Раздел 1. Арт-менеджмент в системе современной науки об управлении: сфера искусства и технология менеджмента

Разделы дисциплины:1)Арт-менеджмент в системе современной науки об управлении: сфера искусства и технология менеджмента; 2)Арт-менеджмент за рубежом: прошлое, настоящее, будущее; 3) Российский арт-менеджмент в системе мировой арт-индустрии; 4) Управление производственными процессами в сфере арт-бизнеса; 5) Специфика отдельных видов арт-рынка в условиях развития современного российского общества.

Наиболее эффективным является полихудожественный подход в обучении студентов, что позволяет им приобретать базовые профессиональные навыки на основе разных видов искусства и художественно-творческой проектной деятельности. В этом случае «все виды искусства выступают как явления жизни в целом».

Следует отметить, что технологии арт-менеджмента основываются на идеях технологии мастерских, которую исповедует «Французская группа нового воспитания» (Ф. Селестен и др.), идеях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо, Л. Толстого, С. Френе, психологии гуманизма Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса.

В технологии арт-менеджмента, как и технологии мастерских, главное передавать способы работы, а не конкретные знания. Технологии арт-менеджмента предполагают: - организацию совместных действий, ведущую к активизации образовательного процесса; - распределение начальных действий и операций, обуславливающих особенности изучаемого объекта; - коммуникацию, общение, благодаря которым планируются условия деятельности и выбор соответствующих способов действия; - обмен способами действия, который задается необходимостью получения совокупного творческого продукта деятельности; - взаимопонимание, которое диктуется характером включения студентов в совместную деятельность; - рефлексию, через которую устанавливается отношение участников к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Особенной методикой арт-менеджмента является метод проектов. В этой связи художественное проектирование рассматривается автором как один из важных методов развития творческого воображения студентов вуза в процессе обучения. В художественном проектировании сама по себе идея играет синтезирующую роль по отношению ко всему проекту, его частям и деталям, воплощаясь в художественном замысле. Формирование идеи (замысла) составляет основу художественного проектирования, находящую отражение в постановке генеральной (конечной) цели, что требует от студентов владения навыками анализа социокультурной ситуации, поиска адекватного решения проблем, волнующих общество, неустанной работы над саморазвитием и расширением художественно-эстетического опыта, формирующегося мировоззрения, ценностно-ориентационной направленности личности и др.

Технологии арт-менеджмента состоят из ряда заданий, которые направляют работу студентов в нужное русло, но внутри каждого задания они абсолютно свободны и вынуждены осуществлять собственный выбор формы художественно-творческой деятельности, средств для достижения цели и т.д. В этом заключаются особенности содержания технологий арт-менеджмента. В этой связи инновационные технологии арт-менеджмента в вузе помогают раскрыть возможности становления профессиональной компетентности личности студента, которые в учебно-воспитательном процессе не только не исчерпаны, но и создают особую художественную среду, сквозь призму которой глубже осознаются ценностные ориентации и значение художественно-творческой деятельности.

Внедрение современных технологий арт-менеджмента в систему высшего образования предполагает: 1) выдвижение на первый план творческих продуктивных заданий; 2) «погружение» в художественно-проектную деятельность с последующей обработкой отдельных элементов и действий; 3) следование творческих заданий логике возрастающей креативности, познавательной и развивающей значимости; 4) побуждение к самореализации в профессиональной деятельности, выдвижению новых целей и творческих замыслов.

В последние десятилетия XX - нач. XXI вв. повысились требования к профессиональной деятельности и ответственности за социальные результаты в области менеджмента в сфере культуры и искусства. Не случайно в исследованиях современных ученых арт-менеджмент рассматривается как своеобразная культура управления, присущая развитой гуманистической цивилизации (Алексеевский В.С. Социокультурная концепция общей теории менеджмента// Менеджмент в России и за рубежом. №2. –М.,2004.С.24).

Арт-менеджер имеет достаточно широкое поле деятельно­сти, поскольку художественно-творческий продукт очень много­образен. Под ним можно понимать и произ­водство разнообраз­ных шоу-программ, концертов, фестивалей, конкурсов, клубных ве­черов, организацию показа мод, выставок художественных произведений, произ­водство кино-, аудио- и видеопродукции и мн.др. Однако, как отмечают ученые, сложившийся социально-политический и культурно-психологический контекст господствующей культуры определил характерные черты массофицированной личности. К ним можно отнести социальную дезориентированность относительно ценностей и приоритетов даже жизненно важного плана (цель и смысл жизни, жизненный идеал и т.д.) (Самохвалова В.И. Массовая культура в современном социуме //Массовая культура - М., 2004, с. 69). В данном случае эстетическое, входя в жизнь, утрачивает многие свои качества, а искусство утрачивает свою традиционную специфику и духовность, адаптируясь к повседневности.

