Театральный конструктивизм и "Четверг" А. Веснина
Стилистика сформировавшегося конструктивизма существенно отличалась от стилистики символического романтизма. В конструктивизме основой средств художественной выразительности уже к середине 20-х годов стали простые, откровенно выявленные геометрические формы с подчеркнутым преобладанием "эстетики прямого угла" и спокойные, статические, уравновешенные композиции. Характерные для новаторских школ символического романтизма остроугольные формы с преобладанием диагоналей и беспокойные, деструктивные, динамические композиции быстро ушли в прошлое.
В творчестве А. Веснина подобные стилистические изменения произошли, судя по всему, в 1922 г.
В архитектонических композициях А. Веснина, относящихся к 1922 г., в отличие от работ предыдущего года видно стремление упорядочить композицию. Элементы не укрупняются, они остаются все такими же мелкими, но в их расположении вырисовывается объединяющее их графическое начало. Упорядочение композиции идет в направлении придания ей более четкой структуры, сквозь хаос отдельных остроугольных "осколков" и секущих плоскостей проступает прямоугольная сетка, значительная часть плоскостных элементов, сочетаясь между собой, как бы образует некое подобие ячеистого каркаса. Причем сначала эта прямоугольная сетка расположена диагонально, т. е. она вырастает как бы за счет упорядочения диагональных элементов, но ее принципиальное отличие от диагональных линий прежних композиций в том, что вся сетка основана на прямом угле. Оставалось только "выпрямить" ее по отношению к картинной плоскости.
В графических композициях, выполненных А. Весниным в том же 1922 г., тенденция выявления прямоугольного "каркаса" проявилась в еще большей степени, чем в живописных работах. Здесь также сначала появляется прямой угол. Сетка линий становится прямоугольной, но остается диагональной. Есть композиции, где одна на другую наложены две прямоугольные сетки - диагональная и вертикально-горизонтальная. Затем в графических композициях диагональная сетка исчезает, остается некий сложный по рисунку, но все же уже строго прямоугольный "каркас". В них уже видны своеобразные архитектурно-композиционные "заготовки" будущих фасадов конструктивистских зданий.
Эти архитектонические (живописные и графические) композиции А. Веснина, в которых наглядно проявлялась эстетика раннего конструктивизма, совпали по времени с формированием теоретического кредо раннего конструктивизма и разработкой конструктивистского оформления спектакля "Человек, который был Четвергом" (скетч по Честертону) в Камерном театре. Они непосредственно предшествовали появлению первых архитектурных конструктивистских проектов.
Конструктивистские театральные декорации (так называемые установки) появились в московских театрах в 1922-1923 гг. Их появление в конечном счете было связано со стремлением отделить зрелище от здания, вывести его на улицу и растворить в массовом действе. Конструктивистские установки тем принципиально и отличаются от прежних декораций, что они отделились от сценической коробки. Они превратились в некую автономную сценическую площадку (это была как бы сцена на сцене), которую можно было вообще вынести из театра и показывать спектакль на открытом воздухе (так, кстати, и делали).
Наиболее интересными, характерными и принципиально новыми были пять конструктивистских театральных декораций для спектаклей, премьеры которых следовали в такой последовательности: 1) 25 апреля 1922 г. - "Великодушный рогоносец" в Театре Актера (режиссер В. Мейерхольд, художник Л. Попова); 2) 24 ноября 1922г. - "Смерть Тарелкина" в Театре ГИТИС (режиссер В. Мейерхольд, художник В. Степанова); 3) 4 марта 1923 г.- "Земля дыбом" в театре В. Мейерхольда (режиссер В. Мейерхольд, художник Л. Попова); 4) 7 ноября 1923 г.- "Озеро Люль" в Театре Революции (режиссер В. Мейерхольд, художник В. Шестаков); 5) 6 декабря 1923 г. - "Человек, который был Четвергом" в Камерном театре (режиссер А. Таиров, художник А. Веснин).
