Раскройте отличие правового режима национального парка от правового режима природного парка

Национальные парки в России, в отличие от США, – относительно новый вид особо охраняемых природных территорий. Они стали создаваться в нашей стране лишь в последние 15 лет. Первые национальные природные парки в России – «Лосиный остров» (Москва, Московская область) и «Сочинский» (Краснодарский край) – были созданы лишь в 1983 г.

С учетом специфики данного вида особо охраняемой территории и задач, которые на них возлагаются при создании, на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Для этого в пределах национальных парков могут быть выделены следующие функциональные зоны:

• заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

• особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;

• познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;

• рекреационная, предназначенная для отдыха;

• охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;

• обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;

• хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка (ст. 15 Закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

Запрещая на территории национального парка в принципе любую деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, Закон «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 15) одновременно перечисляет определенные виды запрещенной деятельности. В этот перечень входят:

• разведка и разработка полезных ископаемых;

• деятельность, влекущая нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;

• деятельность, влекущая изменения гидрологического режима;

• предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков;

• строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков;

• рубки главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность, влекущая нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

• движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав леса по водотокам и водоемам;

• организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;

• вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.

Одновременно в национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования. На специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков.

С учетом того, что национальные парки создаются в целях туризма и отдыха, актуальным является вопрос регулирования организации обслуживания посетителей национальных парков. Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков осуществляется в соответствии со специальными проектами. При этом земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на территории национального парка могут быть предоставлены в аренду специализированным организациям на условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с дирекциями национальных парков. Указанные договоры подлежат регистрации в государственных органах, в ведении которых находятся национальные парки. Такой договор может быть заключен при наличии лицензии на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха. Лицензии выдаются дирекциями национальных парков при условии, что предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности национальных парков и не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного наследия.

Соответствующая деятельность регулируется утвержденными постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. Положением о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков и Положением о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха.

Что касается порядка образования национальных парков, то он аналогичен порядку образования государственных природных заповедников.

В отличие от национальных парков, которые являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения, природные парки относятся к особо охраняемым территориям регионального значения. Решение об их образовании принимают государственные органы субъектов РФ по представлению специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления (ст. 19 Закона «Об особо охраняемых природных территориях»). Если создание природных парков связано с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, то соответствующее решение принимается органом исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с Правительством России.

В зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков парка на его территории устанавливаются различные режимы их особой охраны и использования. Исходя из этого, на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

Важнейшими элементами обеспечения правового режима природных парков являются запреты на определенную деятельность. Так, на территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В границах природных парков могут быть также запрещены или ограничены виды деятельности, приводящие к снижению экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.

1. При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами, содержание которых выше предельно допустимых концентраций: как нарушение правил охраны окружающей природной среды или как нарушение правил охраны труда?

Каким должно быть разъяснение по данному делу?

Ст. 251 УК РФ представляет ответственность за нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных природных свойств воздуха», а в соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ под атмосферным воздухом понимается жизненно важный компонент окружающей среды, представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Следовательно, воздух рабочий зоны производственных помещений объектом экологических правоотношений не является и в качестве объекта охраны со стороны экологического права выступать не может. В данном случае имеет место быть нарушение правил охраны труда, ответственность за которое предусмотрено ст. 143 УК РФ.

Областной территориальный комитет по охране окружающей природной среды потребовал прекратить финансирование строительства местной ТЭЦ, так как проект строительства не проходил государственной экспертизы. Заказчик возражал против назначения экспертизы проекта, ссылаясь на то, что под строительство уже выделен земельный участок и утверждена вся необходимая для сооружения объекта документация. Областной комитет обратился в арбитражный суд с просьбой об отмене решения о предоставлении земельного участка для строительства ТЭЦ.

Каково будет решение арбитражного суда?

ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ (ст. 30) относит к виду нарушения законодательства РФ об экологической экспертизы без положительного заключения государственной экспертизы. Согласно ч. 5 ст. 18 данного закона, положительное заключение государственной экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Согласно ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, реализации проектов, не получивших положительного заключения государственной экспертизы, влечет за собой административную ответственность, которую вправе применять органы, осуществляющий государственный экологический котроль ( ст. 23.29 КоАП РФ)

Согласно ч. 1 с. 6 ФЗ «Об экологической экспертизе» , осуществление контроля за соблюдение законодательства об экологической экспертизе осуществляется органами государственной власти субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 9 закона, к полномочиям органами местного самоуправления относится информирование органов прокуратуры, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и органов государственной власти субъектов РФ о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Таким образом, обращение в арбитражный суд с просьбой об отмене решения о предоставление земельного участка для строительства ТЭЦ относится к компетенции федеральных органов, органов субъектов или Прокуратуры РФ. Поэтому арбитражный суд суд должен отказать принять исковое заявление, указав, что областной комитет как подразделение областной администрации не вправе подавать исковое заявление в суд.

\

Список использованной литературы

1.Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. От 20.03.2011)// СЗ РФ.-2011.-№ 44.-Ст. 4147

2. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) // СЗ РФ.-2002.-№2-Ст.133

3.Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник.-М.: юриспруденция,1999.

4. Шишкина Н.В. Экологическое право: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения.- Новосибирск: СибАГС, 2002.- 171 с.

5. Дубовик О.Л. экологическое право в вопросах и ответах Учебное пособие.- М.: Проспект,2001.- 304 с.

Наши рекомендации