Методические рекомендации по подготовке доклада
Утверждаю
Зам директора по УР
ГБОУ СПО «Самарский медико-социальный колледж»
Морозова Л.Р.
Ноября 2013 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ ДОКЛАДОВ
Самара, 2013
Доклад— публичное сообщение на определенную тему, а также письменное изложение содержания этого сообщения.
Устное выступление с докладом может полностью совпадать с письменным изложением содержания. Однако следует использовать преимущество устной речи над письменной, которое заключается в том, что есть возможность разнообразить свою речь, сделать ее более живой, отходя от строгого научного изложения. Определенный «экспромт» привлекает слушателей и делает выступление запоминающимся.
Структура доклада:
1) вступление;
2) основная часть;
3) заключение.
Вступление
Цель: сообщить тему доклада, завоевать внимание слушателей, обосновать актуальность темы, сформулировать тезис. Как начать выступление (доклад), чтобы завоевать внимание слушателей?
•Задать проблемный, или оригинальный вопрос по теме выступления.
• Начать с интересной цитаты по теме выступления.
• Начать с конкретного примера из жизни.
•Начать с образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, вещью.
• Начать с истории, случая.
Не забудьте, что после неординарного начала доклада должны следовать обоснование темы, ее актуальность, а также научное положение— тезис!
Основная часть
Цель: сообщить основные положения доклада, удерживая внимание слушателей.
Как заинтересовать слушателей в ходе основного изложения? •рассказать необычные факты.
•рассказать то, что непосредственно касается всех слушателей, •рассказывая, быть конкретным и определенным.
• использовать образные сравнения, контрасты (помня об их уместности).
Заключение
Цель: сделать резюме, т.е. подвести итоги, отразить главные идеи доклада в «свернутом» виде.
Фразы, с которых может начинаться резюме:
— Таким образом...
— Итак, можно утверждать...
— Основная идея, следовательно, сводится к следующему...
— Подытожим сказанное... Как закончить выступление?
— Кратко изложить основные мысли, которые содержались в речи.
— Процитировать что-либо по теме доклада.
— Создать кульминацию, оставив слушателей в размышлениях над поставленной проблемой.
Типичные ошибки при выступлении:
1)злоупотребление иностранной терминологией и понятиями, усложняющими восприятие главной мысли;
2) наличие слов-паразитов: «вот», «значит», «так сказать» и т.д.;
3) чрезмерная громкость голоса: слушатели через 8-10 минут не воспринимают такую речь;
4) построение сложных предложений, в которых количество слов превышает 14-15: такие фразы не воспринимаются, смысл прячется за сложными грамматическими конструкциями;
5) монотонная интонация, без акцентов на значимых моментах доклада.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Филиал «Самарский медико-социальный колледж»
ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»
Доклад
«Название»
специальность:34.02.01 Сестринское дело
33.02.01 Фармация
31.02.01 Лечебное дело углубленной подготовки
39.02.01 Социальная работа углубленной подготовки
43.02.03 Стилистика и искусство визажауглубленной подготовки
дисциплина:«Название»
Выполнил (а):
Ф.И.О. студента
Курс № группа №
Преподаватель:
Ф.И.О.
Самара, год
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методические рекомендации по подготовке доклада
Доклад - вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеаудиторных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения. Подготовка доклада требует от обучающегося большой самостоятельности и серьезной интеллектуальной работы, которая принесет наибольшую пользу, если будет включать с себя следующие этапы:
· изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;
· анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых и научных положений;
· обобщение и логическое построение материала доклада, например, в форме развернутого плана;
· написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.
Построение доклада включает три части: вступление, основную часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема и т.п. Основная часть должна иметь четкое логическое построение, в ней должна быть раскрыта тема доклада. В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3