История Екатерининского дворца и парка
История г. Пушкина
Пушкин – город в составе Пушкинского района СПб, включен в состав памятников, охраняемых ЮНЕСКО.
За время своего существования город сменил несколько названий:
- до 1918 г. – Царское Село,
- с 1918-1937 – Детское Село,
- с 1937 г. – Пушкин.
Когда-то территория современного Пушкина входила в земли Великого Новгородского княжества.
Затем, после Ливонской войны, эти земли отошли Швеции, и на этой территории была построена небольшая шведская дворянская усадьба под названием Саари Мойс (что в переводе с финского означает «возвышенное место»). В русском варианте это название звучало как «Саарская мыза».
После изгнания шведов с этих земель в ходе Северной войны Петр I подарил эти земли своему другу и сподвижнику Александру Даниловичу Меншикову (кстати, первому губернатору СПб и герцогу Ижорскому), а потом в 1710 г. своей будущей жене Екатерине Алексеевне, в то время еще Марте Скавронской.
Эта дата 13 (24) июня 1710 г. считается датой основания города Пушкина.
Недалеко от дворца начинает формироваться поселение дворцовых служителей, Сарская мыза была переименована в Сарское, а затем при Елизавете Петровне, в Царское Село.
Вокруг дворца росла слобода, которая постепенно разрослась и превратилась в город Софию. Здесь жила прислуга, чиновники, духовенство, купцы, дворяне.
В ЦС и Софию провели водопровод, достаточный для питания прудов и снабжения питьевой водой ЦС и Софии. В центре поселения был построен каменный Софийский собор (сейчас восстановлен).
При императоре Александре 1 София была объединена с ЦС и ЦС получило статус города.
С 1808 по 1832 год городским архитектором Царского Села являлся назначенный Александром I шотландский архитектор Вильям Гесте. Зодчий начал работу с составления генерального плана застройки города: Царское Село было разбито на кварталы, застроенные симметрично расположенными зданиями. Кварталы делились на участки с садами и огородами.
В 1837 г. была построена первая ж.д, соединившая СПб и ЦС.
Вообще ЦС всегда шагало в ногу с НТП:
В 1843 г. в кабинете Николая I был установлен первый в России телеграф, соединенный со всеми публичными зданиями СПб.
В конце XIX века Царское Село получило телефонную сеть, а в 1887 году ЦС стало первым в Европе полностью электрифицированным городом.
В 1902—1908 годах были устроены по последнему слову техники системы городского водопровода и канализации.
В 1911 году был пущен первый маршрут автобуса.
С Первой мировой войной связано открытие в 1914 году в Царском Селе сверхмощной для того времени 300-киловаттной радиотелеграфной международной станции.
В годы ВОВ Пушкин 28 месяцев находился в оккупации и был освобожден советскими войсками под командованием генерала Хазова лишь 24 января 1944 г.
Современный Пушкин – район элитной жилищной застройки.
В городе много парков: Екатерининский, Александровский, Баболовский, Нижний, Фермский, Буферный. Это один из самых экологически чистых районов СПб.
История города неразрывно связана с семьей Романовых. С 1710 по 1917 гг. Царское Село было летней императорской резиденцией.
История Екатерининского дворца и парка
В 1718-1724 гг. в Саари Мойс или по-русски Сарской мызе для супруги Петра 1 Екатерины Алексеевны по проекту архитектора Иоганна Браунштейна был построен небольшой дворец, названный в честь своей хозяйки Екатерининским, окруженный садом и подсобными постройками. Однако расцвета ЦС достигло во время правления двух других императриц – Елизаветы Петровны и Екатерины.
Царское Село при Елизавете Петровне (царств. 1741-1761 гг.)
Елизавета Петровна (1709-1761) была любимой дочерью Петра 1 и Екатерины Алексеевны.
Период царствования Елизаветы Петровны был временем расцвета русской промышленности, торговли, культуры и науки. По инициативе графа Петра Ивановича Шувалова были проведены экономические реформы, создавшие благоприятные условия для развития отечественной промышленности, внутренней и внешней торговли.
В 1755 г. был основан Московский университет, проект которого составил М.В. Ломоносов. Указом от 30 августа 1756 г. был учрежден первый профессиональный театр, получивший название Российского. Через год была открыта Академия художеств, из стен которой вышло множество талантливых художников, скульпторов и архитекторов.
В это же время происходило утверждение России на международной арене. В ходе Семилетней войны (1756-1763) Россия одержала победу над прекрасно вооруженной прусской армией. В 1760 г. русские войска заняли Берлин.
Вступив на престол в 1741 г., Елизавета Петровна решает сделать ЦС своей парадной резиденцией. Для этого требовалось перестроить дворец. Над переустройством дворца трудились такие архитекторы, как Земцов, Квасов, Чевакинский.
С 1748 г. работами по переустройству дворца руководит итальянский архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, который создает современный облик дворца.
Растрелли родился в Париже, но большую половину жизни провел в России. В Петербурге им были построены Зимний дворец, Смольный собор, Большой Петергофский, Аничков, Воронцовский и Строгановский дворцы.
