Осн. и вспомогательные эл-ты газеты
Дизайн газеты как особый вид прикладного ис-ва.
Дизайн газеты – специфическая область прикладного искусства, связанная с организацией текстовой и визуальной информацией в газете.Дизайн сочетает в себе:
- функциональное начало (польза); - эстетическое начало (привлекательность).
Функции дизайна:
- утилитарная (ф-ция визуальной инф-ции);
- идеологическая (комментирование информации);
- эстетическая (распространение культуры);
- рекреативная (релаксация).
Задачи дизайна:
1) в удобной форме донести инф-цию до читателя;
2) способствовать выявлению содержания печатных материалов;
3) ориентироваться на полосе; облегчить восприятие наиболее важных мат-лов;
4) делать издание привлекательным.
Законы дизайна:
- З. пропорции; - контраста; - равновесия (одна часть полосы не должна быть «тяжелее» другой); - ритма (чередование и повторение однородных элементов – пробелов, колонок); - гармонии (все эл-ты стр.-цы – представлять единое целое).
Осн. принципы дизайна периодич. изданий.
1. подчиненность содержанию. Все эл-ты формы, приемы оформления должны быть направлены на выявление актуальности, особенностей публикаций, их значимости (идея, тема, проблема, жанр и т.д.).
2. единство стиля. Все эл-ты, детали оформления должны гармонично сочетаться друг с другом.
3. Контрастность (контраст большого и малого, широкого и узкого, длинного и короткого, черного и белого и др.) помогает не только привлечению внимания, но и его удержанию.
4. Принцип пропорциональности (в отношении 2:3, 3:5)
5. Направленность. Эффективное оформление «ведет» читателя по газетным полосам, страницам.
6. Экономность и сдержанность - сознательное ограничение дизайнера в подборе тех или иных средств оформления. Дизайн должен быть изящным, но простым, понятным.
7. Экспериментальность: импровизационные решения дизайнера в рамках утвержденной научно разработанной композиционно-графической модели; ее совершенствование;
8. системность - без системного подхода дизайнер не сможет реализовать, например, такие из выделенных нами принципов, как «единство стиля», «целостность»… Системность суть любой проектной деятельности, в том числе и дизайна.
Следование перечисленным выше принципам дизайна повышает удобочитаемость газеты, позволяет делать ее красивой.
Осн. и вспомогательные эл-ты газеты.
Осн. эл-ты газеты:
1) Логотип (название издания, выполненное фирменным шрифтом) – это своеобразный товарный знак, торговая марка издания. Логотип нередко в уменьшенном виде повторяется в колонтитулах внутренних и последней страниц;
2) Заголовок;
3) Въезд, вводка, лид (в суть публикации вводят);
4) Колонцифра (колонтитул) – элемент, обозначающий порядковый номер полосы, название, дату выхода;
5) Блок-анонс (реклама интересных публикаций);
6) Рубрика;
7) Врезка (выноска) – особым образом оформленная цитата.
Основные элементы полосы:
1) Заголовочный комплекс (заголовок, подзаголовок, вводка);
2) Иллюстрации;
3) Комментарий к иллюстрациям;
4) Текст материала.
Вспомогательные эл-ты полосы:
1) Пробельный материал (межколонные, междустрочные пробелы; отбивки – пробелы между текстом и линейки);
2) Графический материал (линейки, рамки, буквицы, цвет, шрифты).
4. Разделительно-выделительные элементы:
1) Линейки – наборные печатающие эл-ты, рост которых равен росту литер, а длина и кегль изменяются в зависимости от вида линейки и ее назначения.
Виды линеек: тонкая, полутупая, тупая, двойная, пунктирная, фигурная.
Главное назначение – разделять весь представленный материал на блоки, удобные для читательского восприятия. Вторая роль линеек (а также пробелов и украшений) – связующая. Разъединяя, они в то же время что-то и объединяют. Отделяя один смысловой блок от другого, мы тем самым и выделяем его среди остальных. Линейки – это еще и активное декоративное средство. Принято использовать вертикальные линейки не более 2 пунктов, горизонтальные – от 4 до 12 пунктов. Осн. свойствами разделительных средств должны быть нейтральность и универсальность.
2) Украшения – усики, звездочки, ромбики, точки и т.д. – могут сделать внешний вид полосы привлекательнее, красивее (из них иногда даже составляются линейки). Но это еще прекрасные указатели, ориентиры, средства акцентировки отдельных участков текста. Т.е. украшения еще и руководят вниманием читателя.
3) Пробел – не есть нечто непроизвольное, случайно образовавшееся. Это вполне осмысленный эл-т. Необходимое условие аккуратности, привлекательности издания – продуманное распределение горизонтального и вертикального пространств между эл-тами формы – свободных от печати участков полос, обычно называемых пробелами. Как и линейки, они могут разделять, выделять и объединять. Разнобой в применении пробелов делает полосу неряшливой, плохо читаемой. Пробелы между колонками (6-12 пунктов).
Стандартным пробелом должны отделяться: заголовок от начала статьи, заголовок от фотографии, подпись к ней от самого снимка, фотографии друг от друга и т.д. – т.е. все эл-ты, относящиеся друг к другу. Четко выдержанные пробелы в газете – это свидетельство культуры оформления.
