Молодой театр Санкт-Петербурга
Молодой театр Санкт-Петербурга – негосударственный театр, объединивший единомышленников: выпускников разных мастерских Санкт-Петербурга. Театр «зародился» в мастерской з.а. России М.И. Самочко. Там – в теплой и демократичной обстановке – появлялись первые спектакли: документальный спектакль «Шоа», «А завтра будет счастье» (по рассказам Л.Улицкой), «Добрые люди» (по пьесе Б.Брехта «Добрый человек из Сычуани»). Постепенно от спектакля к спектаклю состав участников увеличивался. К ученикам М.И. Самочко присоединялись выпускники н.а. РСФСР З.Я. Корогодского, н.а. РСФСР Р.Б. Громадского, з.р.к. РФ В.В. Норенко, А.Н. Максимова.
Молодой театр еще очень молод, но открыто заявляет свою позицию: это театр, который не приемлет все формальное. Так же как и умозрительное, типичное, созданное на потребу зрителю, бесконфликтное и компромиссное. Спектакли театра сделаны с душой и для души. Молодость, смелость и откровенность – вот главные преимущества Молодого театра Санкт-Петербурга.
Сезон 2016 – 2017 Молодой театр видит своей целью открыть на своей площадке. Прежде спектакли игрались в разных театрах города: на Камерной сцене Малого Драматического театра (Театра Европы), в Эрарте, в Упсала цирке, в театре Цехъ, на площадке ДИТ «Куклы» и в нетеатральных помещениях, к примеру, в Санкт-Петербургской Большой Хоральной Синагоге. Молодой театр также дважды гастролировал в Выборге и в Петрозаводске. Спектакли исполнялись на сцене Государственного театра «Святая Крепость», а также Государственного Петрозаводского театра Кукол.
Желание иметь собственную площадку обусловлено не только удобством для зрителя (которым постепенно обрастает театр), но и планами труппы, направленными на диверсификацию предлагаемых театральных возможностей для публики. В новом сезоне 2016 – 2017 Молодой театр Санкт-Петербурга выступает с инициативой открыть современный театр – арт-пространство, которое станет привлекательным местом проведения разнопланового культурного досуга для жителей Санкт-Петербурга. Такой театр предложит своему зрителю не только просмотр спектаклей, но и многообразные культурные программы:
· Тематические музыкальные вечера – в составе театра есть своя кавер-группа «Леня», выступающая на различных молодежных площадках города. Один из музыкальных вечеров планируется посвятить авторской музыке, звучащей в разных постановках Молодого театра. Также среди друзей театра есть интересные исполнители, играющие в самых разных музыкальных направлениях и жанрах, которых мы хотим видеть у себя в гостях;
· Поэтические вечера – исполнение стихов классических и современных поэтов, представление зрителям неизвестных авторов, а также поэтические вечера на стихи любимых мировых классиков;
· Вечера романса – классические музыкальные программы, главной целью которых является воссоздание атмосферы салона XIX века, где зрители могут не только насладиться прекрасной музыкой, но и пообщаться друг с другом;
· Читки современных пьес – экспериментальное направление, нацеленное на знакомство с современной драматургией. Многие даже не задумываются, насколько по-разному произведение читается, смотрится и воспринимается на слух. Подобные читки – тщательно отрепетированные исполнения по ролям произведений, где во главу угла ставится текст, а не пространственное решение;
· Театральный и художественный лекторий – эксклюзивные лекции от теоретиков и практиков театрального искусства, а также мировой художественной культуры. В формате эксперимента некоторые лекции планируется делать интерактивными;
· Выставки фотографий и инсталляции – подобные экспозиции планируется размещать в холле театра и привлекать к ним современных молодых художников, архитекторов, дизайнеров, фотографов;
· Театральные концертные программы – тематические вечера, посвященные значимым событиям в истории театра;
· Театральная школа для зрителя (комплексные занятия по ораторскому искусству, мастерству актера, физические тренинги по раскрепощению и снятию зажимов, театральные студии для студентов, взрослых и детей).
