Тема 12. Искусство Венеции Высокого и Позднего Возрождения.
Искусство Венеции XVI века - один из важнейших культурных центров Европы. Эпоха Высокого Возрождения, ее верхняя граница - 30-40-е годы. Венецианский гуманизм. Восприятие античности как «Золотого века» в истории человечества. Идеал венецианских гуманистов - безмятежная жизнь на лоне природы. Проблема единства человека и окружающего его мира в искусстве.
Джорджоне (1476/77-1510). Один из основоположников искусства Высокого Возрождения. Светская станковая картина - основная область деятельности мастера. Переворот в технике живописи, ее реформирование. Отказ от использования предварительного рисунка. Живописное видение. Создание метода письма, получившего за пределами Италии название «итальянской манеры». Мазок, пастозность в сочетании с лессировкой входят в живопись. Влияние Леонардо, его сфумато, развитие техники передачи световоздушной среды. Природа - лейтмотив произведений Джорджоне. Превращение пейзажа в один из важнейших элементов композиции. Сложный ассоциативный характер замысла картин мастера и обусловленная этим множественность их толкований. «Мадонна Кастельфранко» (ок.1504, Кастельфранко, собор), «Юдифь» (ок.1500-1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж) «Спящая Венера» (1507-1508, Дрезден, Картинная галерея), «Гроза» (1507-1508, Венеция, Академия), «Сельский концерт» (ок.1508, Париж, Лувр), «Три философа» (ок.1508, Вена, Музей истории искусств). Портреты Джорджоне, созерцательный характер образов - «Портрет юноши» (ок.1503, Будапешт, Музей изобразительных искусств) и др.
Тициан (конец 1480-х гг.? - 1576). Крупнейший представитель венецианской школы Высокого Возрождения. Чувственное, полнокровное мировосприятие. Живописное восприятия мира. Материальность, вещественность краски. Формирование художника. Учился у Джованни Беллини, испытал влияние Джорджоне. Основные этапы творчества. Ранний джорджониевский период - до 1516 года. Радость бытия и одновременно созерцательный характер живописи: «Цыганская мадонна» (Вена, Музей истории искусств), «Любовь небесная и любовь земная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). Перелом в творчестве мастера в конце 10-х гг. Обостренное чувство бытия. Героическая тональность. Эмоциональная насыщенность образов. Энергия колорита, построенного на сопоставлении больших цветовых пятен теплых и холодных тонов, интенсивность цвета. Новый, динамический характер композиции. Алтарные образы Тициана: «Вознесение Марии» («Ассунта») в церкви Санта-Мария Глариоза деи Фрари в Венеции (1518), «Мадонна Пезаро» (1519-1526), находящаяся в той же церкви. Развитие беллиневского принципа обособленности и открытости алтарного образа. Мифологические композиции: «Праздник Венеры» (1518, Мадрид, Прадо), «Вакханалия» (Мадрид, Прадо), «Вакх и Ариадна» (1523, Лондон, Национальная галерея). Интимность, интерес к передаче окружения в работах 30-х годов: «Венера Урбинская» (1538, Флоренция, Уффици), «Введение во храм» (1534-1538, Венеция, Академия). Изменения в технике живописи. Объединение отдельных красочных пятен немногими лессировками. Сближенная цветовая гамма и доминирующий цветовой аккорд. Позднее Возрождение и творчество Тициана (40-е - 70-е гг.). Основные тенденции. Обращение к античной тематике - поэзии Тициана. Ностальгическое восприятие античности как ушедшего Золотого века: «Диана и Актеон» (ок.1559, Эдинбург, Национальная галерея), «Пастух и нимфа» (ок.1570, Вена, Музей истории искусств). Вторая тенденция в творчестве позднего Тициана - тема трагического одиночества героя: «Се человек» (Вена, Музей истории искусств), «Мучение св. Лаврентия» (ок.1560, Венеция, церковь Джезуити), «Коронование терновым венцом» (ок. 1570, Мюнхен, Старая Пинакотека), «.Св. Себастьян» (ок.1570, С.-Петербург, Эрмитаж). Изменение живописной манеры Тициана. Свобода письма. Использование фактуры холста. Рисование цветом. Создание нового вида цветовой композиции как организации цветовых масс. Портретный жанр в творчестве Тициана. Крупнейший портретист эпохи Возрождения. Эволюция портретного жанра. Ранние портреты - «Юноша с перчаткой» (ок.1515-1520, Париж, Лувр), ренессансное достоинство. 20-е годы - закладываются основы портретного стиля Тициана. Постоянное в духовном и физическом облике человека. Портреты – мизансцены. Индивидуализированный характер позы, жеста, многообразие композиционных решений: «Портрет Федериго Гонзага» (1520-е гг., Мадрид, Прадо), «Портрет Франциска I» (Париж, Лувр), «Портрет Ипполито Медичи» (1533, Флоренция, Галерея Питти) и др. 40-е годы - расцвет портретного жанра. Восприятие модели в историческом контексте, личность в истории: «Портрет Павел III c племянниками» (1545-1546, Неаполь, Музей Каподимонте), мадридский и мюнхенский портреты Карла V, «Портрет Пьетро Аретино» (Флоренция, Галерея Питти) и др.
Архитектура Венеции XVI века.