Изменение в сложившейся ситуации видится нам через подготовку специалистов нового поколения (в условиях освоения арт-менеджмента), способных направить свою профессиональную деятельность на регулирование процессов в сфере культуры и искусства и влиять на экономическую, политическую, социальную и духовную составляющую жизни общества. Следует отметить, что обучение основам арт-менеджмента помогает раскрыть не только возможности становления профессиональной компетентности личности студента, но и создать особую художественную среду, сквозь призму которой глубже осознаются ценностные ориентации, значение искусства и художественно-творческой деятельности в жизни каждого человека.

Лекция 1.2. Арт-менеджмент за рубежом: прошлое, настоящее, будущее. История формирования и развития арт-индустрии в Европе и США – 2 ч. аудиторной работы

План лекции:

1. Исторические аспекты и тенденции становления арт-индустрии за рубежом. Трубадурское движение во Франции. Написание музыки под заказ, жанровое разнообразие песен, наемные певцы, бродячие артисты. 18 в. – появление мюзик-холлов, варьете, кабаре, министрел-шоу. «Театр Монтасье». Театр «Водевиль». Рождение джаза. Становление рок-музыки. Рок-оперы.

2. Три этапа развития арт-рынка. Зарождение арт-рынка в Англии в конце XVII века. Второй период развития арт-рынка – зарождение матрицы арт-рынка, расширение арт-рынка. Третий период развития арт-рынка – признание авангарда «платежеспособным», усиление роли арт-критика.

Содержание:

1. Исторические аспекты и тенденции становления арт-индустрии за рубежом. Трубадурское движение во Франции. Написание музыки под заказ, жанровое разнообразие песен, наемные певцы, бродячие артисты. 18 в. – появление мюзик-холлов, варьете, кабаре, министрел-шоу. «Театр Монтасье». Театр «Водевиль». Рождение джаза. Становление рок-музыки. Рок-оперы.

Арт-индустрия (от лат. art-, industria – деятельность) - сфера деятельности, сектор арт-рынка, включающий в себя производство, сбыт произведений искусства и услуг в сфере культуры, сопряжённые секторы и потребительскую аудиторию.

Трубадурское движение во Франции (конец XI в.): написание музыки под заказ; Основной вид лирики трубадуров - canso-«песня» (кансона) в несколько строф, с «посылкой» (tornada) вместо припева; жанровое разнообразие песен (от сюжетов любовной лирики до воспевания боевых подвигов военноначальников); наемные певцы, бродячие артисты (жонглеры), зазывалы.

Постепенная профессионализация трубадурского мастерства и стандартизация формальной стороны трубадурской поэзии в ее классический период. Трубадурское движение во Франции (конец 11 в.) выступило носителем новой общественной идеи. Его особенностью было написание музыки под заказ, жанровое разнообразие песен от сюжетов любовной лирики до воспевания боевых подвигов военноначальников. Распространяли музыкальное творчество наемные певцы и бродячие артисты. Сатира на городской быт и нравы, острые шутки на политические темы, критическое отношение к власти, куплеты, комические сценки, прибаутки, игры, музыкальная эксцентрика явились зачатками будущих эстрадных жанров, родившихся в шуме карнавальных и площадных увеселений. Зазывалы, которые при помощи прибауток, острот, веселых куплетов сбывали любой товар на площадях, рынках, в последствии явились предшественниками конферанса. Все это носило массовый и доходчивый характер, что и явилось непременным условием существования всех эстрадных жанров. Все средневековые карнавальные артисты не играли спектаклей. Основой представления была миниатюра, что отличало их от театра, главной особенностью которого являются элементы, связывающие действие воедино. Эти артисты не изображали персонажей, а всегда выступали от собственного имени, напрямую общаясь со зрителем. Это и сейчас основная, отличительная черта современного шоу.

Появление различных развлекательных заведений XVIII век: мюзик-холлы, варьете, кабаре, министрел-шоу (синтез ярморочных и карнавальных представлений); особый уровень исполнительского искусства (открытость, лаконизм, импровизация, праздничность, оригинальность, зрелищность); театр Монтансье - культурно-развлекательный центр (варьете) - соединил в себе музыкальное, театральное и цирковое искусство. театр «Водевиль» (1792 г.). Репертуар театра составляют комедийные пьесы, в которых чередуются диалоги с куплетами, песнями и танцами; кабаре (увеселительное заведение, сочетающее в себе песенно-танцевальный жанр развлекательного характера) и оперетта.

