Выставки. Творческий путь передвижничества

Мясоедов предполагал, что первая выставка должна во многом определить дальнейший путь развития Товарищества. Так и произошло.

Первая выставка открыла свои двери для посетителей 29 ноября 1871 года и проработала до 2 января нового, 1872 года. Проработав чуть более месяца. Отличительной чертой этой выставки стало малое количество представленных на суд общественности картин, всего 47 произведений от 16 авторов. Полный список участников выставки: Владимир Аммон, Сергей Аммосов, Алексей Боголюбов, Николай Ге, Карл Гун, Лев Каменев, Ф.Ф.Каменский (скульптор), Михаил Клодт, Михаил Клодт, Аван Крамской, Василий Максимов, Григорий Мясоедов, Василий Перов, Илларион Прянишников, Алексей Саврасов, Иван Шишкин. Но все эти имена были уже известны общественности.

Выставка вызвала живой интерес у зрителя. Стасов писал: "Самая большая художественная новость в настоящее время в Петербурге — передвижная выставка. С какой стороны на нее ни посмотришь, везде она является чем-то особенным и небывалым: и первоначальная мысль, и цель, и дружное усилие самих художников ... и изумительное собрание превосходных произведений ... Кому еще недавно могло прийти в голову, что настанут ... такие времена, когда русские художники не захотят больше ограничиваться одним личным своим делом ... что они вдруг бросят свои художественные норы и захотят окунуться в океан действительной жизни... »

Посетители первой выставки смогли наблюдать достижения художников в бытовом, пейзажном и портретном жанре. Проснувшийся общественный интерес к первой и последующим выставкам обусловлен не просвещенностью населения, главным образом знакомство с живописью для них проходило по отзывам в печати, по репродукциям плохого качества. Реалистические произведения периодически мелькали в составе некоторых постоянных выставок, но в малом количестве. Поэтому создание открытой сплоченной выставки демократического искусства вызвало большой резонанс в обществе.

Кроме Петербурга и Москвы выставка побывала в Киеве и Харькове, где также была очень хорошо воспринята. Вдохновленные этим успехом Мясоедов и Перов сопровождали выставку в ее переездах. Вырученные деньги за вход на выставку, были не большими, но позволяли оплатить ее переезды из города в город, а вырученные деньги при продаже картин поддерживали жизнедеятельность Товарищества в целом.

Уровень выставки был очень высок по своему идейному содержанию. Совершенно неоспорима актуальность выставки, произведения представленные на ней несли в себе идеи того времени, так хорошо знакомые передовой интеллигенции и доступные пониманию простого народа.

Начальный этап в становлении Товарищества передвижных художественных выставок можно ограничить первыми пятью выставками с 1871 по 1878 год. На этом этапе происходило закрепление идейных позиций товарищества, привлечение молодых прогрессивных художников. Это был очень продуктивный период, в котором проявляется основной костяк объединения. В этот период закладывались все основные предпосылки развития Товарищества в дальнейшем.

Передвижники постепенно приходили к осознанию своей истинной силы и к пониманию смысла своего назначения. Для них важным было образование среды способствующей созданию не просто картин, а чего-то большего, значимого, весомого для умов и чувств зрителей. Общество как магнит притягивает к себе творческие прогрессивные силы. На протяжении первых шести выставок к составу передвижников присоединились Василий Максимова, Константин Савицкого, Николай Ярошенко, Виктор Васнецова, Владимир Маковского, Архип Куинджи и др. Тщательно проходил отбор на участие в Товариществе далеко не все художники подавшие заявки были приняты в ряды передвижников.

