Архитектура бронзового века.
В эпоху бронзы преобладающее значение получила монументальная архитектура, возникновение которой связано с развитием религиозных представлений, с культом предков и природы, то есть с духовными представлениями общества. Мегалитические сооружения возводились усилиями всей первобытной общины и были выражением единства рода.
Мегали́ты (от греч. μέγας — большой, λίθος — камень) — доисторические сооружения из больших каменных блоков, соединённых без применения цемента или известкового раствора. В предельном случае это один модуль (менгир).
Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты — общинные сооружения (функция — социализирующая). Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей.
Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней во французском Карнаке (Бретань), представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие.
Термин «Мегалит» был предложен в 1849 году английским исследователем А. Хербертом
Отдельную группу представляют собой мегалитические сооружения, то есть объекты в значительной степени состоящие из мегалитов. Они распространены по всему миру. В Европе, например, это Стоунхендж, В Южной Америке — Мачу-Пикчу, Пума Пунку.
Их общей характерной особенностью являются каменные блоки весом порой более сотни тонн, часто доставленные из карьеров расположенных за десятки километров иногда с большим перепадом высот относительно места стройки. При этом камни обработаны так, что в стык между блоками не может войти бритвенное лезвие.
Скифское искусство
Исконной чертой скифского искусства является неповторимый "скифский звериный стиль", тесно связанный с религиозными и мифологическими представлениями, в которых животный мир занимал особое место. "Костромской олень" и "Келермесская пантера" - наиболее выдающиеся образцы этого стиля в его архаической форме. На последующее развитие скифского искусства наложило отпечаток тесное знакомство скифов с культурой Закавказья и Передней Азии. В нем появились образы фантастических животных - грифонов, "древа жизни", мотивы борьбы и терзания животных и другие. В конце скифского периода усиливается схематизация, декоративная усложнённость образов. Начинается процесс сложения нового ажурного стиля.Расцвет скифского искусства относится к VII—VI вв. до н. э. В Скифии были тогда всего лишь зачатки государственности, зачатки рабовладельческого строя, не было изжито родовое начало, долго не было четкого классового деления и не было письменности. Могильные курганы вождей — типичные памятники ранней скифской культуры.
Это культура огромного мира, преимущественно кочевых и полукочевых племен, живших в I тысячелетии до н. э. в Северном Причерноморье, на Кубани, на Алтае и в Южной Сибири, т. е. на территории, простирающейся от Дуная до Великой Китайской стены искусство.
Идеал красоты, быть может не вполне осознанный, сочетался у них со стремлением создавать такие предметы, которые всем, что они символически выражали, обладали бы некоей магической властью над таинственными силами природы.Они постоянно передвигались; следовательно, произведения искусства могли только служить украшением их оружия и снаряженияПо качеству и по богатству Эрмитаж обладает единственным в мире собранием скифских древностей (свыше сорока тысяч предметов, среди которых произведения искусства мирового значения.золотая фигура оленя из кургана у станицы Костромской (Прикубанье, VI в. до н. э.). Это рельефная пластина, найденная прикрепленной на круглом железном щите в погребении вождя. Образ оленя был связан для скифов с представлением о солнце, о свете