Искусство византии. иллюстрации
Ил. 1 Ил. 2
Ил. 3 Ил. 4
Ил. 1. Святая София. 532-537 гг. Константинополь (Стамбул)
Ил. 2.Монастырь святой Екатерины. VI в. Египет. Синай
Ил. 3. Император Юстиниан с приближенными. Мозаика. VI в. Церковь Сан-Витале, Равенна
Ил. 4.Христос-Панократор. Икона. VI в. Восковая темпера. Синай. Монастырь св. Екатерины
Раздел IX
Искусство Западной и Центральной Европы
Средневековье
Общая характеристика
Великое переселение народов в IV в. Основание Константинополя в 324 г. Разделение в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную (Византия). Эпоха Средневековья («темные века») между Античностью и Возрождением. Церковь как связующее звено совместного сосуществования римлян и варваров. Характерные признаки Средневековой культуры: теоцентризм, анонимность, тяга к обобщенности.
9.2. Искусство периода варварских королевств V – Х вв.
Миграция варваров: малочисленность архитектурных памятников. Оружие, утварь, ювелирные изделия – круг памятников варварских племен. Дорогие материалы и яркие краски – предпочтения заказчиков.
Обращение остготов (лангобардов), вестготов, франков и англосаксов в христианство в V – VIII вв.: христианская символика в искусстве. Украшение манускриптов в скрипториях. Искусство резьбы по камню на севере Европы (каменные кресты Ирландии). Первая церковная и светская (замки) архитектура. *Мавзолей короля Теодориха. 453 – 526 гг. Италия, Равенна.
Искусство империи Каролингов 751 – 987 гг.
Карл Великий (768 – 814 гг.). «Каролингский ренессанс» VIII – IX вв. «Академия» Карла Великого. Формирование монументальной живописи с программой Ветхого и Нового завета, темы Страшного суда (церковь св. Иоанна Крестителя в Мюстаире, Швейцария).
*Капелла в Ахене. 788 – 805 гг. Германия.
*Ворота монастыря. 800-е гг. Германия. Лорш.
Искусство резьбы по кости. Книжная миниатюра мастерской Ахена.
*Евангелие Годескалька. 781 – 789 гг.
*Утрехтская Псалтирь. IX в.
Искусство Оттоновской династии 962 – 1002 гг.
Объединение германских земель: Людовик Немецкий (833 – 876 гг.). Оттон I (936 – 973гг.) – преемник Каролингской и Римской империй. Расцвет культуры и искусства. Монастыри и церкви – культурные центры эпохи. Культ реликвий.
Величественность и массивность архитектуры. Формирование символики храма.
*Собор в Шпейере. 1030 – 1106 гг.
*Двери церкви святого Михаила в Гильдесгейме. 1015 г., бронза. Германия.
Расцвет средневековой немецкой живописи на рубеже Х – ХI вв. Монументальная живопись и миниатюра.
*Евангелие Оттона III. Кон. X в.
*Книга евангельских чтений Генриха II. ХI в.
*Книга евангельских чтений Генриха III. ХI в.
*«Золотой кодекс» ХI в.
9.3. Романское искусство Х–ХII вв.
Первый общеевропейский художественный стиль. Монашеские ордена (бенедиктинский, цистерианский) и монастырское строительство. Паломничество, паломнические церкви и реликварии. Новые конструкции сводов и опор в архитектуре из камня. Замок как неприступная крепость.
Франция
Последовательное формирование романского искусства. Провинции: Бургундия, Оверни, Прованс, Нормандия.
*Церковь святых Петра и Павла монастыря Клюни. 1988 – 1131 гг. Франция, Бургундия.
*Церковь Сен-Лазар в Отене. 1112 – 1132 гг. Франция.
*Церковь сен-Мадлен в Везле. 1120 – 1150 гг. Франция.
*Церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермоне. ХII в. Франция.
*Сбор Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье. ХII в. Франция.
Живопись. Монументальные фрески.
Церковь *Сен-Савен-Сюр-Гартан. кон. Х в.– 1115 г. Франция, Пуату.
Книжная миниатюра. Монастырь Сен-Север (Гасконь): иллюстрированная *Рукопись комментариев к Апокалипсису Стефана Гарсиа (1028 – 1072 гг.).
Романская наружная храмовая скульптура как «проповедь в камне». Оформление порталов. Скульптура церквей.
*Сен-Лазар в Отене (ХII в.)
*Сен-Мадлен в Везле (ХII в.)
*Сен-Трофим в Арле (ХII в.)
Германия
Период междуусобных войн и борьбы императоров с папством.
Архитектура.
*Собор в Шпейере. 1030 – 1106 гг. Германия.
*Собор в Вормсе. 1181 – 1234 гг. Германия.
«Переходный стиль» архитектуры рубежа XII – XIII вв. с элементами романского и готического стиля.
Живопись. Расцвет миниатюры. Украшение рукописного сборника светских стихотворений *Carmina Burana.
Скульптура: размещение внутри храмов и на фасадах (с кон. XII в.). Распятия, рельефные вставки и развернутые композиции.
*Собор в Бамберге 1230 г.
Италия
Разнообразие территориальных культурных традиций: античность, византизм.
Романский стиль Ломбардии.
*Церковь Сант Амброджо в Милане. VI, XII вв.
Центральная Италия.
*Архитектурный ансамбль в Пизе. Собор, баптистерий, кампанилла. Начало строительства 1063 г.
Сицилия. Архитектурные влияния Востока, Запада и Византии.
*Палатинская капелла в Палермо. 1131 – 1143 гг. Сицилия.
*Собор Санта-Мария Нуова. 1174 – 1189 гг. Сицилия. Монреаль.
Живопись. Фрески церкви *Сан-Клементе 1073 – 1084 гг.
Монастырские скриптории. Свитки из пергамента как форма религиозных текстов.
Скульптура: влияние античных традиций. Монументальные рельефы храмов в Милане, Вероне, Павии. Завершение традиций романского стиля в творчестве *Бенедетто Антелами. Скульптура собора города Фетида.
Англия
Завоевание Англии норманнами в 1066 г. Укрепление культурных, политических и экономических связей с континентом. Формирование романского стиля.
Архитектура. Строительство соборов и монастырей.
*Собор в Сент-Олбансе. 1077 – 1090 гг.
*Собор в Питерборо. кон. XII в.
Декоративно-прикладное искусство.
*Ковер из Байе. 1077 г. Нормандия. 70,0х0,50 м. Музей королевы Матильды.
Испания
Влияние арабской и французской культуры. Реконкиста XI – XII вв.
Архитектура. Расцвет городов Кордовы, Гранады, Севильи, Валенсии. Дворцы, мечети, фонтаны. Строительство замков-крепостей.
*Замок Алькасар. ХI в. Испания. Сеговия.
Скульптура. Первые произведения монументальной скульптуры ХI в. Украшения колонн, капителей, дверей.
*Портик славы. Церковь Сант-Яго де Компостелла. Мастер Матео. Влияние французской культуры.