В. Вазарелли. Силуэты. 1945


В. Вазарелли. Силуэты. 1945 - student2.ru

Д. Бисти. Иллюстрация к книге Е. Исаева «Суд памяти». 1973

СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА________________________________________________

В. Вазарелли. Силуэты. 1945 - student2.ru

Микеланджело. Давид. 1501-1504

характеристики: или повысится устойчивость, или фигура станет более легкой, развивая возможность движения.

Для раскрытия художественного образа важны не только про­порции цельной формы, но и ее частей. Пропорциональное соотно­шение частей с целым дает различные вариации его трактовки.

Обратимся к шедевру мирового искусства — греческому храму Парфенон. Знаток античной архитектуры Н. Брунов писал: «Для грека характерно очеловечивание сил природы — антропомор­физм... Ордер классического греческого храма является также главным носителем человеческого начала: он осуществляет на язы­ке архитектуры монументализированного человека-героя» *.

Интересны исследования римского архитектора Витрувия, кото­рый занимался поисками канона пропорций человеческого тела, использованного при строительстве греческих храмов. «Компози­ция храмов основана на соразмерности, правила которой должны тщательно соблюдать архитекторы. Она возникает из пропорции, которую по-гречески называют «аналогия».

Пропорцияесть соответствие между элементами произведения и его целым по отношению к части, принятой за исходную, на чем основана всякая соразмерность. Ибо дело в том, что никакой храм без соразмерности и пропорции не может иметь правильной ком­позиции, если в нем не будет точно такого членения, как у хорошо сложенного человека. Ведь природа сложила человеческое тело так, что лицо от подбородка до верхней линии лба и корней волос составляет десятую часть тела... голова вместе с шеей, начиная с ее основания от верха груди до корней волос, — шестую часть... ступ­ня составляет шестую часть... Желая сделать так, чтобы они (ко­лонны) были пригодны к поддержанию тяжестей и обладали пра­вильным и красивым обличьем, они измерили след мужской ступ­ни по отношению к человеческому росту и, найдя, что ступня со­ставляет шестую его долю, применили это соотношение к колонна­де и, сообразно с толщиной ее ствола, вывели ее высоту в шесть раз больше, включая сюда и капитель. Таким образом, дорийская ко­лонна стала воспроизводить в зданиях пропорции, крепость и кра­соту мужского тела» * *.

Последующие исследования показали, что «тело» колонны (такое название дали греки) находится в соотношении 1:5. Воспроизводя в

* Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры. М., 1935. Т. 2. С. 80-81. ** Витрувий. Десять книг об архитектуре. М., 1936. С. 79.



___________________________________________ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

В. Вазарелли. Силуэты. 1945 - student2.ru

Парфенон. V в. до н. э.

колонне крепость мужского тела, строители возложили тяжесть ан­таблемента на его плечи, тем самым, получив эти пропорции.

Памятники архитектуры могут вызывать у нас ассоциации раз­ного типа. Существует, к примеру, воплощенный в пирамиде образ величия или архитектурный образ, воспроизводящий человеческое тело (античные греческие храмы). Есть образы, рожденные архите­ктурным объемом, которые созвучны состоянию души человека и выражают экспрессию или покой (готика). Нам хорошо знакомы образы, ассоциативно соединяющие человека и природу (русский храм).

Задачей автора произведения является выбор наиболее вырази­тельной системы пропорционирования, необходимой для создания задуманного образа и его воплощения.

СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА____________________________________________________


В. Вазарелли. Силуэты. 1945 - student2.ru



Наши рекомендации