Таким образом, Молодой театр Санкт-Петербурга предлагает комплексный подход в организации культурной и досуговой деятельности.
Молодой театр – негосударственная организация. Бюджет театра складывается из грантов, полученных на осуществление культурной деятельности от Правительства Российской Федерации, из пожертвований бизнес сообщества, а также из тех средств, которые будет зарабатывать Молодой театр Санкт-Петербурга от проката спектаклей, выставок, и другой деятельности, осуществляемой в рамках устава театра.
Управление театром осуществляет художественный совет (в составе совета – члены труппы), а также совет попечителей (в совет входят представители культуры, власти и бизнеса, принимающие непосредственное участие в жизни Молодого театра и принятии стратегических решений по вопросам развития театра).
Формирование репертуара и прокатной афиши Молодого театра Санкт-Петербурга в сезоне 2016 – 2017 будет происходить на основе существующих 4 спектаклей: документального спектакля «Шоа», спектакля «А завтра будет счастье» (по рассказам Л.Улицкой), спектакля «Добрые люди» (по пьесе Б.Брехта «Добрый человек из Сычуани»), спектакля «Реквием?» по последней пьесе Х. Левина. Осенью 2016 театр планирует выпустить премьеру, а к новогодним праздникам подготовить Новогодний спектакль для детей. Молодой театр также планирует постепенно расширять репертуар в сторону детских и подростковых спектаклей. Строя диалог с учащимися школ Санкт-Петербурга, Молодой театр будет предлагать не только спектакли, но и образовательные услуги для развития творческих способностей детей и молодежи.
В целом, в репертуарной политике курс будет взят на максимальное многообразие. Все постановки будут отличаться актуальностью и социальной значимостью. Прежде всего, к постановке планируется брать традиционные произведения. Обращение к классическим текстам необходимо в процессе формирования личности. Театральные реалии показывают, что интерпретация и переосмысление текстов классических авторов могут быть невероятно современными. Но, одновременно, без обращения к современным текстам не может быть современного театра. Постановки современных пьес интересны как для молодых авторов, предоставляя им возможность увидеть сценическое воплощение написанного им произведения, так и для артистов, у которых появляется уникальная возможность работать над уникальным, «живым» текстом.
Взаимодействие с современными авторами позволяет публике отслеживать разные этапы создания спектакля: актерские читки, эскизы, и, наконец, премьерные показы. Такое «общение» зрителя с актерами, режиссерами, авторами помогает формировать уникальную модель отношений между театром и зрителем, где зритель – не случайный гость, а полноправный участник новой театральной действительности.
Одним из ключевых моментов своей деятельности Молодой театр видит налаживание диалога со зрителем. Для установления связи с публикой, при театре будет создан свой PR отдел. Внутри PR-отдела будут созданы структуры по работе со СМИ, по работе с социальными сетями, по привлечению и работе с партнерами, по фандрейзингу.
Еще со студенческих времен труппа театра очень много внимания уделяет благотворительности. Показы спектаклей для подростков из социальных общежитий, для нуждающихся категорий населения, для инвалидов и пенсионеров, благотворительное участие в городских Фестивалях – все это является неотъемлемой частью работы театра. Инициативность труппы театра в этом вопросе привлекла ряд спонсоров (среди них компании и частные лица), которые участвуют в осуществлении подобных инициатив. Устремления Молодого театра полностью соответствуют Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года:
«Возможность посещения театра имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды в городе, регионе, в стране в целом. Театральное искусство в современной России занимает особое место в развитии человеческого потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни российских граждан и качества социальной среды».
Молодой театр Санкт-Петербурга видит своей миссией создание театрального центра с демократичной атмосферой, где зритель будет чувствовать себя полноправным участником создаваемой культурной среды. В центре этой культурной среды – театр. Театр разный: классический и современный, дидактический и провокационный, но неизменно несущий социальную ответственность. И неизменно провоцирующий зрителя на размышления.