Растрелли перестроил Ек дворец в стиле барокко.
Созданный Растрелли дворец поражал своими размерами и богатством отделки. Только на украшения фасада дворца – кариатид, атлантов, решеток было потрачено 6 пудов 17 фунтов золота (1 пуд – 16,3 кг, т.е. более 97 кг. золота).
Со времен Елизаветы Петровны Ек дворец стал центром придворной жизни, где не только проходили балы и маскарады, но и вершились важные гос дела.
Приемы иностранных делегаций, официальные приемы, балы, обеды и маскарады требовали соответствующего роскошного антуража, блестящему решению фасада вторило обилие золота в помещениях. Растрелли создал внутри дворца анфиладу залов из 55 залов, протяженностью 306 м, за обилие золотых украшений она получила название «Золотой».
Самым роскошным залом дворца является Большой зал, оформленный в стиле барокко арх Франческо Бартоломео Растрелли.
Зал поражает своими размерами, его площадь составляет около 1000 кв. м. Окна занимали все простенки, поэтому зал называли еще и Светлым, а вечером он освещался 700 свечей.
В простенки были встроены зеркала, что создавало иллюзию бесконечного пространства.
Главным элементом декоративного убранства зала явл золоченая резьба, выполненная по эскизам Растрелли и моделям скульптора Дункера русскими резчиками.
Процесс изготовления резьбы длителен и трудоемок – сперва скульптор изготавливает модель золоченой резьбы в натуральную величину и передает ее резчикам, которые вырезают детали из дерева. Затем деревянную скульптуру грунтуют и покрывают тончайшим сусальным золотом. На золочение резьбы Золотого зала ушло 9 кг золота.
Потолок зала украшает плафон «Триумф России», он состоит из 3 композиций, прославляющих могущество России. В центральной части изображена сама Елизавета Петровна, олицетворяющая собой Россию.
В Большом зале проходили наиболее важные приемы и торжества. В северной части находился трон Елизаветы Петровны, поэтому Большой зал называли еще и Тронным. Все элементы декоративной отделки зала были рассчитаны на то, чтобы поразить его посетителей богатством, мощью и величием Российского гос-ва.
В годы ВОВ в зал попал снаряд, погиб плафон, паркет и 60% резьбы. Реставрация зала длилась более 20 лет. По сложности и масштабу работ она не имеет аналогов в истории.
Рядом с Дворцом находились 3 Антикамеры – помещения, где ожидали аудиенции императрицы посетители дворца.
Помимо официальных приемов в Большом зале проходили концерты, балы и маскарады, которые Елизавета Петровна очень любила. Ее гардероб насчитывал более 15 тыс платьев, она могла переодеваться по 5 раз на дню, никогда не одевала одни и те же платья.
Неотъемлемым элементом придворной жизни были парадные обеды, которые обычно длились по 5-6 часов. В парадных залах, служивших столовыми (Белая Парадная, Кавалерская столовые) устанавливались столы сложной фигурной формы. Большое значение придавалось их оформлению: скатерти искусно драпировались, украшались яркими лентами, цветочными и фруктовыми гирляндами. Посреди столов сооружались фонтаны из различных вин, цветной воды.
Число блюд доходило до 80-ти, некоторые из них носили несколько странные названия: «лосиные губы», «паштет из соловьиных языков», «бычьи глаза в соусе проснувшись» и др.
Столы накрывались фарфоровыми сервизами и стеклянными кубками, стаканами и рюмками.
К числу наиболее известных апартаментов, созданных Растрелли, относится Янтарная комната.
Искусство обработки янтаря известно в мире давно, но впервые для отделки стен он был применен именно в янтарной комнате.
Большая часть янтарных панно была подарена в 1716 г. Петру 1 прусским королем Фридрихом Вильгельмом 1. Это был дипломатический подарок, продиктованный желанием укрепить дружественные связи между Россией и Пруссией.
В ответ Петр 1, знавший об увлечении Фридриха Вильгельма 1 великанами, которыми он комплектовал свою Постдамскую гвардию, отправил в Пруссию 55 рослых солдат-гренадеров.
При жизни Петра 1 Янтарный кабинет не был собран. При Елизавете янтарные панно переправили в Царское Село и оборудовали ими Янтарную комнату, считавшуюся 8-ым чудом света.
Важным дополнением хрупкого янтарного декора комнаты были флорентийские мозаики, практически не отличающиеся от картин, так искусно подобраны камни, их составляющие. Мозаичные композиции аллегорически изображают чувства человека «Зрение», «Осязание и обоняние», «Вкус», «Слух». Особенность данных мозаик заключается в том, что при их создании использованы только натуральные цвета камней: лазурита, мрамора, агата, сердолика, перламутра. Мозаики – дипломатический подарок австрийского двора.
