Искусство древнего Египта амарнского периода. Искусство древнего Египта второй половины нового царства. Архитектура и искусство позднего периода
Для официального искусства начала XIX династии характерно реакционное стремление вернуться к традициям доаарнских лет. Однако это стремление не могло осуществиться полностью, так как значение амарнского искусства было слишком велико и к тому же перед художниками рассматриваемого периода встали новые задачи.
Цари XIX династии ставили своей целью укрепление твердой центральной власти внутри страны и ее международного престижа. Для успешного проведения этой политики фараоны считали необходимым наряду с мероприятиями, направленными на непосредственное улучшение экономики Египта и его военной мощи, придать возможно больший блеск и пышность столице, своему двору, храмам своих богов, что и наложило своеобразный отпечаток в первую очередь на архитектуру периода. Главным объектом строительства был храм Амона в Карнаке, расширение которого имело двойное политическое значение: оно должно было показать торжество Амона и тем удовлетворить жречество, а в то же время и прославить мощь новой династии. В строительстве Карнака были заинтересованы и фараоны и жрецы.
Роль скульптур в архитектурном убранстве храмов остается в общем прежней: перед пилонами и колоннами, равно как и между колоннами, ставятся колоссальные царские статуи. Таким образом, здесь мы не видим чего-либо нового, кроме того же стремления к грандиозным масштабам, которое приводит к погоне за созданием монолитных гигантов. Однако не эти статуи, трактованные, как всегда, крайне суммарно, являются наиболее показательными образцами стиля скульптур XIX династии. Особенности этого стиля гораздо ярче видны на статуях, стоявших внутри храмов и гробниц.
Гробничные росписи и рельефы также неоднородны. В начале династии в них при возврате к доамарнским традициям начинает расти декоративность. Однако наряду с этим продолжается и развитие реалистических исканий. Здесь гораздо сильнее чувствуется наследие Амарны. сомнений в правильности религиозного мировоззрения. Ярким свидетельством
Особенно свободно проявилось индивидуальное творчество художников в черновых зарисовках, которые они делали для себя на обломках камней. Здесь отчетливо видно, как внимательно подмечали художники все то, что выходило за рамки канонов, — особые типы и позы людей, те или иные характерные движения животных.
На дальнейшем развитии египетского искусства конца Нового царства (вторая половина 13 в. — 11 в. до н. э.) тяжело сказались изменения в общем положении страны. Длительные войны, обогатившие рабовладельческую знать, привели к обеднению народных масс и к ослаблению экономики Египта. В то же время усложнилась внешняя обстановка, на историческом горизонте появились новые объединения племен, разгромивших Хеттское государство, захвативших азиатские владения Египта и подступивших к границам последнего. Усилились и нападения ливийцев. Уже сыну Рамсеса II пришлось отбивать натиск и «народов моря» и крупных сил ливийцев. Последовавшие в конце династии междоусобицы знати и восстание рабов привели к распаду страны и смене династии. Однако и вновь объединившим Египет фараонам новой, XX династии после кратковременных успехов не удалось полностью подчинить себе прежних иноземных владений.
Новые цари Египта, особенно ливийские полководцы и эфиопские царьки, невольно преклонялись перед седой стариной долины Нила и её культурой. им было лестно облачиться в одеяния древних фараонов, и они наравне со жрецами становятся бережными хранителями древних традиций, ревностными ценителямидревнего "подлинного" искусства. Свидетельством тому может служить голова Шошенка I, которая представляла собой точную копию с древнего рельефа.
Несмотря на ностальгическую приверженность в искусстве XI-IX веков до н.э. к древней старине, из мастерских египетских художников выходили порой произведения, которые не только технически, но и по образной глубине не уступала лучшим произведениям искусства предшествующего периода с его тяготением к изысканной нарядности в подаче изображения. Характерным свидетельством этому может служить изящная бронзовая статуэтка ливийской царицы Каромамы, большую нарядность которй придают ожерелье иорнамент одежды, выполненные из тонкой золотой проволоки, вбитой в поверхность бронзы.
Созданные в этот период многочисленные статуэтки богов в виде различных животных отличаются живой характерностью силуэтов, объёмов, движений. Однако большинство портретов этого времени, технически совершенных, в образном отношении пусты и холодны или же напоминают древние памятники, в которых нет портретного, индивидуального, а присутствует типичное, как, например, в алебастровой статуе царицы Аменетерис.
Последний краткий расцвет египетского искусства наблюдается в период объединения страны саисскими фараонами в конце VII - начале VI веков до н. э. Однако во всех областях саисской культуры больше было ретроспективных тенденций.