Искусство в системе культуры. Искусство как сфера художественной деятельности и процесс создания художественных произведений – одна из древнейших областей человеческой деятельности

Искусство как сфера художественной деятельности и процесс создания художественных произведений – одна из древнейших областей человеческой деятельности

Существует множество определений понятия «Искусство»

Искусство – один из феноменов духовной культуры, специфический вид духовного отражения и освоения действительности.

Искусство – форма чувственного познания мира.

Искусство – способность моделирования реальности по законам красоты (миромоделирование).

Искусство – творческое воссоздание действительности, авторская модель мира (не копирование действительности).

Связь искусства с другими сферами жизни человека:

Связь искусства с религией → возникновение шедевров религиозного искусства, появление религиозных жанров (примеры: шедевры иконописи).

Связь искусства с моралью → моральные, духовные мотивы автора отражаются в произведениях искусства

Связь искусства с политикой → появление таких жанров как политический роман («Поднятая целина» М.Шолохов), памфлет, публицистика.

Связь искусства с наукой → благодаря техническим достижениям появились новые виды искусства (художественная фотография, кинематограф и т.д.).

Функции искусства (Ю.Борев «Эстетика»):

· Преобразующая (И. как деятельность): преобразование реальности через идейно-эстетическое воздействие на людей

· Компенсаторная (И. как утешение): искусство утешает, уводит в мир грез, влияет своей гармонией на внутреннюю гармонию человека

· Познавательно-эвристическая (И. как знание и просвещение): познавательные возможности искусства незаменимы другими сферами жизни человека

· Художественно-концептуальная (И. как анализ состояния мира): стремление к осознанию мира

· Предвосхищения (И. как предсказание): предвосхищение будущего

· Коммуникативная (И. как общение): особый диалог между читателем, зрителем, автором, социумом, временем

· Информативная (И. как сообщение): передача информации через язык танца, живописи, архитектуры и т.д.

· Воспитательная (И. как катарсис): формирование чувств и мыслей, передача опыта

· Внушающая (И. как суггестия): внушение определенного строя мыслей и чувств, воздействие на человеческую психику

· Эстетическая (И. как формирование творческого духа и ценностных ориентаций): формирование художественного вкуса, способностей и потребностей человека

· Гедонистическая (И. как наслаждение): радость постижения красоты и гармонии.

Виды искусства:

1) архитектура (область человеческой деятельности, занимающаяся организацией пространства и времени, искусство проектировать и строить, включает в себя градостроительство, проектированием и строительством зданий и сооружений, ландшафтная архитектура, архитектура малых форм, дизайн интерьеров)

2) живопись (вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу, два вида живописи: станковая и монументальная)

3) графика (вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки, цвет играет вспомогательную роль, включает в себя рисунок, гравюру, литографию, письмо, каллиграфию)

4) скульптура (вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов)

5) музыка (искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени)

6) хореография (искусство сочинения танца, танец - форма хореографического искусства, в которой средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела)

7) театр (зрелищный вид искусства, синтез различных искусств - литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства, обладающий спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей происходит с помощью драматического действия, главным носителем которого является актёр)

8) цирк (вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление)

9) прикладное искусство (широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий, выполняющих практические и художественные функции)

10) литература (совокупность письменных текстов, художественная литература, то есть литературу как вид искусства)

11) художественная фотография (искусство создания фотографии, отражающей творческое видение фотографа как художника, особенность: разнообразие технических средств и богатство изобразительного языка)

12) кино (вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений).

Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.

Компоненты эстетического воспитания:

- эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

- художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности (навыки, знания, ценностные ориентации, вкус), эстетическое самообразование и самовоспитание;

- воспитание творческих потребностей и способностей (развитие конструктивных способностей: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.).

Примеры эстетического воспитания детей:

1) занятия в детском саду: хореография, рисование, пение

2) в школе: уроки литературы, изобразительного искусства (1-й - 6-й классы), пения и музыки (1-й - 7-й классы), во внеучебное время (посещение музеев, художественных и музыкальных школ, занятия с родителями).

Наши рекомендации