В начале ВОВ из-за хрупкости янтаря демонтировать Янтарную комнату не удалось. Была проведена ее консервация на месте. Панно оклеили бумагой и ватой. После оккупации Пушкина немцами янтарные панно были демонтированы немцами и вывезены в Кенигсберг. Там Янтарная комната находилась до января 1945 г., а затем была вывезена в неизвестном направлении. Долгие годы продолжались ее поиски, но найти Янтарную комнату так и не удалось.
В мае 2003 г, к 300-летию СПб, благодаря финансовой помощи немецкого концерна «Рургаз», работы по восстановлению Янтарной комнаты были закончены. На восстановление Янтарной комнаты ушло 6 т. янтаря, из них только 20 % было затрачено на изготовление панно, остальные 80% из-за чрезвычайной хрупкости материала превратились в пыль.
При Елизавете Петровне перед дворцом был обустроен регулярный французский парк. В основе композиции – строгая симметрия построек, деревьев, кустарников, причудливые орнаменты газонов. Аллеи парка были украшены скульптурой работы венецианских мастеров.
В парке были возведены павильоны Эрмитаж, Монбижу, Грот и катальная горка с перекатами, с которой катались на санках с колесиками. Из них сохранились только Эрмитаж и Грот.
Эрмитаж (с фр – уединенное место) предназначался для обедов в узком кругу гостей и без присутствия слуг – столы, блюда и тарелки поднимались сами и также убирались. В центральном зале павильона находился стол на 35 персон, оборудованный хитроумными приспособлениями, благодаря которым гости обслуживались без прислуги. На грифельной доске необходимо было написать название блюда, которое гость хотел получить и дернуть расположенную рядом веревочку, через некоторое время на столе появлялась тарелка с заказанным яством. По окончании трапезы стол опускался и зал превращался в танцевальный.
Грот был предназначен для отдыха после катания на лодках. В его декоре использована морская тематика – дельфины, морские чудовища, раковины.
Итог: за период своего правления Елизавета Петровна превратила скромную Сарское Село в блестящую резиденцию. Императрица с гордостью показывала свою загородную резиденцию иностранцам, уверенная в том, что ее двор не уступает версальскому.
Царское село в период правления Екатерины II (1762-1796)
В Петербург Ангальт-Цебстская принцесса София Августа Фредерика приехала в 1744 г. по приглашению Елизаветы Петровны, которая видела в ней достойную партию своему племяннику Петру Федоровичу – будущему императору Петру III.
Приняв православие, она стала Екатериной Алексеевной.
28 июля 1762 г., в результате дворцового переворота, она свергла своего мужа, и стала российской императрицей.
Став императрицей, Екатерина Великая много времени проводила в Царском Селе, за ее 34-летнее правление дворцово-парковый ансамбль достиг наивысшего расцвета. Императорский двор жил здесь с весны до поздней осени, а затем перебирался в Зимний дворец.
В середине 18 в. на смену роскошному и вычурному барокко приходит сдержанный и строгий классицизм. Изменяется эстетический идеал. Красивым теперь считается не то, что поражает воображение своей роскошью и размахом, а то, что естественно, просто, ясно и вместе с тем изящно. В моду входя строгие линии, сдержанные формы, античные мотивы.
Одним из ярких представителей классицизма в архитектуре был Чарльз Камерон, приехавший в 1779 г. из Шотландии по приглашению Екатерины. 20 лет своей творческой карьеры он посвятил ЦС.
За это время он построил несколько парковых павильонов, работал над созданием интерьеров дворца. Правда, сохранились они далеко не все.
Для сына Екатерины Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны Чарльз Камерон оформил в классическом стиле апартаменты. Это такие комнаты, как: Зеленая столовая, Парадная голубая гостиная, Голубая китайская гостиная, Предхорная и Опочивальня.
Зеленая столовая
Название свое она получила по ведущему цвету отделки. Стены зала украшает лепной орнамент, выполненный на античные сюжеты. Среди фрагментов классической архитектуры, греческих ваз и виноградных лоз выделяются фигуры юношей и девушек в античных одеяниях. Весь лепной декор выполнен знаменитым русским скульптором Мартосом.
Мебель и каминные принадлежности выполнены по эскизам самого Камерона специально для этого зала.
Небольшой размер зала, мягкое сочетание нежно-зеленого цвета стен с белой лепкой придает Зеленой столовой необычайную изысканность и утонченность.
Эта столовая находилась на половине императора Павла и его супруги Марии Федоровны. Служила для обедов для обедов тет-а-тет с женой и небольшим кругом друзей.
Парадная голубая гостиная
- это самая большая и нарядная комната среди апартаментов, созданных Камероном для Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны.
Парадное назначение зала подчеркивало разнообразие и богатство его декора. Стены зала затянуты белым с синими цветами шелком.
С северной и южной стороны находятся мраморные камины, принадлежности для которых были созданы по эскизам Камерона.
Резные золоченые кресла, затянуты тем же шелком, что и стены.
На стенах гостиной находятся портреты членов царской семьи.
Во времена Павла Петровича здесь проходили важные приемы и торжественные мероприятия. Эта традиция была возобновлена в 2002 г., когда в стенах Парадной голубой гостиной прошла встреча президентов России и США.