Синкретизм как художественный принцип
Историческая поэтика
Проблема происхождения искусства и роль лит-ры в культуре.
Проблема происхождения искусства остается открытой и актуальной по сей день. В современной науке наиболее обоснованным считается представление, что искусство возникает в первобытном обществе как социально обусловленный способ человеческой деятельности, с помощью которого люди стремились решать какие-то практические задачи своей жизни. Несомненно, важную роль в происхождении искусства сыграл труд. Именно он предоставлял чел.у материальные средства д/воплощения своих идей: совершенствование рук, появление речи. Согласно археологическим данным, зарождение первобытного искусства происходит 45-40 тыс. лет назад, когда формируется вид Homo Sapiens.
Появление искусства связывают с магическими и мифологическими представлениями. Борев считает, что мифы послужили историческим переходом от магических реалий к искусству. Мифологические и магические образы были основным содержанием обрядовых действий, наскальной живописи, скульптуры. Первобытное искусство было синкретичным. Оно существовало в нераздельном единстве с другими формами материальной и духовной деятельности, в нем сосуществовали мифологический, практический и игровой аспекты; живопись, музыка, слово, танец не разделялись; не было в древности и разделения между творцами и потребителями искусства. Постепенно искусство выделяется из этого синкретического единства как самостоятельная сфера духовной деятельности.
Теория художественного инстинкта рассматривает искусство как биологическую функцию. Согласно ей, искусство в человеческом обществе имеет общие корни с «искусством» животных (строительство гнезд, красочное оперение, танцы и т.д.)
Иллюзионистская теория полагает, что искусство - чудесный обман, доставляющий наслаждение челу. Пример теории социального происхождения искусства –искусство – не проявление природы, а продукт общественных условий, поэтому оно социально по своей самой сущности. Вывод сделан на основании того, что искусство – творение уже сформировавшегося чела, поскольку оно возникло в эпоху верхнего палеолита, то есть в эпоху появления подлинного человеческого общества, и воплощает новую ступень освоения действительности, которая соответствует высокому уровню развития чела.
Еще на исходе 1920-х годов Бахтин писал, что главная задача «теоретической социологической поэтики» — «выделить лит-ое произведение как таковое, дать экспозицию его структуры, определить ее элементы и их функции». Он же подчеркивал, что задача эта неразрешима без ответа на вопрос об эстетическом: «...без систематического понятия эстетического, как в его отличии от познавательного и этического, так и в его связи с ними в единстве культуры, нельзя даже выделить предмет, подлежащий изучению поэтики — художественное произведение в слове, — из массы произведений другого рода; и это систематическое понятие, конечно, вносится каждый раз исследователем, но совершенно некритически».
Лит-ое произведение, как видно, в первую очередь должно быть поставлено в ряд явлений искусства, независимо от его видов. Картине, симфонии, зданию и т.д. могут быть присущи одинаковые свойства: именно те, которые заставляют нас относить все эти явления к области искусства.
Произведения словесного творчества, конечно, отличаются от творений других видов искусства. Таким образом, лит-ру мы должны рассмотреть не только как искусство, но и как его особый вид.
Синкретизм как художественный принцип.
Первую стадию в истории поэтики Веселовский называл эпохой синк-зма. Развитие науки подтвердило, что самым элементарным и в то же время самым фундаментальным отличием архаического сознания от современного является его нерасчлененно-слитная природа, или син-зм. Он пронизывает всю древнюю культуру, начиная с чувственных восприятий ее носителей до их идеологических построений — мифов, религии, искусства. Архаический чел. синк-ски воспринимает данные разных органов чувств, себя и природу, «я» и «другого», слово и обозначаемый им предмет, искусство и жизнь. Син-зм, по Веселовскому, есть выражение свойственного архаическому сознанию целостного взгляда на мир, еще не осложненного отвлеченным, дифференцирующим и рефлексивным мышлением. В таком сознании сами идеи тождества и различия еще не оформились в своей раздельности, а потому они не накладываются на воспринимаемые явления.
В своих трудах Веселовский проследил, как проявляется этот принцип в древнем искусстве слова —т.е. провел его через центральные категории лит-ры изучаемой эпохи. При этом выяснилось, что дольше всего сохраняется синк-зм в сфере поэтической образности. После Веселовского большую роль в прояснении ведущего принципа архаического искусства сыграли труды Фрейденберг. Исследовательница подчеркивала, что мифопоэтическое сознание на этой стадии «имеет цельный характер, нерасчлененный. Фрейденберг не пользовалась термином «синк-зм» и даже с ним полемизировала. Она считала, что данный термин содержит в себе представление о развитии, исходящем из одного источника, тогда как на самом деле в основе становления лежит множество факторов — оно не «моно-», а «полифилично». Проявляется это в том, что здесь на всех уровнях целого (в образе, сюжете, персонаже и т.д.) действует принцип семантического тождества при различии форм, причем различие есть лишь внешнее проявление внутреннего единства.
Синк-зм тот «родимый хаос», из которого возникли современное сознание и искусство, и можно говорить, что на иной почве они не могли бы родиться. В этом смысле древний синк-зм лит-ры родствен мифологии, психическому бессознательному и другим первичным («архетипическим») структурам сознания и культуры, из которых вырастают их более дифференцированные формы. И в более позднее время — в момент своего становления — каждая лит-ра переживает состояние, типологически родственное тому, что мы называем синк-змом. Почему Пушкин — это «наше все»? потому, что он д/русской лит-ры был тем началом, в котором в синк-ком виде заложены возможности ее будущего развития.
Лит-ра выводит нас на такой уровень сознания, где синк-зм является не только ее историческим лоном, но и неким архетипическим качеством, каждый раз по-новому воспроизводящимся. Более поздние художественные принципы и формы искусства будут так или иначе соотноситься со своим архетипом — вырастая из него, от него отталкиваясь, к нему возвращаясь в иных обликах. Но во всех метаморфозах художественности генетическим «кодом» эстетического объекта останется принципиально нерасчленимое целое. В этом метаисторическое значение феномена синк-ма, открытого исторической поэтикой.