Часть ii. история архитектуры

ИНСТИТУТ АРХИТЕКТУРЫ И ИСКУССТВ

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Ученого Совета ИАрхИ ЮФУ

«___» ___________ 2010 г.

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ЦИКЛУ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

специальностей:

070603.65 «Искусство интерьера»

070601.65 «Дизайн»

071501.65 «Художественное проектирование костюма»

070801.65 «Декоративно-прикладное искусство»

Ростов-на-Дону

СОДЕРЖАНИЕ

1. Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ ………………………………2

2. Раздел II. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА ………………..3

3. Раздел III. ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ ………………………………..6

4. Раздел IV. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И КОЛОРИСТИКА ………………...…7

5. Раздел V. ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА, НАУКИ И ТЕХНИКИ …………...8

6. Раздел VI. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИЗАЙНА …………….10

7. Раздел VII. ЭРГОНОМИКА ……………………………………………..11

8. Раздел VIII. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ..…….…13

Раздел I

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ

1. Становление дизайна как профессиональной деятельности.

Термин и понятие дизайна. Цели и задачи новой профессии.

2. Виды и формы организации дизайнерской деятельности.

Виды дизайнерской деятельности. Три основные формы организации дизайнерской деятельности.

3. Специфика профессии дизайнера.

Специфика дизайнерского проектирования. Принципы, методика и алгоритм деятельности дизайнера. Влияние современных технологий и материалов на формообразование объектов дизайна. Проблема взаимосвязи дизайна и прогресса. Дизайн и социокультурные проблемы XXI века. Что должен знать дизайнер, приступая к проектированию. Междисциплинарные связи дизайна.

Литература

1. Аронов В., Иконников А., Дижур А. 100 дизайнеров Запада М., ВНИИТЭ1994

2. Безмоздин Л.Н. В мире дизайна Ташк1990

3. Глазычев В.Л. О дизайне. М: 2001

4. Иконников А.В., Каган М.С., Пилипенко В.Р. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. М..1970

5. Кантор К. Правда о дизайне. М.,1990

6. Лаврентьев А.Н. История дизайна М. 2006

7. Михайлов С.М. История дизайна. Том 1 М, 2000

8. Михайлов С.М. История дизайна. Том 2 М, 2003

9. Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна М: СДР, 2002

10. Нельсон Дж. Проблемы дизайна. М., 1957

11. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: 1994

12. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна М., 2001

13. Хан-Магомедов С. Пионеры советского дизайна. М., 1995

14. Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн М., 1985

Раздел II

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Часть I. ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

1 .Искусство Древнего мира.

Основные понятия и терминология. Происхождение искусства. Первобытное искусство. Основные виды искусства, принципы их классификации. Терминология (искусство, художественный образ, виды искусства, жанры, стиль, направление, манера, техники). Происхождение изобразительного искусства.

Искусство Двуречья. Искусство Древнего Египта. Античное искусство.

2. Искусство средних веков.

Искусство Византии. Искусство Древней Руси X - первой трети XIII вв. Русское искусство ХIV-ХVII вв. Искусство Индии, Китая, Японии. Искусство западноевропейского средневековья. Искусство эпохи Возрождения.

3. Искусство XVII - первой половины XVIII вв.

Искусство Италии XVII-XVIII вв. Искусство Фландрии XVII в. Искусство Голландии XVII в. Искусство Испании XVII-XVIII вв. Французское искусство XVII - первой половины XVIII вв. Ранний классицизм. Рококо. Основные центры развития искусства.

4. Искусство XVIII - первой половины XIX вв.

Искусство Англии XVIII - начала XIX вв. Искусство Испании XVIII в. Французское искусство второй половины XVIII - первой половины XIX вв. Классицизм. Ампир.

Русское искусство XVIII — первой половины XIX вв. Основные стилистические направления. Скульптура второй половины XVIII в. Развитие русского портрета в XVIII - первой половины XIX вв.

5. Искусство второй половины XIX - начала XX вв.

Русское искусство второй половины XIX в. Товарищество передвижных выставок. Пейзаж в русской живописи второй половины XIX в. Русский портрет второй половины XIX в. Жанровая живопись. Историческая живопись.