И уже к шестой своей выставке Товариществу удалось объединить талантливейших художников реалистического направления. На этой выставке были показана картина Репина "Протодиакон" еще раз продемонстрировавшая общественности истинный талант художника. Выставленная там же "Встреча иконы" Савицкого показала его искренне желание отражать в своем творчестве персонажи и образы из жизни простого народа. «Витязь» Васнецова придал новое дыхание творчеству художника, от бытописания он перешел к новой для него теме русского эпоса. Впервые на суд общественности предоставил свои пейзажи Поленов. Также шестая выставка принесла известность Ярошенко, до этого момента написанные им картины оставались фактически без внимания. С этого момента определяется значительность дарования Шишкина. Шестая и седьмая выставка раскрыли новаторство живописи Куинджи.

Седьмая выставка позволила посмотреть на живопись Маковского совершенно под новым углом. Теперь он представал не только как автор сатиричных полотен, но и произведений глубоко драматичных.

Одним из главных витков в развитии Товарищества является девятая выставка, на которой была выставлена картина Сурикова "Утро стрелецкой казни".

На одиннадцатой выставке были продемонстрированы такие шедевры русской живописи как "Меншиков в Березове" Сурикова и "Крестный ход в Курской губернии" Репина

На двенадцатой и тринадцатой выставках зрители увидели "Не ждали" и "Иван Грозный и сын его Иван" Репина, на пятнадцатой - "Боярыню Морозову" Сурикова – выдающееся произведение русской исторической живописи. На шестнадцатой выставке была показана картина "На войну" Савицкого самая зрелая хоровая работа художника.

Все эти картины очевидный пример динамики и энергичности развития русской реалистичной живописи. Такой подъем демократической живописи с одной стороны происходит благодаря уделяемому вниманию передвижников воспитанию молодого поколения. В большей степени в этом заслуга Крамского. С большой любовью и заботой он относился ко всем своим ученикам. Он ставил себе целью помимо развития художественных способностей, воспитание сильного, волевого характера так как «неблагонамеренность» их картин может поставить художников в затруднительное положение. С другой стороны неисчерпаемый потенциал основателей передвижничества таких как Мясоедов, Ге, Крамской играл свою немаловажную роль в развитии общества. Увеличению влияния и поднятию авторитета в художественных кругах поспособствовал приход несомненных талантов Поленова, Репина, а позже и Сурикова. Способствовало развитию многогранности творчества и чувству ответственности перед обществом и зрителем, созданная тесная дружеская атмосфера внутри общества. Все это воспитывало в художниках стремление стать достойными продолжателями передвижничества.

Все проходящие выставки попадают в центр внимания прессы и получают широкое освещение в печати. Но такой интерес со стороны прессы совсем не означает, что деятельность Товарищества проходила в легких условиях. Совсем непросто на этом этапе развиваются отношения с Академией художеств. Кризис академической системы образования был уже слишком очевидным. Все лучшие художники выходили из состава Академии, поэтому она была вынуждена пойти на присуждения регалий бывшим участникам «бунта». В это же время передвижники не хотели обрывать отношения с Академией, так как это могло повлечь негативные последствия вплоть до запрещения деятельности Товарищества. Не поощряя ее педагогические методы, все же передвижники не могли отрицать всю важность получения профессионального образования для молодых художников, тем более что в преподавательском составе Академии были и сторонники передвижничества, например Павел Чистяков, которому обязаны многие молодые художники своем творческим становлением. Также Академия поддерживала материально своих выпускников, что позволяло всецело посвящать себя творчеству. Академия художеств ставила пред собой цель переманить творческие силы Товарищества, либо создать невыносимые условия существования, которые привели бы к распаду.

В конце 70-х начале 80-х годах происходило обострение социально-политической ситуации, что не могло не отразится на искусстве. Идейная борьба стала еще острее в последующие годы реакции, когда передовая интеллигенция утратила надежду на победу освободительного движения. Прогрессивное общество все чаще испытывает на себе нападки консервативного лагеря. Они обвиняли передвижников в их приземленности, в желании обличить все грязное и греховное в жизни народа.

В сложной ситуации оказались передвижники, ведя буквально ежедневную борьбу, тяжело переживалось все то, что извещало о нараставшем кризисе в их движении.

