесное око. Краткая история мирового кино. – М.: «Прогресс», 1983
Юренев Р.Н. Краткая история киноискусства. – М.: Academia, 1997
Нечай О.Ф. Основы киноискусства. – М.: «Просвещение», 1989
Паркинсон Дэвид. Кино. – М.: «Росмэн», 1996
Соболев Р.П. Как кино стало искусством. – Киев: «Мистецтво», 1975
Бондаренко Е.А. Путешествие в мир кино. – М.: «Олма-пресс», 2003
Первый век кино. – М.: «Локид», 1996
http://ru.wikipedia.org – история вестерна, жизнеописание Э.Портера
Визуальный материал:
1. Документальный телефильм «Голливуд», ВБ, Thames TV. 1 серия: «Пионеры». 2 серия: «Начало всех начал».
2. «Большое ограбление поезда» (1903) реж. Эдвин Портер.
3. «Сон о пристрастии к гренкам с сыром» (1906) реж. Эдвин Портер
4. «Приключения Долли» (1908), реж. Д.У.Гриффит, 12 мин.
5. «Мушкетеры Свиной аллеи» (1912), реж. Д.У.Гриффит, 17 мин.
6. «Цивилизация» (1916), реж. Т. Х. Инс, 78 мин.
7. «Перекати-поле» (1926), реж. Кинг Бэггот, Уильям С. Харт, 78 мин.
Дополнительный визуальный материал:
1. Документальный материал, подготовленный Kino Corp. New York (пять дисков). NN 1, 3.
2. Подборка короткометражных фильмов Д.У.Гриффита периода его работы в компании «Байограф» (1909-1913). Специальное DVD-издание (2 диска). 375 мин.
Примерные темы индивидуальных исследований:
1. Причины обретения кино в США большей популярности, чем в Европе.
2. Новаторские приемы съемки и режиссуры в фильмах Эдвина Портера.
3. Процесс захвата американского кинорынка «Компанией кинопатентов» и крах империи Эдисона.
4. Появление «железного сценария» Т.Х. Инса и его основные принципы.
5. Переход на крупный план, как способ усиления авторского и зрительского внимания.
6. Процесс оформления кинематографических нововведений в систему
киноповествования.
Занятие 4.
Вершинные достижения американского кино
на раннем этапе своего развития.
Развитие кинодраматургии и традиции американской литературы. Новые веяния в кинопроизводстве. Влияние французских и итальянских фильмов на американскую кинопрактику.
Расцвет творчества Д.У.Гриффита. Успех «Рождения нации» (1915) и последовавший за ним скандал. Освобождение кинематографа от театральной условности. Встреча Гриффита и Штрогейма. Создание фильма «Нетерпимость» (1916) и его прокатная судьба, как важнейшая веха в развитии мирового киноискусства и монтажа в частности.
Продолжение карьеры Д.У.Гриффита. Творчество Лилиан и Дороти Гиш, Мэй Марш, Роберта Хэррона, Ричарда Бартелмесса, Дональда Криспа и других звезд Гриффита.
Литература:
Трауберг Леонид. Дэвид Уорк Гриффит. – М.: «Искусство», 1981
Гиш Лилиан. Кино, Гриффит и я. – М.: «Искусство», 1974
Бейли Клод. Кино: фильмы, ставшие событиями. – СПб: «Академический проект», 1998
Шнайдер Стивен Джей. 1001 фильм, который вы должны посмотреть. – М.: «Магма», 2006
Садуль Жорж. История киноискусства. – М.: «Иностранная лит-ра», 1957.
Комаров С.В. История зарубежного кино, Т. 1. – М.: «Искусство», 1965
Паркинсон Дэвид. Кино. – М.: «Росмэн», 1996
Юренев Ростислав. Чудесное око. Краткая история мирового кино. – М.: «Прогресс», 1983
Звезды немого кино. Лилиан и Дороти Гиш. – М.: «Искусство», 1968
Кинословарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1986.
100 великих режиссеров. – М.: «Вече», 2004
100 великих зарубежных фильмов. – М.: «Вече», 2006
Первый век кино. – М.: «Локид», 1996
Визуальный материал:
1. Документальный фильм «Гении Голливуда» (Д.У.Гриффит). ТВ США
2. «Рождение нации» (1915) реж. Д.У.Гриффит, 125 мин.
3. «Нетерпимость» (1916) реж. Д.У.Гриффит, 197 мин.
4. «Сломанные побеги» (1919) реж. Д.У.Гриффит, 90 мин.
5. Документальный телесериал «Голливуд: Начало». Серия «Первопроходцы».
6. Документальный фильм «Первый век кино. Сто лет голливудских фильмов».
7. «История американского кино от Мартина Скорсезе», США, 1995
Дополнительный визуальный материал:
«Дорога на Восток» (1920) реж. Д.У.Гриффит, в гл.р. Лилиан Гиш, 123 мин.
«Сиротки бури» (1921) реж. Д.У.Гриффит, в гл. р. Лилиан Гиш, 149 мин.
Примерные темы индивидуальных исследований:
1. Переход от техники линейного повествования к освоению более сложных элементов киноязыка.
2. Процесс введения крупного плана в монтажный контекст.
3. Отражение в фильме «Рождение наций» большинства новаторских приемов киноповествования.
4. Причины катастрофического провала фильма «Нетерпимость» и его положение в истории кино сегодня.
5. Возникновение и развитие «гриффитовской школы» кинематографа.
ОКТЯБРЬ