СФЕРА КУЛЬТУРЫ И ТЕХНОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА. финансовые и контрольные

I

финансовые и контрольные. Управленческие функции включают определение стратегии развития организации культуры, планирование основных направлений деятель­ности, анализ результатов работы. Финансовые функции предполагают финансовое планирование, а также непо­средственное привлечение различных источников финан­сирования от населения, коммерческого сектора и госу­дарства. Контрольные функции заключаются в осуществ­лении надзора за использованием основных фондов, движением финансовых средств и т. д.

В состав попечительского совета чаще всего входят представители коммерческого сектора, органов государ­ственной власти и др., которые проявляют интерес к раз­витию деятельности того или иного учреждения культу­ры. Как правило, попечительский совет формируется из тех лиц, которые оказали поддержку деятельности орга­низации культуры либо в момент ее создания, либо в процессе ее работы. Однако состав попечительского сове­та может меняться в силу объективных причин, а также решений большинства членов попечительского совета.

Попечители, в отличие от персонала учреждения куль­туры, выполняют свои функции на добровольной и без­возмездной основе. Таким образом, отсутствие прямой заинтересованности в экономических результатах деятель­ности учреждения культуры сводит интересы данных лиц не к максимизации прибыли учреждения, а к успешному выполнению им своей миссии.

В качестве мотивов обращения к попечительству можно рассматривать поднятие своего престижа в обществе, за­воевание прочной репутации на рынке и доверия со сто­роны потребителей, доступ к закрытым источникам ин­формации, услугам организаций культуры и др.

Среди отечественных учреждений культуры первым создал попечительский совет Русский музей. К идее фор­мирования попечительского совета привело тяжелое фи­нансовое положение музея в 1996 г. Государство смогло выделить на покрытие расходов музея только 20% от сум­мы, заложенной в бюджете. В связи с кризисным состоя­нием музея, а также предстоящим в 1998 г. его 100-лет­ним юбилеем президент РФ Б. Н. Ельцин и администра­ция Санкт-Петербурга приняли совместное решение взять под опеку Русский музей. В итоге в 1997 г. был создан

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

попечительский совет музея, председателем которого стал губернатор Санкт-Петербурга В. Яковлев. В состав попе­чительского совета, наряду с Ельциным и Яковлевым, во­шли также писатель Д. Гранин и академик Д. Лихачев.

Функциями совета стали финансовая, консультацион­ная и политическая поддержка музея. Финансовая по­мощь оказывается в разрезе капитальных расходов му­зея, а именно: в проектировании, реконструкции, рестав­рации и технологическом оснащении комплекса зданий Русского музея; создании надлежащих условий хране­ния и экспонирования его коллекций. Так, в 1997 г. Указом Президента РФ из его резервного фонда было выделено 10 млрд руб. на пополнение коллекций музея, а в 1998 г. из средств федерального бюджета — дополни­тельно 5 млрд руб. на ремонт зданий музея и благоуст­ройство прилегающих территорий.

Привлечение в качестве попечителей таких высокопо­ставленных лиц как Ельцин и Яковлев позволило музею активно лоббировать в вопросах выделения дополнитель­ных бюджетных средств, участия Русского музея в меж­правительственных программах культурных обменов Рос­сии с зарубежными странами, привлечения внимания международной общественности к работе музея и т. д. Консультационная помощь, оказываемая в основном со стороны двух других попечителей, касалась научных и образовательных программ музея. В результате уже пер­вого года работы попечительского совета финансовое по­ложение музея значительно улучшилось. В 1997 г. по­ступления из государственного бюджета возросли на 13% по сравнению с предыдущим годом, благотворительные взносы увеличились почти в 17 раз по сравнению с 1996 г. Это позволило, в свою очередь, вложить дополнительные средства в капитальный ремонт и реставрацию. В итоге, капитальные расходы музея в 1997 г. достигли 61% годо­вого бюджета, что на 11% выше соответствующих расхо­дов предыдущего года. Таким образом, первый опыт со­здания попечительского совета в музее свидетельствует об эффективности его работы в российских условиях.

Несмотря на преимущества создания попечительского совета, в целом в российских учреждениях культуры по­печительский совет является крайне редким явлением. Ес­ли за рубежом менеджмент большинства некоммерческих

1. СФЕРА КУЛЬТУРЫ И ТЕХНОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 43

организаций культуры основывается на системе попечи­тельства, то в России функции общественного регулиро­вания и контроля в основном выполняются государствен­ными органами власти. Создание попечительского совета в учреждении культуры как органа, в который входят не только государственные чиновники, но и представители широкой общественности, не получило в России широко­го распространения. Государство до сих пор предпочитает выступать единоличным надзорным органом за деятель­ностью учреждений культуры и не стремится делить свои полномочия с какими-либо другими лицами. Таким обра­зом, можно вполне говорить о продолжающейся государ­ственной монополии в управлении учреждениями культу­ры. Как и любая монополия, единоличное государственное регулирование не обеспечивает эффективного менеджмен­та организаций культуры. Большинство учреждений куль­туры испытывает финансовые и организационные про­блемы, не имеет эффективной структуры управления и системы стимулирования персонала. Создание попечитель­ского совета позволило бы им решить ряд актуальных проблем, в частности, привлечь дополнительные источни­ки финансирования и др.

Необходимым условием для этого является также со­здание законодательной базы по определению и регулиро­ванию попечительства над юридическими лицами, которая в России на сегодняшний день отсутствует. Согласно зако­ну РФ «О некоммерческих организациях», попечитель­ский совет предусмотрен только для одной организационно-правовой формы некоммерческих организаций — фонда. Однако порядок его создания и функционирования крайне ограниченно определен настоящим законом. Тем не менее, очевидно, что создание попечительского совета является актуальным не только для фондов, но идругих организа­ционно-правовых форм некоммерческих организаций.

В качестве первого шага к созданию законодательных документов о попечительстве некоммерческих организа­ций можно рассматривать Указ президента «О дополни­тельных мерах по поддержке общеобразовательных уч­реждений в РФ» 1998 г. Новый Указ объявил о необходи­мости создания при школах попечительских советов с целью привлечения внебюджетных средств. Принятие подобного документа в отношении учреждений культуры

Наши рекомендации