Французское искусство второй половины XIX в. Импрессионизм во Франции. Постимпрессионизм. Пуантелизм. Французская скульптура рубежа Х1Х-ХХ вв.

Стиль модерн в искусстве Западной Европы.

6. Русское искусство начала XX в.

Творческие группировки в русской художественной культуре 1900-1910-х гг. Традиции модерна в русском декоративно-прикладном искусстве.

7. Искусство XX века.

Искусство первой половины XX вв. Модернизм и его направления. Фовизм. Экспрессионизм. Кубизм. Абстракционизм. Дадаизм. Сюрреализм. Советское искусство 1920-40-х гг. Тенденции развития зарубежного и советского искусства середины - второй половины XX в.

Искусство 1940-1960-х гг. в Западной Европе, США, СССР. Неореализм. Соцреализм. Основные жанры в советском искусстве. Советское искусство 1960-х гг. Искусство 70-80-х гг. в Западной Европе, США, СССР. Основные направления.

Литература

1. Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств, 1979.

2. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн, 1994.

3. Виноградова Н.А., Николаева Н.С. Малая история искусств. Искусство стран Дальнего Востока, 1979.

4. Вейрман Б.В. (под ред.) Всеобщая история искусств, 1953-1969.

5. Грабарь И.Э., Лазарев В.Н. (под ред.) История русского искусства, 1953-1969.

6. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств, 1987.

7. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство, 2000.

8. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство, 2000.

9. Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство, 1978.

10. Мальцева Н.Л., Кузьмина М.Т. История зарубежного искусства, 1980.

11. Мелик-Пашаева А.А. Современный словарь-справочник по искусству, 1999.

12. Полевой В.М. Двадцатый век, 1989.

13. Ракова М.М., Рязанцев И.В. (под ред.) История русского искусства, 1991.

14. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн, 1989.

Часть II. ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ

1. История архитектуры Древнего мира.

Архитектура Древнего Египта. Мифологическое осмысление архитектуры. Архитектура Древней Америки. Архитектура майя. Архитектура ацтеков. Архитектура Ассирии. Архитектура Вавилона. Архитектура Хараппы. Архитектура Ахеменидского Ирана. Архитектура государств Крито-Микенской культуры. Архитектура античного жилища. Архитектура Древней Греции. Архитектура Древнего Рима. Вода в архитектуре Древнего Рима.

2. История архитектуры индо-буддийской традиции периода средневековья.

Архитектура Индии. Архитектура Явы. Архитектура Паганского царства. Архитектура государства Калинга. Архитектура кхмерского царства. Китайско-конфуцианская традиция в архитектуре. Архитектура средневековой Японии.

3. История архитектуры мусульманской традиции периода средневековья.

Градостроительство стран исламской традиции. Конструктивные элементы исламской архитектуры. Архитектура арабских стран. Основные типы сооружений. Типы мечетей. Минареты. Архитектурный ордер в исламской традиции. Архитектура Самарканда. Архитектура Бухары. Архитектура Азербайджана. Композиционные варианты азербайджанских мавзолеев. Сравнительный анализ Бухарской и Самаркандской школ зодчества.

4. История архитектуры христианской архитектуры периода средневековья.

Влияние литургии на пространство храма. Архитектура восточно-христианской традиции. Архитектура Византии. Трансформация пространства византийского храма. Архитектура Армении. Архитектура Грузии. Конструктивные элементы воспринимающие распор купола и свода. Архитектура западно-христианской метатрадиции. Виды сводов в христианской архитектуре. Романская архитектура. Градостроительные ансамбли. Готическая архитектура Франции. Канонизированная схема западно-христианского храма и ее конструктивные особенности. Градостроительство готического периода. Готическая архитектура Англии. «Кирпичная» готика».

5. История западноевропейской архитектуры.