В. Степанова. Художественное оформление спектакля "Смерть Тарелкина" в Театре ГИТИС. 1922. Декорации |
А. Веснин. Живописная и графические композиции. 1922 |
А. Веснин. Живописная и графические композиции. 1922 | Л. Попова. Художественное оформление спектакля "Великодушный рогоносец" в Театре актера. 1922. Проект декораций |
Как видим, пожалуй, самая интересная конструктивистская установка А. Веснина хронологически занимает последнее место. Однако хронология премьер не отражает сроков начала работы над декорациями и реального вклада того или иного художника в общий процесс внедрения конструктивизма в театр.
Кроме того, наряду с вышеперечисленными спектаклями, в начале 20-х годов в подготовке и становлении отдельных элементов театрального конструктивизма сыграли свою роль и некоторые другие спектакли, проекты декораций к неосуществленным постановкам и экспериментальные работы. Среди них - декорации Г. Якулова для пьесы "Обмен" в Камерном театре (режиссер А.Таиров, 1918г.), В. Дмитриева для пьесы "Зори" в Театре РСФСР (режиссер В. Мейерхольд, 1920), А. Лавинского и др. для пьесы "Мистерия-буфф" в Театре РСФСР (режиссер В. Мейерхольд, 1921), В. и Г. Стенбергов и К. Медунецкого для пьесы "Желтая кофта" для Камерного театра - 1922 г. (не осуществлено), экспериментальные эскизы А. Экстер к балетным постановкам К. Голейзовского (1922).
Еще до появления конструктивистских театральных декораций различного рода "конструктивистские" установки появились в виде элементов праздничного оформления (например, трибун) и экспериментальных построений. Но в подавляющем большинстве случаев эти установки выполнялись художниками, в них часто не было подлинной архитектоничности, не было ощущения роли этих конструктивных форм в облике современного города. "Урбанистичность" этих конструктивистских построений, пожалуй, первым почувствовал именно А. Веснин.
Это сказалось уже и в "городах" праздничного оформления на Ходынском поле (1921), проект которого делали А. Веснин и Л. Попова. После этой работы оба ее автора, продолжая творчески сотрудничать в других сферах своей деятельности (ИНХУК, ВХУТЕМАС), приступили к разработке двух самостоятельных спектаклей у ревниво соперничавших друг с другом режиссеров-новаторов (А.Таирова и В. Мейерхольда); в оформление спектаклей они перенесли и многое из этого неосуществленного проекта.
Л. Попова, разрабатывая проект художественного оформления спектакля "Великодушный рогоносец" в театре Вс. Мейерхольда, не исходила из задачи объемно-пространственного разрешения сценического действия, а как бы овеществляла в картинной плоскости сцены свои беспредметные композиции 1921 г., в которых (в отличие от ее более ранних живописных произведений) господствовали не секущие плоскости, а сложная паутина пересекающихся прямых линий.
А. Веснин делал эскизы - фасадный и перспективный, много работал над планом установки, но завершил все это детально проработанным макетом. Хотя премьера "Четверга" состоялась лишь в конце 1923 г., в творчестве А. Веснина разработка оформления этого спектакля характеризует его художественные поиски 1922 г.
Установка Л. Поповой в конструктивистских формах изображала сельскую мельницу; Веснин же создал на сцене обобщенный образ современного города (некое художественное воплощение идеи "урбанизма"), использовав каркасные конструкции, фермы, консоли, лифты, движущиеся тротуары, подъемные мостовые переходы, пандусы, различные элементы техники (вращающиеся колеса) и т. д.
Л. Попова. Художественное оформление спектакля "Земля дыбом" в театре Вс. Мейерхольда. 1923. Эскиз оформления | В. Шестаков. Художественное оформление спектакля "Озеро Люль" в Театре революции. 1923 (реконструкция декораций для спектакля на открытом воздухе, 1925) |
А. Веснин. Художественное оформление спектакля "Человек, который был Четвергом" в театре. 1922-1923. Декорации - предварительные эскизы | А. Веснин. Художественное оформление спектакля "Человек, который был Четвергом" в театре. 1922-1923. Декорации - схема трансформации элементом декорации |
А. Веснин. Художественное оформление спектакля "Человек, который был Четвергом" в театре. 1922-1923. Декорации - макет (1 вариант) | А. Веснин. Художественное оформление спектакля "Человек, который был Четвергом" в театре. 1922-1923. Декорации - макет (2 вариант) |
А. Веснин. Художественное оформление спектакля "Человек, который был Четвергом" в театре. 1922-1923. Декорации - сцена из спектакля |
В первых эскизах установки для этого спектакля, как и в декорациях для Ходынского поля, преобладала динамика - и в решении композиции, и в буквальном смысле (обилие движущихся элементов, машинные формы). Затем постепенно все больше выявлялся каркас установки, который и стал определяющим. Эта забота А. Веснина имела принципиальное значение для формирования эстетического кредо архитектурного конструктивизма. Она свидетельствует, что эстетика раннего конструктивизма шла от ажурной конструкции и от движущихся механизмов, соединяла в себе пространственность и динамику.