Взарубежных странах появились различные развлекательные заведения - мюзик-холлы, варьете, кабаре, менестрель-шоу, которые соединили в себе весь опыт ярморочных и карнавальных представлений и явились предшественниками современных зрелищных организаций. С переходом многих уличных жанров в закрытые помещения стал формироваться особый уровень исполнительского искусства, так как новые условия требовали более сосредоточенного восприятия со стороны зрителя. Сформировавшаяся во второй половине 19 века деятельность кафе - шантанов, кафе - концертов, рассчитанных на небольшое количество посетителей, позволила развиться таким камерным жанрам, как лирическое пение, конферанс, сольный танец, эксцентрика. Успех таких кафе вызвали появление более крупных, зрелищных предприятий - кафе-концертов, как, например «Амбассадор», «Эльдорадо» и другие. Данной форме показа номеров были свойственны такие качества, как открытость, лаконизм, импровизация, праздничность, оригинальность, зрелищность. В это время Франция приобретает статус культурно-развлекательнго центра. «Театр Монтасье» (варьете) - соединил в себе музыкальное, театральное и цирковое искусство. В 1792 г. большую популярность приобретает театр «Водевиль». Репертуар театра составляют комедийные пьесы, в которых чередуются диалоги с куплетами, песнями и танцами. Большой популярностью пользовались кабаре (увеселительное заведение, сочетающее в себе песенно-танцевальный жанр развлекательного характера) и оперетта. Развиваясь как искусство праздничного досуга, эстрада всегда стремилась к необычности и разнообразию. Само ощущение праздничности создавалось за счет внешней зрелищности, игры света, смены живописных декораций, изменение формы сценической площадки.

Джаз (англ. Jazz) возник в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур. Характерные черты музыкального языка: импровизация, полиритмия, уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры (свинг). Культурно-развлекательный центр переносится в Америку. Особой вехой этого периода явилось развитие джаза: джаз становится частью культуры клубов, особый дизайн концертных залов, первые афиши, плакаты, фотографии «звезд». Несмотря на то, что джазовая музыка зародилась в капиталистическом обществе, где основой экономических отношений являлся рыночный механизм, этот музыкальный жанр, не имея широкой популярности и, зачастую, не приносящий коммерческого успеха, тем не менее выступал общепризнанным социокультурным феноменом современности. В джаз - дансингах - залах для танцев звучала джазовая и стилизованная под джаз танцевальная и развлекательная музыка в исполнении больших оркестров. Джаз - клубы представляли собой большую танцевальную площадку со сценой для выступления музыкантов. Обязательными атрибутами джаз - клуба являлись бар и ресторан.
Бигбэнды выступали в сопровождении джаз - балета, артистов оригинального жанра. Концертные выступления носили характер шоу.
С отменой сухого закона в Америке усилился подъем индустрии развлечений. Наряду с клубами, имевшими узкую направленность, открылось огромное количество клубов типа - мюзик - холл. Джаз становится основой для постановок мюзиклов. Этот период расцвета коммерческой стилизованной джазовой музыки рождает джазовые стандарты, являющиеся основой, хрестоматийной классикой традиционного джаза, широко используемые как темы для импровизации. Город Новый Орлеан, сыгравший значительную роль в формировании джаз - клубов на протяжении долгого времени, начиная с конца XIX века стал центром клубной жизни штата Луизиана.
Новый Орлеан был городом клубов различного назначения. Клубы выступали как общественные институты, добровольные объединения групп людей определенной социальной и этнической принадлежностью с целью общения, связанного с различными интересами и потребностями в совместной деятельности, включающей в себя совместное музицирование не только на любительском, но и на профессиональном уровне.