Товарищество понесло в эти годы тяжелые потери. Негативно сказался уход Перова, Ге, смерть Крамского.

Становится очевидным кризис передвижничества Л. О. Постернак говорил о том что Товарищество передвижных выставок было единственной организацией, воспитывавшей массы в художественном отношении. Передвижные выставки в те времена были самыми значительными, влиятельными в России, то, естественно, каждый молодой художник старался участвовать в них, — даже если не разделял эстетических принципов этого общества. В свое время передовое, боровшееся с рутиной академизма, революционное общество, оно теперь, старея, стало застывшим. Старшие члены Товарищества находились в резком противодействии по отношению к более молодым. Нас, молодых художников, презрительно именовали «экспонентами», так как у нас не было прав членов общества и потому мы подвергались строжайшему жюри, в то время как члены общества выставляли свои картины без жюри; с нами обращались вообще самым строгим образом. Порой доходило до того, что высылались листы с предпочтительными темами и сюжетами для написания картин.

Консервативность членов Товарищества уничтожила сообщество. Из-за того что в состав общества было совсем не просто попасть молодому художнику, появлялось все больше свободных художников, не ассоциировавших себя с Академией или Товариществом.

То единство мыслей и взглядов на прогрессивную живопись не могло сохраняться вечно. Постепенно общество теряло свою гибкости, приобретая столь ненавистный ранее консерватизм, на борьбу с которым было брошено столько сил в первые годы существования Товарищества

Ранее остальных художников Крамской и Ге почувствовали новые веяния живописи, но им не удалось защитить общество.

Но все же главная цель движения передвижников была достигнута. Была основана база для дальнейшего прогрессивного развития национальной школы живописи.

Персоналии

Невозможно понять дух передвижничества, не рассмотрев отдельно творчество и жизненный путь художников состоявших в Товариществе. С одной стороны такие разные, но все же такие близкие и сплоченные ради благой цели формирования русской прогрессивной живописи

Крамской Иван Николаевич (1837 - 1887) Родился в Острогожске, в небогатой мещанской семье. Первоначальное обучение получил в уездном училище. Рисованием Крамской занимался с детства самостоятельно, был самоучкой. В 1856 году перебрался в Петербург и на следующий год решился поступить в Академию художеств, где вскоре добился больших успехов в рисовании и живописи. Стал известным живописцем, одним из ведущих реформаторов своего времени, получил широкую известность благодаря своей анти академической деятельности, выступал с поддержкой свободного развития молодых художников. Крамской стал идейным вдохновителем Товарищества передвижных художественных выставок. Иван Крамской выдающийся мастер портретного жанра, его кисти принадлежит ряд знаменитых портретов: Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова - Щедрина, Софьи Николаевны Крамской, Портрет неизвестной прекрасной незнакомки, портрет Некрасова, А. Д. Литовченко, И. И. Шишкина и др. Его знаменитая картина «Христос в пустыне» вызвала бурю эмоций и долго не утихавшую полемику. В этой картине Крамской показал драматическую ситуацию нравственного выбора и неотступность от выбранного пути.

Ге Николай Николаевич (1831-1894) Родился в Воронеже в семье потомка французского дворянина, эмигрировавшего в Россию во время Французской революции. Учился в Академии Художеств в Петербурге. Побывал в Италии, работал во Флоренции до 1869. Писал эскизы, портреты, пейзажи. После возвращения из Италии с 1870 года стал одним из основателей Товарищества Передвижных Художественных Выставок. В 1863 г. из под его пера вышла картина «Тайная вечеря», которая отличалась новизной трактовки традиционной для академического искусства евангельской тематики, драматической взволнованностью и смелой постановкой философско-этических проблем. Несмотря на явное отхождение от академических канон, успех работы был настолько общепризнан, что Академия художеств присвоила Ге звание профессора исторической и портретной живописи. Последние 15 лет жизни Ге посвятил исключительно библейской тематике. Ее он воспринимал, как вечную борьбу Добра со Злом, где неизменно торжествует Зло. В его живописи этого периода появилась экспрессивность. Сам же художник никогда не оставался доволен своими работами, создавал несколько вариантов картин и редко доводил их до конца.