Образно и стилистически установка "Четверга" еще содержит в себе элементы символического романтизма и динамизма - наклонные и диагональные элементы каркаса, вращающиеся детали и т.д. Но в целом установка "Четверга" является важным этапом формирования художественно-композиционной системы конструктивизма.
В театр конструктивизм пришел из лабораторных экспериментов художников и из инженерных сооружений (оголенная конструкция). Но именно здесь он впервые проявил себя в крупных эстетически осознанных формах. В конструктивистских декорациях начала 20-х годов художники создавали образы города будущего, нового быта, урбанизированной и механизированной эстетики. Попав на сцену, новейшие конструкции и бытовые вещи приобрели новое качество и вернулись в жизнь (в строительство и производство) уже как элементы новой художественной культуры, ибо в театре эти сугубо утилитарные элементы воспринимались эстетически (как "образ" эпохи).
Особенно наглядно этот процесс эстетизации конструктивистских декораций проявился в творчестве А. Веснина, который делал оформление "Четверга" для "эстетского" Камерного театра. Будучи архитектором, А. Веснин создал не просто "станок" для игры актеров, а сложную пространственную архитектурную композицию, что и делает его работу над оформлением этого спектакля важным этапом формирования эстетики архитектурного конструктивизма.
Сохранились эскизы оформления "Четверга", монтажные схемы, фотографии двух вариантов макета и сцен спектакля.
Есть принципиальная разница в восприятии этих эскизов (в основном фасадных) и макетов.
Хотя планы установки разработаны весьма тщательно и по ним видно, что декорация "Четверга" представляет собой совершенно автономную, свободно стоящую конструкцию, из зрительного зала она таковой не воспринималась. Ограниченный по размерам проем портала сцены срезал часть боковых элементов установки и ее верх с башнями лифтов; зритель видел лишь что-то вроде констуктивистского фасада современного сооружения.
Установки "Четверга" и "Рогоносца" решены как самостоятельные, отделенные от сцены конструкции. Однако в отличие от установки Л. Поповой установка А. Веснина решена архитектурно. Это не столько развитый автономный помост (как в "Рогоносце"), на котором (или около которого) играют актеры, сколько объемно-пространственная ажурная композиция, внутри которой развертывается действие. Это было не схематическое изображение или "конструктивистская" схема чего-то традиционного, а образ современного города.
В макетах "Четверга" установка воспринимается как некое конструктивистское архитектурное сооружение, сложная композиция которого завершается двумя или тремя (в зависимости от варианта) различными по высоте лифтовыми башнями. В одном из вариантов сложная ажурная пространственная композиция установки объединяется наружным круговым пандусом.
Макет "Четверга" стал этапом эволюции конструктивизма. С ним задолго до премьеры спектакля познакомились и за рубежом. В зарубежных гастролях Камерного театра весной и летом 1923 г. (Париж и города Германии) в каждом городе обычно устраивались выставки работ художников театра. Макет "Четверга" на этих выставках неизменно занимал почетное место, публиковался в программах гастролей и привлекал внимание как реальное свидетельство нового в поисках советских художников, как тот еще почти не знакомый за рубежом конструктивизм, о появлении которого в Советской России уже писали на Западе.
"Четверг" А. Веснина важен, пожалуй, прежде всего внетеатральным резонансом. Это был профессионально осознанный "проход" конструктивизма как художественного явления через театр в архитектуру.