Период Высокого Возрождения. Преемственная связь мастеров местной школы с венецианской архитектурой Раннего Возрождения: Бартоломео Бон Младший и Скарпальино - Скуола ди Сан-Рокко (1517-1549). Приезд в Венецию Сансовино (1486-1470), работал в Риме под руководством Браманте. Соединение в венецианских постройках зодчего традиций местной и римской архитектурных школ. Влияние Микеланджело - пластический характер архитектуры: Палаццо Корнер делла Ка Гранде (1532-1537), Библиотека Сан-Марко (н.1536), Лоджетта (1537) и др.
Архитектура Венеции Позднего Возрождения. Палладио (1508-1580). Крупнейший архитектор второй половины XVI века. Роль античной традиции в творчестве мастера. Отношение Палладио к античности как идеалу, возрождение которого было его целью. Трактат Палладио «Четыре книги об архитектуре» (издан в 1570). Продолжатель ренессансной традиции и ее интерпретатор. «Классичность» композиций Палладио. Протобарочные и протоклассицистические тенденции в творчестве Палладио. Наследник и реформатор венецианской традиции. Реализация заложенной в венецианской архитектуре XV века возможности ее взаимодействия (мотив лоджий) с внешней средой. Культовая архитектура: Базилики Сан Джорджо Маджоре (н.1565), Иль Реденторе (1577-1592). Тенденция к центрическому решению. Символическое понимание Палладио центрической формы как вечной Природы и справедливости Бога. Светская архитектура Палладио. Проблема городского дома. Отношение к городскому дворцу как органичной части улицы, рассчитанность на его восприятие движущимся человеком: палаццо Вальмарана в Виченце (1565-1580), палаццо Кьеригатти (н.50-е гг., Виченца). Театр Олимпико (1579 -1606) - первое стационарное здание театра, обращение к античной традиции (идея создания амфитеатра) и протобарочные тенденции в решении задника сцены. Виллы Палладио. Проблема связи архитектуры виллы с окружающим пространством. Два типа вилл. Свободно стоящий объем - Вилла Ротонда (н. ок.1566, Виченца) - программное произведение Палладио. Воплощение в светской архитектуре идеи центрально-купольного сооружения. Классический тип палладинской виллы с трехосевой композицией, выступающими боковыми ризалитами, образующими парадный двор - Вилла Мазер (1556-1558) и др.
Живопись Венеции Позднего Возрождения. Паоло Веронезе (1528-1588). Мастер декоративно-монументальной живописи. Светский характер его произведений. Главная тема Веронезе - Венеция. Растворение сюжета в исполненном праздничного великолепия венецианском образе жизни. Вводит в искусство тему «пира». Колористическое богатство живописи Веронезе, ее светоносность, основанная на вибрации, дроблении светлых, сближенных цветов. Легкость живописной фактуры, не скрывающей структуру крупнозернистого холста, отсюда гобеленность живописи мастера. «История Эсфири» (1555-1556, Венеция, церковь св. Себастьяна)). «Брак в Кане» (1562-1563, Париж, Лувр) «Пир у Симона Фарисея» (1570, Милан, галерея Брера), «Мадонна дома Куччина» (н.1570-х гг., Дрезден, Картинная галерея), «Пир в доме Левия» (1573, Милан, галерея Брера), «Триумф Венеции» (1585, Венеция, палаццо Дожей) и др. Росписи виллы Мазер (1560-1562). Отрицательное отношение к росписям Палладио. Проблема Веронезе - Палладио в контексте проблемы взаимодействия живописи и архитектуры. Тинторетто (1518-1594). Попытка примирить Венецию и Рим (рисунок Микеланджело, колорит Тициана - девиз на дверях мастерской). Ранние работы и становление стиля художника. Смелость композиционных решений. Новые истолкования традиционных религиозных и мифологических тем. Ощущение зыбкости, непредсказуемости мира, сложной динамики бытия. «Чудо св. Марка» (1548, Венеция, Академия), «Введение во храм» (1555, Венеция, церковь Санта-Мария дель Орто), «Спасение Арсинои» (1555-1560, Дрезден, Картинная галерея), «Сусанна и старцы»(1550-1560-е гг., Вена, Музей истории искусств). Работы зрелого периода. Интерес к большим монументальным циклам. Понимание события как драмы. Создание образа беспокойной, охваченной эмоциональным порывом людской массы. Циклы 60-х годов для скуола ди Сан-Марко (Венеция, Академия и Милан, галерея Брера) и скуола ди Сан-Рокко. «Распятие» (Венеция, скуола ди Сан-Рокко). Динамический характер искусства Тинторетто. Идея становления мира как его духовного преображения. Спиритуализация бытия. Самоценность тинтореттовского пространства. Протяженность пространства - не место действия, но пространственный образ мира, сфера деятельности высшей духовности. Свет Тинторетто как зримое выражение процесса духовного преображения мира (начало направления «люминаризма» в искусстве). Своеобразие живописной манеры Тинторетто. Энергия цвета, его беспокойство. Жесткость, стремительность мазка. Сдержанность колорита позднего Тинторетто. «Тайная вечеря» 1594, Венеция, церковь Сан Джорджо Маджоре) - написана в год смерти Тинторетто, возможно, последнее произведение мастера. Трансформация физической глубины в духовную бесконечность. Вводит понятие бесконечности в искусство.