Куинджи Архип Иванович (1841—1910) Родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Его можно считать самоучкой, так как он дважды в начале 1860-х годов пытался поступить в Петербургскую Академию Художеств, и лишь в 1868 году стал вольнослушателем. Влиянием великого Айвазовского отмечены первые работы Куинджи, многие из которых не сохранились. На его более поздних полотнах изображены буйства цвета и света. Заметно подчеркивает мастерство художника некоторые детали его картин такие, например, как лучи света, пробивающийся сквозь туман, играющие в лужах на раскисших дорогах, таинственный свет луны в темную ночь, ярко красные отсветы зари на стенах украинских хат. В знаменитой картине Куинджи «Лунная ночь на Днепре» описан сюжет раннего степного утра, глядя на нее, удивляешься тому, как автор смог умело передать величие природы. В картине «Березовая роща» художник использует новый прием рисования, раскрывающий возвышенный образ пейзажа, сверкающий необычным колоритом и контрастом чистых красок. Неоспорим тот факт, что Куинджи нашел свой неповторимый, самостоятельный путь в искусстве пейзажа.

Поленов Василий Дмитриевич(1844 -1927) учился в Петербургском университете и Академии Художеств у А.Бруни и Т.А.Неффа. В 1871 году одновременно получил диплом юриста, золотую медаль, и звание классного художника за картину «Воскрешение дочери Иаира». Через год Поленов отправился в четырехлетнее путешествие по Европе. В ранний период своего творчества художник писал картины на исторические темы и портреты, но позже знакомство с европейским искусством, особенно французским, расширило его художественные горизонты. Поленов увлекается пейзажем и пленэрной живописью. По возвращении в Россию на девятнадцатой выставке Товарищества Передвижников он представил первую свою пейзажную работу «Московский дворик» (1878). На картине предстает уголок старой Москвы, откуда открывается вид на церковь Спаса на Песках, расположенную на одной из улиц Арбата. Картина, написанная яркими живыми красками. Поленов являлся новатором в искусстве. Он первым среди художников ввел в русский пейзаж чистые яркие цвета, свободный легкий мазок, цветную светотеневую контрастность, непосредственность пленэрного взгляда. Помимо пейзажной живописи мастер обращался и к библейским сюжетам в своих картинах «Христос и грешница» и «На Тивериадском (Генисаретском) озере» (1888), много работал в области театрально-декорационного искусства. В 1926 году незадолго до смерти Поленову было присвоено звание народного художника Республики.

Репин Илья Ефимович (1844 - 1930) Родился в Харьковской губернии в семье военных поселенцев. В 13 лет его отдали на выучку к иконописцу. На заработанные деньги Репин уехал в Петербург, где поступил в Академию Художеств. Картины кисти знаменитого художника Ильи Репина отличаются своей разносторонностью. Репин написал ряд монументальных жанровых полотен, пользовавшихся огромной популярностью у современников. Путешествуя по Волге он написал много этюдов, которые в последствии использовал для написания своей известной картины «Бурлаки на Волге». Именно после этой работы к Репину пришла ошеломляющая известность. Также не малое впечатление произвела картина «Крестный ход в Курской губернии», в основе которой простой народ, церковные священники, полиция. На полотне показано празднование крестного хода в которой народ олицетворяет боль и немощь тогдашней России, силу и власть полиции. Репин написал также ряд работ на историческую тему: «Письмо запорожцев турецкому султану», «Иван Грозный убивает своего сына», высоко-психологичная картина «Не ждали». Очень плодотворно работал над портретами. Грандиозная по размаху и композиционному замыслу стала картина «Торжественное заседание Государственного совета», в ней огромное число присутствующих политических фигур того времени и даже сам Николай II. В этой непростой работе Репину удалось психологически правдоподобно описать характеристику каждого персонажа. Илья Репин оставил значительный след в истории русской живописи.