Архитектура Раннего Возрождения в Италии. Понятия Ринашименто, гуманизма, предпосылки генезиса новой эпохи и ее главные признаки, периодизация, основные проблемы архитектуры и градостроительства, связь со средневековым наследием. Архитектура Высокого Возрождения в Италии. Особенности периода Высокого Возрождения в истории и искусстве, кульминация поисков в области освоения ордерных форм и центрально-купольных композиций.

Особенности периода Позднего Возрождения в истории и искусстве, кризис идеалов гуманизма, проблема синтеза искусств и городского ансамбля. Теоретические трактаты. Архитектура Возрождения во Франции и Испании.

Архитектура Италии XVII -нач. XVIII вв. Зрелое барокко. Градостроительные идеи и ансамбли барочного Рима и принципы их организации. Позднее барокко. Архитектура Франции XVII в. Архитектура Франции XVIII — нач. XIX вв. Понятие рококо, его характерные черты и историческая обусловленность.

Особенности французского классицизма второй половины XVIII в. Ампир, его особенности. Архитектура Англии XVII - нач. XIX вв. Архитектура Германии и Австрии конца XVII - начала XIX вв. Понятие эклектики. Историческая закономерность и причины ее появления. Особенности периода. Обострение проблем градостроительства, появление новых типов зданий, достижения в области новых материалов и конструкций, стилистическое многообразие. Реконструкции городов.

Основные стилистические направления: неоготика (парламенты в Лондоне и Будапеште), неоренессанс и необарокко (Гранд-Опера в Париже, Бургтеатр в Вене), классицизирующая линия (памятник Виктору Эммануилу в Риме).

Особенности Чикагской школы. Функционализм. Архитектура периода модерна. Принцип «изнутри наружу», поиски синтеза искусств, путь к «новой архитектуре».

6. История русской архитектуры.

Архитектура централизованной Руси Х-ХП вв. Архитектура периода раздробленности ХШ-ХIV вв. Архитектура Владимиро-Суздальского, Черниговского, Псковского, Новгородского княжеств. Архитектура Московского государства XV в. Русская архитектура XVI в. Храмы-памятники. Крепостное зодчество XVI в. Русское деревянное зодчество XVI-XVII вв. Памятники церковного зодчества конца XVII - начала XVIII вв. Типологическое многообразие храмового зодчества рассматриваемого периода. Композиция «восьмерик на четверике» в сочетании с украинским влиянием. «Петровское» барокко. Влияние западноевропейской барочной традиции.

Памятники гражданского зодчества конца XVII — нач. XVIII вв. Появление новых типов зданий в Петербурге и Москве. Роль городского ансамбля, планировочное решение, композиция фасадов в период раннего классицизма. Период строгого классицизма. Градостроительство XVIII в. Исторические предпосылки развития усадебного строительства во второй половине XVIII в. Регулярные и пейзажные парки, парковые павильоны, архитектура малых форм, скульптура, дворцы и их интерьеры. Поздний классицизм. Основные памятники.

Архитектура эклектики. Архитектура модерна.

Литература

1. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве. Т. 1-2. - М., - 1935-1938.

2. Архитектура Западной Европы ХУ-ХУ1 вв. (эпоха Возрождения). Всеобщая история архитектуры. Т. 5, 1967.

3. Баторевич Н.И., Кожицева Т.Д. Архитектурный словарь. С-Пб, Стройиздат, 2001.

4. Брунов Н.И. Мировая архитектура. Страны. Эпохи. Стили. С.-Петербург: «Кристалл». - 2002.

5. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Том 1,2. - 2003.

6. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства, 1979.

7. Всеобщая история архитектуры в 12-ти томах под ред. Яралова Ю.С., А.-М., -1966

8. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры, - 1984.

9. Иконников А.В. История в архитектуре. М.: Стройиздат, - 1997.

10. Иконнников А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Том 1, 2. М.: Прогресс.

11. Мировая архитектура. Страны. Эпохи. Стили. С-П, «Кристалл», -2002.

12. Пилявский В.И. История русской архитектуры. М.: «Архитектура-С», 2003.

13. Саваренская Т.Ф. История нрадостроительного искусства, 1984.

14. Станьковская Я., Пехар Н. Тысячелетнее развитие архитектуры, - 1984.