Повсеместно стала распространяться система арт - менеджмента в области джазового искусства, а также джаз - агентства, музыкальные биржи. Традиции антрепренерства. С развитием и становлением джазового искусства через систему клубных досуговых учреждений постепенно формируется соответствующее направление в системе специального музыкального образования в государственных и частных учебных заведениях США и Европы. Открываются факультеты композиции с обязательным углубленным изучением основ импровизации при консерваториях, университетах, музыкальных колледжах, и академиях изящных искусств. Джаз как социально-культурный феномен начинают подробно изучать на факультетах культурологии, социологии культуры, искусствоведения. Благодаря этому прогрессивному явлению за рубежом появляется Концертный джаз, как одна из форм клубной деятельности, а также создаются профессиональные клубы джазовых музыкантов за рубежом. В 20-е годы большой популярностью пользовались концертные обработки песенных, танцевальных и джазовых мелодий, исполнявшиеся т.н. оркестрами симфоджаза. В этот же период возникает самобытный концертный джазовый стиль, разработанный Дюком Эллингтоном и музыкантами его оркестра. Специальный дизайн интерьера, создавал особую неповторимую атмосферу и ауру джаз - клуба, и отражающую имидж заведения. Аксессуарами интерьера являлись личные вещи, фотографии, музыкальные инструменты популярных исполнителей, представляющие антикварную ценность. Чем больше были коллекции личных вещей, принадлежавших знаменитости, тем престижнее был уровень заведения. При выступлении джазмены строго придерживались музыкальной стилистики, на которую была ориентирована деятельность клуба. В последствии джаз распространился во всех странах Европы.

Развитие кинематографа произвело ошеломляющий эффект по всему миру, в последствии становясь непосредственным атрибутом любого общества. С конца 1880-х-начала 1900-х годов он тесно соседствует с формирующейся отечественной эстрадой, как заведение и как зрелище является непосредственным продолжением балагана. Ленты перевозились из города в город предпринимателями на фургонах вместе с проекционной аппаратурой. Отсутствие электричества тормозило развитие кинематографа на значительной территории страны. Учитывая этот факт, предприниматели приобретают небольшие переносные электрические станции, которые значительно расширили возможности кинопроката.

Середина 20 в. - становление рок-музыки. Первые рок-оперы - музыкально-драматического жанра, основой которого является стилистика рок-н-ролла: 1. Сочетание диалогов с танцевальными эпизодами, специфической пластикой, вокалом, эксцентрическими приемами звукового оформления и светотехники; 2. Рок-опера объединена общим сюжетом, однако каждая композиция может восприниматься как отдельное произведение; 3. Сочетание рок-музыки, фольклора и джаза; 4. Переосмысление мифологических и библейских сюжетов (И. Христос-хиппи, бунтарь, бросивший вызов обществу).
Конец 20 в. ознаменовался развитием поп-рок-музыки, сочетающей все направления эстрадного искусства; соединяющей и создающей новые музыкальные стили, вбирающей все виды художественной культуры и современнго творчества.

2. Три этапа развития арт-рынка. Зарождение арт-рынка в Англии в конце XVII века. Второй период развития арт-рынка – зарождение матрицы арт-рынка, расширение арт-рынка. Третий период развития арт-рынка – признание авангарда «платежеспособным», усиление роли арт-критика.

Зарождение арт-рынка в Англии (конец XVII века). Художественный рынок – система экономических и культурных взаимоотношений в сфере изобразительного искусства, при которых формируются спрос и предложение на предметы искусства, определяется их эстетическая ценность и материальная стоимость.

Буржуазная революция способствовала формированию рыночной экономики; протестантская этика раннего капитализма; появление рынка искусства; статус художника определялся торгами, то есть показателем, состоящим из цены на работу и количества проданных работ; влияние на национальные арт-рынки Голландии, Германии и США. Точная дата возникновения арт-рынка 21 июня 1693 года, когда в Банкетном доме в поместье Уайтхолл Лордом Мелфордом был организован большой аукцион по продаже произведений искусства. В первой половине XVIII века такие аукционы стали одним из развлечений британской аристократии.

Развития арт-рынка в середине XIX века: зарождение матрицы арт-рынка (создается структура художественного рынка: дилеры, торговцы произведениями искусства, выставки и галереи, распродажи и аукционы, издание каталогов и специальных журналов, реклама); появляются коллекционеры, художественные критики, музейные специалисты.

Расширение арт-рынка. Со второй половины XIX века происходит раделении арт-рынка на две сферы – сферу продаж мастеров прошлого и сферу продаж современных авторов. Изменился класс потребителей дорогостоящего искусства (аристократия и богатые представители буржуазии)

Признание авангарда «платежеспособным», усиление роли арт-критика XXI век. Новая волна подъема арт-рынка: виртуализация рынка, появление новых видов искусства, виртуальные аукционные системы, определяются центры мирового художественного рынка (Лондон, Нью-Йорк, Токио).

Наши рекомендации