Творчество Ф.О. Шехтеля и русский модерн
Шехтель, Франц Адольф (Федор Осипович; 1859–1926), русский архитектор, представитель русского модерна. К концу 19 в. по его проектам было построено немало зданий, преимущественно дач и особняков. Лейтмотивом образных концепций Шехтеля было чаще всего средневековое зодчество, романо-готическое либо древнерусское.
Одним из первых наиболее зрелых творений Шехтеля особняк, построенный по его проекту для З.Г. Морозовой на улице Спиридоновке. Здесь зодчий выбирает стиль, в котором доминирует архитектурное, а не декоративное начало. Он обращается частично к готике. Само по себе обращение Шехтеля к готике не представляло ничего нового, новым был характер использования ее образов. Система приемов, использованных Шехтелем в особняке Морозовой, - прямая противоположность системе, которую использовали зодчие в архитектуре 90 –х годов. В здании есть много фасадов, исчезает привычный для взгляда главный фасад, являющийся основой здания в его традиционном понимании. Здесь каждый фасад становится замкнутым целым, он становится главным. Вся полнота архитектурного замысла раскрывается в процессе движения. Выразительность здания определяется логикой сочетания простых объемов. Содержание примененного декора позволяет сосредоточить внимание на главном, добиться эмоциональной насыщенности. Особо следует подчеркнуть красоту формы и ритма оконных проемов. Здесь Ш. отходит от традиционной архитектуры, в которой активная роль в системе композиции фасадов принадлежала не окнам, а их декоративному обрамлению. Ш. же сделал ритм, форму, гладь и блеск стекла одним из важных элементов декора здания. Большие размеры окон рождают ощущение легкости, воздушности, связывают их с пространством улицы. Здесь основное внимание обращено вовнутрь здания. Вестибюль, аванзал, парадная лестница, лестница, соединяющая жилые комнаты первого и второго этажей, столовая, коридоры, малая гостиная – как фасад, были созданы в стиле английской готики. Резные деревянные рамы, обрамляющие окна, дверные проемы и зеркало в вестибюле, стрельчатые арки, отделяющие вестибюль от аванзала, высокие спинки диванов и кресле, люстры и многие другие детали интерьера создают монументальность и крупномасштабность.
После окончания строительства особняка З.Г. Морозовой, Ш. начинает работу над собственным особняком, который расположен в Ермолаевском. Это здание, в отличие от предыдущих построек зодчего, уже почти не несет буквальных примет готики. Особняк скорее напоминает романтизированный маленький замок с круглой и граненой башнями. Вход в особняк отмечен единственным декоративным цветным пятном на фасаде – вкомпонованной в фасад мозаикой со стилизованным лиловым ирисом на золотом фоне. Уже в особняке З.Г. Морозовой Ш. делает центром композиции деревянную парадную лестницу, связанную с аванзалом. Здесь он доводит этот прием до логического конца, делая лестничное пространство как бы осью всей динамической центростремительной композиции. Деревянная парадная лестница призвана не просто связать два этажа дома, но и зрительно воплотить единство внутреннего пространства, его пластическую выразительность. Внешний облик особняка был рассчитан на круговой обход, воспринимаясь по – новому в разных ракурсах
Здание Ярославского вокзала. В композиции Ярославского вокзала тема башен подчиняет себе все остальное, а уравновешенность асимметричной композиции лишает здание застылости, придает ему подвижность. Башня входа образует динамичный центр – стержень композиции, по отношению к которому обуславливается положение остальных объемов. Формы здания обобщены и незаметно перетекают одна в другую. Углы не выражены, грани между фасадами сглажены. Богатая гамма фактурно-цветовых сопоставлений отделочных материалов (кирпич, камень, штукатурка) дополнена рельефами, металлическими решетками, майоликовыми панно и неизобразительной «живописью» изразцовых фризов. От Ярославского вокзала, ставшего событием в отечественной архитектуре, как и от его двойников – павильонов в Глазго, начинается жизнь одного из важнейших направлений модерна, известного под названием неорусского стиля. Ш. продолжает работать в так называемом неорусском стиле. Очень сходен по строению с Ярославским вокзалом Казанский вокзал. В проекте Казанского вокзала главным фасадом является не торцовый, обращенный к путепроводу, а продольный, выходящий на площадь. Членения и объемы крупны, но не настолько, чтобы подавить людей, детали не измельчены. Новым в композиции Казанского вокзала является выраженность горизонтальных ритмов.
Особняк Рябушинского – здание, творение в стиле национально-романтической ветви модерна. Фасады здания практически свободны от всяких художественных форм. Ш. реализовать здесь принцип организации помещений по спирали. Завиток спирали, обозначавший бесконечность развития, стал ведущей темой декора в наружной ограде, ограждениях балконов, росписи старообрядческой моленной, созданной в скрытой от посторонних глаз части особняка. Тема волны очень ярко выражена в убранстве парадной лестницы и столовой. Витражи, решетки, широкое использование изобразительного искусства, размеры покойных по пропорциям комнат – все направлено к тому, чтобы оторвать интерьер от обыденности.
Зрелое творчество зодчего - особняк, построенный Шехтелем для себя на Большой Садовой улице - торжественный фасад, украшенный портиком из четырёх колонн. Пространственным ядром здания является двухсветный холл, выходящий на уличный фасад гигантским окном. Каждой детали здания придается особенная значительность. Особняк на первый взгляд может показаться простым, но если к нему присмотреться, то для зрителя откроется удивительная элегантность и изысканность постройки. В этом и состоит оригинальность этого здания.
Он работал не только в Москве. Среди построек, выполненных не в столице наибольший интерес представляют такие здания, как церковь в Балакове Самарской губернии, загородный дом Патрикеева в Химках, дача И.В. Морозова в Петровском парке, загородный дом Фон Дервиза в Кирицах Рязанской губернии. Среди других его значительных работ – собственный особняк в Ермолаевском переулке (1896), особняк Дерожинской в Кропоткинском переулке (1901), дом Московского общества страхования от огня и гостиница «Боярский двор» на Старой площади (1901), перестройка Художественного театра (1902), банк Рябушинских на Биржевой площади (1903–1904), типография «Утро России» в Большом Путинковском переулке (1907), кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади (1912). В последних трех случаях артистический изыск уступил место т.н. рациональному модерну – с более скупым декором и строгой пластикой стен. Данью памяти А.П.Чехову стали выстроенные по проекту Шехтеля библиотека и музей писателя в Таганроге (1910).