Пробелы (белое пространство) должны располагаться на полосе равномерно.
4) Шпации – для заполнения промежутков между словами и, если нужно, между буквами. Они имеют кегль, равный шрифту, с которым применяются.
5) Квадраты – для заполнения больших свободных от текста промежутков. Кегль равен кеглю шрифта, толщина – 1 квадрат.
6) Шпоны – для увеличения промежутков между строками текста или заголовков. Кегль – 1, 2, 3, и 4 п.
5. Формат, объём и структурная организация газеты.
Формат газеты определяется форматом страницы (в мм). Газеты выпускаются форматом А2, А3 и А4.
А2 = 420x594 мм (8 колонок)
А3 = 297x420 мм [ширина = длина предыдущего делить на 2, высота = ширина предыдущего] (5-6 колонок)
А4 = 210x297 мм (3-4 колонки)
Формат текста (ширина колонки, длина строки) может быть шире или уже стандартных.
Чем крупнее кегль, тем крупнее формат текста (и наоборот).
нормальный межколонный пробел: 5-6 мм. Чем больше формат колонки, тем шире межколонный пробел (и наоборот).
Объем газеты
От формата газеты, размеров ее полосы, а также от кол-ва полос номера зависит объем газеты. Чем больше формат, тем больше мат-лов можно поместить в номере.
Кол-во страниц газеты обуславливает особенности её иллюстрирования — число иллюстраций, их размеры и характер. Так, в малоформатной и малостраничной газете помещают минимальное число иллюстраций, поскольку осн. площадь отводится для текстов, здесь редко применяют сложные виды иллюстраций (это не касается рекламных материалов).
Кол-во страниц и полос в номере газеты во многом зависит от её типа и формата. Большинство газет, выходящих в форматах А2 и A3, имеет от 4 до 8 полос, а неежедневные газеты обычно издаются на большем кол-ве полос.
6. Шрифт как осн. эл-т газеты: классификация, удобочитаемость и эстетика.
Шрифт – комплекс букв, необходимых для воспроизведения к.-либо алфавита; шрифт, независимо от техники его исполнения, представляет собой упорядоченную графическую форму определенной системы письма.
Классификация шрифтов.
По рисунку (виду гарнитуры) шрифты бывают:
- без засечек; - с засечками;
Гарнитура – комплекс шрифтов различных размеров, начертания и плотности, но одинаковых по характеру рисунка.
1. Группа рубленых шрифтов.
Имеют равное соотношение ширин основных и соединительных штрихов, засечки отсутствуют.
2. Группа шрифтов с едва наметившимися засечками.
Примерно равное соотношение ширин соединительных и осн. штрихов с едва наметившимися засечками в виде некоторого утолщения концов вертикальных штрихов.
3. Группа медиевальных шрифтов.
Характеризуются умеренным контрастом осн. и соединительных штрихов, с заческами близкими по форме к треугольнику и наклонным расположением оси симметрии округлых букв.
4. Группа обыкновенных шрифтов.
Гарнитуры с контрастными штрихами, с длинными тонкими заческами, соединяющимися с осн. штрихами под прямым углом или с легким закруглением. Оси округлых букв вертикальные.
5. Группа брусковых шрифтов.
Шрифты с неконтрастными и малоконтрастными штрихами, с длинными утолщенными засечками, соединенными с осн. штрихами под прямым углом или с легким закруглением.
6. Группа новых малоконтрастных шрифтов.
Шрифты с малым контрастом штрихов и длинными утолщенными засечками с округленными концами. Засечки соединены с осн. штрихами под прямым углом или с легким закруглением.
7. Дополнительная группа.
Шрифты, не имеющие ярко выраженных графических признаков, т.е. все шрифты, которые нельзя отнести ни к одной из остальных групп.
Удобочитаемость шрифта определяется скоростью восприятия отдельных знаков и текстов в целом.
Условия удобочитаемости шрифта:
- Ясный контур каждой буквы;
- Различимый внутрибуквенный просвет;
- Соразмерность пробелов между буквами;
- Пропорциональность между широтой и высотой знака;
- Контрастность букв;
- Соразмерность кегля шрифта межстрочным пробелам;
- Соразмерность кегля шрифта длине строки;
- Соответствие длины строки интерлиньяжу;
Удобочитаемость зависит от след. параметров:
1) Гарнитуры: шрифты с засечками более удобочитаемы, чем без них;
2) Кегля: наиболее читабельный кегль текстового шрифта 8-9 пт;
В тексте, состоящем из прописных букв, воспринимаются только первые несколько слов.
3) Начертания: курсив не для всех текстов;
4) Формата строк;
5) Интерлиньяжа и трекинга: слишком «плотный» интер. и трекинг влияют на удобочитаемость текста.
6) Междусловного пробела. Чтобы слова в тексте не сливались, нужно применять рекомендуемый размер междусловного пробела от 1/2 до 3/4 кегля шрифта.
Лучшей удобочитаемостью хар-ся шрифт прямого нормального светлого начертания.