Суриков Василий Иванович (1848 - 1916) родился в Красноярске. Его предки по отцовской линии пришли в Сибирь с Дона в дружине Ермака в 1869 г. Детство художника прошло в патриархальной среде, в селе Сухой Бузим, среди суровой природы и людей сильных духом. Он рано проявил интерес и незаурядные способности к рисованию. Благодаря случаю и меценатской помощи Суриков приехал в Петербург, где поступил в Академию Художеств и учится у известного педагога П.П.Чистякова. Замечательный русский художник очень хорошо знавший русский быт и нравы прошедших эпох. Так же являлся прекрасным мастером цвета и колорита красок и живописных приемов. Во многих своих произведениях Суриков отображал трагические моменты русской истории. На фоне картин Сурикова выделяются замечательные исторические работы с яркими, четко прорисованными психологическими образами персонажей. Такие работы, как «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове» и картина «Покорение Ермаком Сибири». Картины Сурикова уникальны в значительной мере преобладающим, живописным – колоритом.

Шишкин Иван Иванович (1832 - 1898) Родился в городе Елабуга в семье небогатого купца. Суровая и мощная природа Приуралья, величественная красота сосновых боров и рощ покорили юного Шишкина. Эта верность родной природе, стремление научиться запечатлевать ее на полотне привели двадцатилетнего юношу сначала в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем - в Петербургскую Академию художеств. Знаменитый художник, уникальный мастер по лесным пейзажам, его картины известны во всем мире. Шишкин как никто другой любил природу леса с его колоритными оттенками стволов деревьев, яркими полянами освещенные солнцем и воздушностью. Знаменитыми стали картины Шишкина «Утро в сосновом бору» с занимательным жанровым сюжетом; полная душевного равновесия картина «Рожь», где от края до края колосится золотая рожь, охраняемая могучими соснами великанами; «Ручей в лесу» красиво проработанная в деталях картина, с богатыми светотеневыми контрастами; «Корабельная роща», где изображена корабельная роща находящаяся недалеко от Елабуги, в произведении воплощен весь жизненный опыт и тончайшее знание родной природы, которое было накоплено мастером за долгую творческую жизнь. В каждой своей картине автор рассказывает о своей безграничной любви к родной Русской природе. Произведения И. И. Шишкина стали классикой национальной Русской пейзажной живописи. Немаловажно, что многие его картины до сих пор очень известны людям, даже далеким от искусства. Сегодня изображения его пейзажей можно увидеть во многих местах на различных репродукциях, подарочные упаковки, шкатулки сувениры и даже конфеты с известными медведями, все это говорит о большой любви народа к его великому творчеству.

Левитан Исаак Ильич (1860 - 1900) Родился в селе Кибарты в Литве. Великолепный мастер тихих и спокойных пейзажей. Левитан очень любил свою родную природу, часто он уединялся с ней, находя с ней понимание, которое отразилось в его пейзажах. Левитан даже в пасмурную погоду находил свои редкие колоритные оттенки русской непогоды. Восхищаясь природой Верхней волги, он показал миру его прекрасные шедевры «Хмурый день», «После дождя», «Над вечным покоем». Его кисти принадлежат мастерски написанные вечерние пейзажи «Золотая осень», «Вечер на Волге», «Золотой плес», «Вечер», «Тихая обитель», «Вечерний звон». Картины Левитана требуют внимательной вдумчивости, их нельзя быстро рассмотреть, не осмыслив всего замысла этого известного художника, оставившего нам свой неповторимый след в искусстве пейзажной живописи.