15. Стивенсон Н. М: Архитектура. - 1997.

16. Уоткин Д. История западноевропейской архитектуры, - 1999.

Раздел III

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ

1. Композиция в системе профессионального мышления дизайнера.

Архитектурная композиция и теория архитектуры. Предмет архитектуры. Предмет архитектурной композиции. Архитектурная композиция и архитектурное пространство.

2. Категории композиции.

«Форма» - исходная категория теории композиции. «Выявление» - центральная категория теории композиции. «Выразительность» - завершающая категория композиции.

3. Свойства объемной формы.

Понятие «формы». Краткий обзор существующих профессиональных представлений о свойствах объемной формы. Общие свойства объемной формы: 1) искусственность, 2) эстетичность, 3) ассоциативность, 4) антропологичность, антропометричность, 5) мерность, 6) протяженность, 7) упорядоченность. Частные свойства архитектурной формы: 1) фронтальность, 2) глубинность, 3) прямо- и криволинейность, 4) мера пропорциональности, 5) мера масштабности, 6) мера тектоничности и др.

4. Основные принципы и средства формирования композиции.

Тождество и различие формы. Ритм. Ритм в искусстве. Особенности ритмической организации в архитектуре. Симметрия - асимметрия в природе, искусстве и архитектуре. Соподчиненность. Статичные и динамичные композиции.

5. Пропорции и пропорционирование в композиции.

Природа и деятельная основа пропорций. Канон Поликлета и пропорции древнегреческого ордера. Канонизация ордера в Древнем Риме. Пропорции и антропометрические характеристики архитектурной композиции.

6. Тектоника архитектурно-дизайнерской формы.

Определение тектоники в архитектуре. Античный ордер как пример тектоники в архитектуре. Тектонические системы различных эпох. Тектоника и мера конструктивной «правдивости». Тектоника и семантика объемной формы.

7. Виды объемно-пространственной композиции.

Мерность, протяженность формы и виды объемно-пространственной композиции. Виды композиции как фиксированные визуальные характеристики формы. Фронтальный, объемный и объемно-пространственный виды композиции. Фактор времени и виды композиции.

8. Масштаб и масштабность композиции.

Отношение между пропорциями и масштабом. Масштабный строй архитектурной формы и социально-культурные значения. Количественно-качественная определенность объемной формы.

9. Композиционное моделирование в дизайне.

Основные характеристики творческой деятельности дизайнера. Композиционное моделирование в системе профессионального дизайна. Методика композиционного моделирования. Принципы сознательного овладения методами композиционного моделирования.

10. Композиционные предпочтения мастеров дизайна и архитектуры.

Композиционные предпочтения мастеров советского конструктивизма: Н. Ладовского, К. Мельникова, братьев Весниных, И. Гинзбурга, И. Леонидова, Щуко и Гельфрейха. Композиционные предпочтения зарубежных функционалистов: Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ, группы «Де стиль». Композиционные предпочтения представителей различных течений постмодернизма: Р. Вентури, Б. Чуми, Ф. Гери и др.

Литература

1. Араухо И. Архитектурная композиция. М., – 1982.

2. Иконников А., Степанов Г. Основы архитектурной композиции. М., – 1971.

3. Композиция в современной архитектуре. М., – 1973.

4. Лебедев Ю.С. Архитектура и бионика.

5. Мастерство в композиции. М., – 1983.

6. Михайленко В.Е., Кащенко А.В. Природа, геометрия, архитектура. Киев, –1981

7. Михайловский И.С. Теория классических архитектурных форм. М., – 1937.

8. Объемно-пространственная композиция в архитектуре. М., – 1975.

9. Основы архитектурной композиции и проектирования. Под редакцией Тица А.А., Китаева, – 1976.

10. Соколов А.М. Основные понятия архитектурного проектирования. Л., – 1975.

11. Степанов А.В. Объемно-пространственная композиция. 1993, 2000

12. Туркус М.А., Кринский В.Ф., Ламцов И.Б. Элементы архитектурно-пространственной композиции. М., – 1968.

Раздел IV

Наши рекомендации