Искусство как часть культуры
Н. В. КРИВОШЕИНА
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
Учебное пособие
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет автоматизации машиностроения
Кафедра «Технология художественной обработки материалов»
Н. В. КРИВОШЕИНА
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
Учебное пособие
Рекомендовано
Учёным советом ВятГУ
в качестве учебного
пособия
Киров 2008
На обложке: Огюст Роден. Мыслитель. 1880 г. Музей Родена. Париж.
Рецензенты:
кандидат искусствоведения, профессор, зав. кафедрой истории искусства Уральского государственного университета Г. В. Голынец;
кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна среды Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института С. В. Чащина.
Кривошеина Н. В. История искусства: учебное пособие / Н. В. Кривошеина. – Киров: Изд-во ВятГУ, 2008. – 134 с.
Учебное пособие включает разделы изобразительного, прикладного, декоративного и декоративно-прикладного искусства с древнейших времен до современности в виде ясной, логичной тематической системы; выделены художественные стили, явления, имена художников, рекомендован список литературы для каждой темы, дан алгоритм описания и анализа отдельно взятого художественного произведения. Пособие содержит обширный изобразительный ряд.
Редактор Е. Г. Козвонина
Подписано в печать Усл. печ. л. 8,4
Бумага офсетная
Заказ № Тираж
Текст напечатан с оригинал-макета, предоставленного автором
610000, г. Киров, ул. Московская, 36
Оформление обложки, изготовление – ПРИП ВятГУ
© Кривошеина Наталия Викторовна, 2008
© Вятский государственный университет, 2008
Содержание
Введение………………………………………………………………………….. | |
Раздел 1.Вводный курс………………………………………………………….. | |
Раздел 2. Первобытное искусство………………………………………………. | |
Раздел 3. Искусство Древнего Египта…………………………………………... | |
Раздел 4. Искусство Передней Азии……………………………………………. | |
Раздел 5. Эгейское искусство………………………………………………….... | |
Раздел 6. Искусство Древней Греции…………………………………………… | |
Раздел 7. Искусство Древнего Рима…………………………………………….. | |
Раздел 8. Искусство Византии………………………………………………….. | |
Раздел 9. Искусство Западной и Центральной Европы эпохи Средневековья. | |
Раздел 10. Древнерусское искусство…………………………………………… | |
Раздел 11. Искусство эпохи Возрождения……………………………………… | |
Раздел 12. Искусство Ближнего и Среднего Востока………………………….. | |
Раздел 13. Искусство Индии…………………………………………………….. | |
Раздел 14. Искусство Китая……………………………………………………… | |
Раздел 15. Искусство Японии…………………………………………………… | |
Раздел 16. Искусство Западной Европы Нового времени….………………….. | |
Раздел 17. Искусство Западной Европы Новейшего времени………………… | |
Раздел 18. Искусство России XVIII – ХХ вв…………………………………… | |
Заключение……………………………………………………………………….. | |
Приложения. Описание и анализ памятника………………………………….. |
Введение
Специальность«Технология художественной обработки материалов» сочетает в себе элементы науки и искусства, потенциально предполагает научную, проектную, дизайнерскую, художественно-производственную, реставрационную и другие виды деятельности.
Изучение истории искусства – важнейшая составляющая данной специальности, отвечающая за профессиональное становление специалиста с грамотно сформированным художественным вкусом и пониманием стиля.
Сложность общего курса история искусства заключается в обширности материала. Дисциплина предполагает знание фактов, пути и закономерности развития художественного процесса, понимание стилей, умение анализировать отдельно взятый памятник искусства.
Цель составления настоящего пособия – помощь студенту в получении базовых знаний по истории искусства.
Задачипособия:
· представить обширный фактический материал по истории искусства с древнейших времен до современности в виде ясной и логичной тематической системы;
· выделить в каждой эпохе важнейшие художественные стили, явления, имена художников;
· иллюстрировать изобразительным рядом изучаемые культуры на примере ключевых авторов либо отдельных памятников;
· рекомендовать список литературы для каждого раздела;
· дать алгоритм описания и анализа отдельно взятого художественного произведения.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
· основные факты и закономерности историко-художественного процесса;
· периодизацию развития мирового искусства и локальных культур;
· специфику и сущность различных видов искусств;
· основные направления и теории в истории искусства;
· основные художественные стили и историю их развития;
· стилевые признаки художественных произведений;
· имена авторов и названия отдельных памятников искусства;
· базовую искусствоведческую терминологию;
· взаимосвязь и влияние наследия прошлых веков на искусство современности.
Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 656700 «Технология художественной обработки материалов», утвержденного Министерством образования РФ 13.03.2000, включает следующие разделы по истории искусства: изобразительное, прикладное и декоративное искусство первобытнообщинного строя, Египта, Междуречья, Крита, Греции, Древнего Рима, Индии, Китая, Японии, Византии, Ближнего и Среднего Востока, Западной и Восточной Европы; изобразительное, прикладное и декоративное искусство, традиции народных промыслов России.
Пособие содержит 18 разделов, введение, заключение, иллюстрации в тексте, а также приложение в виде алгоритма описания и анализа отдельно взятого памятника искусства.
Каждый из разделов едино организован по следующему принципу: общая художественно-историческая характеристика рассматриваемой эпохи, внутренняя периодизация развития искусства, тематический раздел, изобразительный ряд черно-белых иллюстраций, список рекомендуемой литературы.
Имена художников, русских и иноязычных, а также названия отдельных произведений, *выделенные и подчеркнутые в тексте, принадлежат мировому художественному наследию первого порядка, и на них следует обратить студентам особое внимание.
В приложении дается план описания и анализа отдельно взятого художественного произведения архитектуры, живописи, графики, которым удобно пользоваться на практических занятиях, зачетах и экзаменах.
Изложение дисциплины история искусства предполагает творческий подход и вариативность методик изучения. Исключение либо введение дополнительных разделов, тем, имен, памятников – право преподающего специалиста, а также студента, изучающего предмет. Не претендуя на образец, автор пособия предлагает лишь собственную концепцию изложения материала, основываясь на многолетний опыт музейной и преподавательской практики.
Раздел 1
Вводный курс
Искусство как часть культуры
Культура как уровень развития творческих сил общества. Материальная и духовная культура. Элитарная, массовая, народная культура. Искусство в системе культуры. Социальные функции искусства.
История развития искусства как единый художественный процесс. Ключевые задачи изучения истории искусства: изучение эволюции художественного языка, художественной жизни общества, творчества отдельных авторов. Произведения искусства – форма проявления культуры. Традиции и новаторство в искусстве. Меняющаяся оценка художественных произведений в зависимости от эпохи. Субъективное восприятие произведений искусства.
Искусство как одна из форм познания мира. Духовные, политические, философские, эстетические и этические идеи как содержание изобразительных искусств.
Искусствознание, или искусствоведческое знание как совокупность наук о видах художественного творчества. История искусства, теория искусств, художественная критика. История искусства – систематизированный эмпирический материал.