Нестеров Михаил Васильевич (1862 - 1942) прожил долгую жизнь. Родился в Уфе в семье купца. В 15 лет Нестеров поступил в Московское Училище Живописи, Ваяния и Зодчества. В 1881 г. Нестеров уезжает в Петербург и некоторое время учится в Академии художеств у П.П.Чистякова. Но вскоре возвращается в Московское училище и заканчивает его. Как самобытный и зрелый мастер Нестеров заявил о себе в 1888 - 1890 гг., когда на передвижных выставках были показаны его картины «Пустынник» и «Видение отроку Варфоломею». В этих работах зрителя удивила глубокая человечность и удивительная слитность образа, настроения человека и природы. В 1897 г. художник написал картину «Великий постриг», за которую получил звание академика. В своих полотнах «Святая Русь» (1901-1905), «На Руси (Душа народа)» (1916) он воплощает идею о христианском пути русского народа. Убежденный поборник возрождения религиозной живописи, Нестеров многие годы посвятил созданию церковных фресок в Киеве (Владимирский собор), в Петербурге (храм Воскресения Христова), в Москве (Марфо-Мариинская обитель) и других городах России. Художник постоянно обращался в своей живописи к теме природы. Рисующие красоту русского Севера полотна Нестерова завораживают поэтичностью и задушевностью и ставят его в один ряд с величайшими мастерами русского лирического пейзажа. Однако произведения Нестерова не всегда и не всеми единодушно признавались, они вызывали споры и даже резкую критику. В начале 1900-х годов раскрылся талант Нестерова-портретист.

Заключение

Товарищество передвижных художественных выставок — творческое объединение, ставшее одним из символов девятнадцатого века. Товарищество Передвижников родилось как реакция на безжизненное искусство Академии и стало самым массовым и влиятельным художественным объединением в истории России. Созданное ими искусство было понятным и доступным народу. В рядах передвижников проявили себя Саврасов, Суриков, Репин, Левитан, Куинджи, Поленов, Нестеров, Серов и многие другие. Художники вывели национальную школу живописи совершенно на новый уровень. Распад Товарищества Передвижных Художественных Выставок пришелся на 1923 год, но за время существования живописи в жизни в русского общества достигло своего апогея. После событий 1917 года и распада Товарищества общий уровень русской живописи снизился и не больше достигал прежнего уровня. Годы деятельности Товарищества стали самыми плодотворными для русской живописи.

Крамскому и Ге вместе со своими соратниками удалось создать жизнеспособное общество, которое успешно противостояло Академии Художеств и столько сделавшее для развития реалистической живописи в России. Впоследствии к ним присоединились и более молодые, но не менее талантливые художники Репин, Суриков, Левитан и др.

Передвижники свою деятельность воспринимали как подвиг во имя народа. Их творчество отличалось демократизмом, гуманизмом, патриотизмом, высоким профессиональным мастерством. Одной из основных задач своего творчества они видели просветительскую работу. В произведениях передвижников воплотились лучшие черты русской культуры.

Творчество передвижников способствовало развитию и демократизации русского искусства, оказало огромное влияние на творческий рост отдельных художников не связанных с передвижничеством и целых национальных художественных школ других стран. Их творчество обогатило реалистическое направление живописи во всех ее жанрах. Передвижники стали одной из вершин мирового реалистического искусства в целом.

Список литературы

1. Рогинская Ф. С. Товарищество передвижных художественных выставок: Исторические очерки. – М.: Издательство Искусство, 1989.

2. Экштут С. А. Шайка передвижников. – М.: Издательство Белый город, 2001.

3. Александров В. Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. – Мн.: Издательсво Харвест, 2004.

4. Ильина Т. В. История отечественного искусства от крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учебник для вузов – М.: Издательство Юрайт, 2010.

5. Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины 19 века: Курс лекций. М.: Издательство МГУ, 1989.

6. Рогинская Ф. С. Передвижники: Издательство Искусство, 1993.

