Quot;Красная дорика" И. Фомина
И. Фомин. |
В Петрограде с его Академией художеств позиции традиционалистских архитектурных течений были более прочными, чем в Москве. Наиболее авторитетным зодчим среди неоклассиков бесспорно был И. Фомин. В отличие от Жолтовского он видел в классическом ордере не систему композиционных приемов и средств гармонизации архитектурного образа, а набор взаимосвязанных между собой архитектурных форм, составляющих в совокупности своеобразный архитектурный язык, с помощью которого архитектор может разрабатывать любую тему. Пропорциям же отдельных элементов ордера и здания в целом он не придавал такого значения, как Жолтовский, считая, что гармоничная композиция - это не следствие использования определенных пропорциональных закономерностей, а результат творческой интуиции архитектора.
Опираясь на художественные традиции классического ордера. Жолтовский и Фомин подчеркивали в них различные стороны: первый видел главное в закономерностях пропорционирования и гармонизации архитектурной композиции, второй - в архитектурном языке ордера.
В первые послереволюционные годы Фомин не считал необходимым как-то трансформировать этот ордерный архитектурный язык, считая вполне возможным использовать традиционные формы, отбирая, однако, те из них, которые, по его мнению, более соответствовали духу эпохи и потребностям нового заказчика - рабочего класса. Он отказывается от широко использовавшихся им в предреволюционные годы коринфского и ионического ордеров и переходит на дорику (в решении внешнего облика), создавая торжественные и наполненные суровой силой композиции (конкурсные проекты Дворца рабочих и крематория в Петрограде, оба в 1919).
И. Фомин. Здание акционерного общества "Аркос" в Москве. Конкурсный проект. 1924. Перспектива | И. Фомин. Конкурсный проект крематория в Петрограде. 1919. Фасад |
И. Фомин. Проект открытого театра при домах отдыха на Каменном острове в Петрограде. 1920. Фасады, фрагмент плана | И. Фомин. Конкурсный проект Дворца рабочих в Петрограде. 1919. Перспектива |
И. Фомин. Конкурсный проект Дворца рабочих в Петрограде. 1919. Интерьер зрительного зала | И. Фомин. Конкурсный проект Дворца рабочих в Петрограде. 1919. План второго этажа |
Возглавляя архитектурную мастерскую при Петроградском Совете и ведя большую педагогическую работу одновременно в двух учебных заведениях (Политехническом институте и Академии художеств), Фомин сплачивает вокруг себя в 1918-1920 гг. группу молодых архитекторов и студентов, объединенных общим стремлением развивать в новых условиях традиции русского классицизма конца XVIII - начала XIX в. В эту группу, которую условно можно назвать "школа Фомина", входили А. Гегелло, Г. Симонов. Л. Тверской, Н. Троцкий, Е. Левинсон, И. И. Фомин и др.
В первой половине 20-х годов Фомин продолжает свои эксперименты осовремениванию классического ордера. В эти годы он еще действовал медотом отбора - среди многочисленных традиционных форм, возникших на протяжении многовекового развития классического ордера, он отбирает наиболее простые и "героические", стремясь на их основе создать новый пролетарский стиль ("красную дорику"). Он широко использует орические пилястры (театр Корша, 1923) и тосканский ордер ("Аркос", 1924). Уже в эти годы Фомин делает первые попытки упростить формы классического ордера, что было, по-видимому, связано с его увлечением простыми символическими геометрическими формами при проектировании памятников и монументов (1921-1924).