Механизм взаимодействия культуры и общества

В обыденном сознании понятия «культура» и «общество» часто рассматриваются как синонимы. Определение соотношения культуры и общества – сложная теоретическая проблема.

Деятельностный подход рассматривает культуру как способ деятельности того или иного субъекта общественной целостности, как технологию этой субъективной деятельности.

Что же касается понятия «общества», то во всех его трак­товках есть общая идея: общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых они нахо­дятся друге другом, оно есть некая целостная система, в кото­рой она объединены совокупностью связей (отношений). Имен­но действие людей и образует общественную жизнь, оно исоздает общество как некоторый живой организм (органическое целое).

Можно по-разному интерпретировать отношения общества и культуры. Например, по М. Кагану, культура – продукт деятельности общества, а общество – субъект этой деятельности. Или, по Э. Маркаряну, культура есть функция общества. Согласно В. Давидовичу, культура – способ деятельности людей, а общественные отношения — поле для этой деятельности. Такое понимание помогает осознать, как именно связаны общество (общественные отношения) и культура (способ деятельности). Общественные отношения – это основания, а культура – обоснование. Общество создает поле для человеческого действия, обусловливает границы и в определенной мере задает характер и способы действий. Куль­тура и общество не соотносятся как часть и целое, а взаимопро­никают. По сути дела можно говорить о двух планах рассмот­рения жизни людей. Первый – «общественный» – это её ана­лиз со стороны способов объединения индивидов в целостность, создание модели их единения. Другой план – «культурный» – это видение жизни человеческой, исходя из того, как именно люди действуют, что созидают и передают от поколения к по­колению.

Подход В. Давидовича позволяет ответить на во­прос, что именно определяет способ человеческой деятельности и в каких сферах обнаруживается культура. Выросший в ходе собственной истории конкретный облик общества (личности, «среды», характера, социальной структуры, регио­на, страны, континента, всего человечества) определяет способ человеческой деятельности, а культура обнаруживается в разных сферах: эко­номической, политической, правовой, нравственной, научной, религиозной, экологической, педагогической и прочих.

В свете сказанного возникает вопрос о так называемых со­циальных институтах культуры – высокоорганизованных си­стемах, обладающих устойчивой структурой, предназначенных для упорядочения совместной жизни людей в обществе.

В узком смысле социальные институты культуры органи­зуют и регулируют собственно духовную среду деятельности человека: систему образования, научной работы, художественного творчества, религиозную жизнь, а также информацион­ные потоки.

В широком смысле социальные институты культуры вы­ступают как средства обеспечения эффективности человекотворческой культурной деятельности во всех сферах жизни общества, включая политические учреждения, экономические, со­циальные, военные и другие социальные институты. В свете сказанного основное различие между культурой и обществом состоит в том, что социальные институты (эконо­мическая и политическая система прежде всего) существуют независимо от индивидуальной рефлексии (осмысление инди­видом своего субъективного отношения к социальным нормам в институтам), они принимаются как данность, как общепри­нятые организаторы игры, которым необходимо следовать и отступления от которых караются обществом и государством.

В культуре же достигаемые реально результаты человечес­кой деятельности соотносятся с принимаемой индивидом шка­лой ценностей (слава, почести, богатство и т.д.). Если мы обращаемся не к социальному, а к индивидуальному (культурно­му), то обнаруживаем, что достигаемые им результаты обрета­ют значимость не сами по себе, а как собственные, внутренние (рефлексивные) качества и условия дальнейшего развития ин­дивида.

Итак, при рассмотрении вопроса «культура и общество» мож­но выделить два аспекта:

В первом аспекте культура выступает как характеристика движения общества, способа его функционирования, техноло­гичности. Короче говоря, культура есть общество с точки зрения технологичности его образа жизни; общество есть субъект культурной деятельности.

Второй аспект рассматривает в качестве предмета культу­ры все общество в целом, но со стороны его способности производить самого человека как развивающееся, социальное, творческое существо. Тем самым культура выделяет в обществе «человеческий» аспект и в этом смысле выступает как характе­ристика общества и его развития с точки зрения активного творческого участия в этом процессе общественного индивида. Таким образом, содержанием культурного про­цесса выступает развитие самого человека в качестве обществен­ного субъекта деятельности.

Наши рекомендации