7. Бенуа А. Н. История русской живописи в 19 веке. – М.: Издательство Республика, 1995.

8. Парамонов А. В. Передвижники. – М.: Издательство Искусство, 1976.

9. Гомберг-Вержбинская Э. П. Передвижники. – Л .: Издательство Искусство, Ленингр. отд-ние, 1970.

10. Крамской И.Н. Письма, статьи. – М.: Издательство Искусст­во, 1965-1966.

11. Нестеров М.В.Письма: Из­бранное. – Л.: Издательство Искусство, 1986.

12. Езерская Н. А. Передвижники и национальные художественные школы народов России. – М.: Издательство Изобразительное искусство, 1987.

13. Репин И. Е. Далекое близкое. – Л., 1982.

14. Минчанков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2010.

15. Ермолаева Н. А. Русские художники-передвижники: Материал в помощь лектору. - Орел, 1972.

16. Жабцев В. М. Илья Репин [Изоматериал]. - Минск: Харвест, 2008.

17. Новицкий А. П. Передвижники и влияние их на русское искусство: - М.: Гросман и Кнебель, 1897.

18. Оголевец В. С. Воспоминания о Г. Г. Мясоедове. - М.: Искусство, 1981.

19. Познанский В. В. Искусство передвижников. – М., 1955.

20. Савицкая Т. А. В поисках правды и красоты : Очерк о художниках-передвижниках: - М.: Изобразит. искусство, 1976.

21. Троицкий Н. А. Россия в XIX веке (курс лекций). Москва: Высшая Школа,2003г.

22. Товарищество Передвижных Художественных Выставок. Письма и документы. –М.: Издательство Искусство, 1987

23. "Нижегород. ярмарочный справ, листок", 1865, 21 июля, № 6.

24. Крамской И. Н. Письма. Т. 2,с. 418-419. Письмо В. В. Стасову от 21 июля 1886 г.

25. Мясоедов Г. Г. Письма, документы, воспоминания.

26. Отдел рукописей, Государственной Третьяковской галереи, фонд Крамского, записная книжка 16, л.З.

27. Стасов В. В. Передвижная выставка 1871 года. — Избр. соч., т. 1, с. 205.

28. Товарищество передвижных художественных выставок. http://www.tphv-history.ru/

29. Анисов Л. Шишкин. — М.: Издательство Молодая гвардия, 1991.

30. Машковцев Н. Василий Иванович Суриков. — М.: Гос. издательство изобразительного искусства, 1960.

Приложение

Выставки. Творческий путь передвижничества - student2.ru

Крамской Иван Николаевич «Христос в пустыне»

Выставки. Творческий путь передвижничества - student2.ru

ГеНиколай Николаевич «Тайная вечеря» Выставки. Творческий путь передвижничества - student2.ru

Куинджи Архип Иванович «Лунная ночь на Днепре»

Выставки. Творческий путь передвижничества - student2.ru

Куинджи Архип Иванович «Березовая роща»

Выставки. Творческий путь передвижничества - student2.ru

Репин Илья Ефимович «Крестный ход в Курской губернии»

Выставки. Творческий путь передвижничества - student2.ru

Поленов Василий Дмитриевич «Московский дворик»

Выставки. Творческий путь передвижничества - student2.ru Репин Илья Ефимович «Торжественное заседание Государственного совета»

Выставки. Творческий путь передвижничества - student2.ru

Суриков Василий Иванович «Боярыня Морозова»

Выставки. Творческий путь передвижничества - student2.ru

Шишкин Иван Иванович «Рожь»

Выставки. Творческий путь передвижничества - student2.ru Шишкин Иван Иванович «Утро в сосновом бору»

Выставки. Творческий путь передвижничества - student2.ru

Нестеров Михаил Васильевич «Видение отроку Варфоломею»

Выставки. Творческий путь передвижничества - student2.ru

Левитан Исаак Ильич «Хмурый день».

Наши рекомендации