Взаимоотношения профессиональных участников арт-рынка
Взаимоотношения владельцев галерей и живописцев складываются по-разному. Многие солидные галереи, например «Ай-дан», выплачивают ежемесячные стипендии «своим» художникам, заключая с ними длительные контракты, отчисляют процент с продаж.
Но зачастую приходится отказываться от подобной формы сотрудничества. Во-первых, не все галереи имеют для этого материальные возможности, во-вторых, несовершенная российская экономико-правовая база влияет на этику и культуру рабочих взаимоотношений. Некоторые художники, предоставляя галереям право рекламировать свое творчество, продают картины непосредственно из мастерских. Такие отношения недопустимы на цивилизованном арт-рынке, поскольку выставки, каталоги художнику не стоят ничего, а галереям обходятся почти в треть бюджетного оборота.
Поэтому широко используется следующая система: после реализации картины галерея и художник распределяют ее стоимость в определенных процентах, чаще всего 50 на 50. Это нормальная практика для Европы, причем там хорошая галерея берет и все 70%.
Важной функциональной обязанностью галереи является установление контактов между художником и коллекционером. Неоднозначный противоречивый характер этих взаимоотношений накладывает отпечаток на деятельность галерей в этой сфере. Коллекционер зачастую выступает как теневая фигура. Никакой статистики или даже информации о количестве коллекционеров, о направленности их интересов не имеют ни госструктуры, ни галеристы. Известны отдельные коллекционеры (как правило, коллекции небольшие), эпизодически представляющие некоторые произведения искусства на выставку. В основном же доступ к коллекциям ограничен ближайшим окружением коллекционера. Представляется сложным даже контурно нарисовать типичный «портрет» коллекционера. В то же время коллекционер — одна из центральных фигур арт-рынка; он приобретает произведения искусства в первую очередь для своего эстетического удовольствия, хорошо ориентируется в художественной жизни общества, подписывается на специальные издания по искусству, старается выставлять свою коллекцию, имеет свой банк данных. В круг его друзей входят художники, искусствоведы, галеристы. Для него предметы искусства — не только собрание шедевров, но и объекты инвестиций. В то же время существует категория людей, которые покупают произведения искусства исключительно с целью перепродажи и получения прибыли (многие бизнесмены вкладывают деньги в произведения искусства); их нельзя отнести к коллекционерам. Немало коллекционеров занимаются меценатством или общественной деятельностью.
В настоящее время в России отсутствуют законы о коллекционировании и правовой статус коллекционеров не определен. В то же время в западной системе законодательства место и роль коллекционера в художественной жизни общества, арт-рынка строго регламентированы и подчинены соответствующим законодательным актам. В них предусматривается определение уровня профессионализма в ведении дел, уровня компетентности коллекционера и его консультантов; количество времени и сил, затраченных на коллекционирование, убытков и прибыли от коллекции; а также описание коллекции, обязательная выставочная деятельность, пропаганда искусства и пр. Государство гарантирует сохранность коллекции, защиту прав коллекционера, снимает часть налогов и даже выплачивает некоторые суммы коллекционерам. Тот собиратель и любитель искусства, коллекция которого не выставляется и служит только для его собственного эстетического наслаждения, коллекционером не считается.
В нашей ситуации отсутствие тщательно разработанной и нормативно отрегулированной модели культуры сдерживает развитие арт-рынка. Частная инициатива почти не развивается из-за неотлаженности, неразвитости системы налогового обложения. Благотворительность, меценатство, спонсорство как система поддержки национального искусства и его творцов практически отсутствуют. Необходима трансформация законодательной и налоговой системы. Эта система должна способствовать сохранению и развитию культуры в нашей стране. Одной из важнейших задач является разработка культурных программ, стратегии развития культуры и искусства. Все это должно быть тесно связано с целенаправленной последовательной национальной (государственной) культурной политикой. Именно культура должна выступать в роли ведущего показателя, свидетельствующего о зрелости социума, о его готовности к возрождению и строительству нового государства.