Русский модерн, он же архитектура русского модерна.

Стадии проектирования интерьера.

1. Планировочный этап дизайн-проекта (проектирование интерьера) включает:
выполнение обмеров объекта (квартиры, офиса, помещения);
анализ особенностей объекта; - зонирование;
разработка вариантов планировочного решения с расстановкой мебели и оборудования (дизайн интерьера);
формирование рабочей документации по перепланировке квартиры в соответствии с дизан-проектом.
2. Стилевой этап дизайн-проекта (дизайн интерьера).
После утверждения планировочного решения приступаем к разработке различных вариантов оформления всех зон объекта с учетом пожеланий заказчика. Обсуждая с нами готовые эскизы, заказчик выбирает наиболее приемлемый вариант дизайна интерьера. Далее идет более детальная проработка эскиза до полного его соответствия с представлением заказчика.
Стилевой этап включает:
объемное моделирование помещений;
разработка принципиальных вариантов художественного решения;
детальная проработка утвержденного дизайна интерьера.
3. Технологический этап дизайн проекта.
В ходе данного этапа разрабатывается рабочая документация, необходимая для реализации дизайн проекта.
На технологическом этапе разрабатываются:
план полов;
план потолков;
план электрики (размещение розеток, электровыводов и выводов слаботочных сетей);
план расположения осветительных приборов;
план водоснабжения и канализации;
принципиальная схема кондиционирования и вентиляции;
чертежи конструктивных элементов;
планы разрезов, сечений и узлов, необходимых для реализации решений, заложенных на стилевом этапе;
ведомость отделочных материалов.

Римские архитектурные конструкции. Римская ордерная система.

Первыми освоены циркульные арки от этруссков, базилика IIвдонэ (это строение из нефов, переняли у греков) круглый храм Весты.

Осн место в арх-ре обществ сооруж. инженерные сооруж как архит-ра города (акведуки, мосты, дороги), соединили ордер с арочной конструкцией. В Греции - гармония, в Риме - возвыш власти и доп эффекты, подчеркивающие мощь (хотя сильное влияние Греч арх-ры на Рим).

В пер до 138гнэ появились кирпично-бетонные конструкции для больших зданий (это ускорило строит-во и не нужны высоквалиф спецы). Римский бетон (смесь песка и щебня=монолит). Триумф. арки, колонна Траяна (изобр военные подвиги и огромная статуя императора, урна с прахом) – полит значение. Храм всех богов Пантеон 126 гдонэ: главная часть – греч храм с куполом, в середине кот дырка для света - окулюс. Термы бани с зонами отдыха и спорт. Водопровод в виде акведуков (несколько ярусов) по городу более 10км. Колизей 70-90 гнэ на 56 тыс. зрителей. Дома: дворцы, загород виллы, домусы (1эт особняк), инсулы (многоквартир дома).

Редко использ колонны, но в портиках есть и декор. Не изобрели новых колонн, изменили сущ:
1 тосканский ордер - как дорический, но без каннелюр и гладкий фриз
2 римско-дорический совсем не как Греч, нарушение пропорций, длинная колонна без энтазиса сужается кверху
3 римско-ионический часто без каннелюр или снизу до волют, минимум орнаментов, волюты резкие, соед друг с другом прямым валом
4 римско-коринфский предпочитали, добавили роскоши, увел аканфовые листья и закрутили + лавр и это из бронзы, капитель и база из белого мрамора, много вар-тов орнамента и с людьми и животными иногда до безвкусия
5 композитный еще пышнее соединили корин с ионич, над листьями вторую волюту. Применяли все сразу: дорич 1 эт, ионич 2 эт, кор или композит 3 эт.

Творчество Шехтеля

7 августа 1859 года родился Фёдор Осипович Шехтель, художник, архитектор, сценограф. Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, принадлежит к числу крупнейших зодчих рубежа XIX—XX столетий.
Особняк Саввы Морозова
Шехтель проектировал и строил, не имея архитектурного образования. Особняк в стиль английской неоготики. Шехтель работал над оформлением вместе с Михаилом Врубелем, онитщательно проработали все детали интерьера, создав уникальную атмосферу. Похож на замок с лепнинами и высокими окнами. Колонны имеют вид закрученной.
Особняк Рябушинского
По желанию Рябушинского, который не хотел, чтобы фасад выходил на улицу, Шехтель вынес парадное крыльцо на красную линию, а сам особняк отодвинул вглубь и разбил небольшой сад. Интерьер дома поражает, выполнен в стиле арт-деко. Имеется мраморная лестница, выполненная в форме волны.Окна второго этажа-квадратные огромные с металлическимарнаментом на них, цветочные мотивы и волны – символ вечного движения в рисунке паркета холла и столовой.
Ярославского вокзала
Глобальный проект Шехтеля – здание Ярославского вокзала. Ярославская железная дорога связывала Москву с Белым морем поэтому Шехтель избрал для своего проекта новорусский стиль. В проекте вокзала сложные архитектурные решения совмещены с необыкновенной простотой. Декоративная лепнина, керамические панно, выполненные в абрамцевской мастерской – всё это отражает гениальный замысел Шехтеля.

Церковь Николая Чудотворца
В 1915 году Шехтель принимает православие и на следующий год создаёт своё лучшее, как он сам считал, творение – деревянную церковь Николая Чудотворца. Деньги на строительство шли из пожертвований, всего было собрано 3000 рублей. Строение было выполнено по одному из любимых Шехтелем мотиву – древнерусского Вологодского зодчества. Построил шатровую церковь по каркасной системе. В 1935 году храм был закрыт, шатёр и колокольня сломаны, потом здесь находилось общежитие, к 60-ых годам церковь была окончательно разрушена и снесена. На её месте было построен пятнадцатиэтажный дом для сотрудников милиции. В 1997 году храм был восстановлен, в 300 метрах от его прежнего места расположения.
Усадьба Локалова
Неорусском стиле – усадьба купца Локалова в селе Великое Ярославской области. Красивое, будто пряничное здание, с кокошниками и башенками, с массой элементов, характерных для древнерусского зодчества. У этой усадьбы судьба непростая. С 40-ых годов XX века здесь расположен детский дом, первыми «поселенцами» стали ребятишки, привезенные из блокадного Ленинграда. Потом здание было разрушено, сохранилась только сама кованая ограда и массивные столбы ворот. Двухэтажная пристройка кладовки разобрана. Вырублены сады на приусадебном участке.
Пирамидальный мавзолей
Самым резонансным неосуществившимся проектом Шехтеля стал проект мавзолея Ленина. Шехтель предлагал построить мавзолей, стилизованный под пирамиду. Это было не похоже на стиль архитектора. Обращение к архаике, возможно, было вызвано пониманием монументальности заказа, но уместность пирамиды на Красной площади - вопрос спорный. Однако надо признать, что Шехтель, в некоем отношении, заглянул в будущее. Пирамида в Лувре, построенная в конце 80-ых годов, по своему контрасту со зданием музея напоминает о проекте Шехтеля.

Батик

Техника рисования на ткани. Благодаря ей вы сможете побаловать интерьер красивой ручной работой.

Вышивание

Создание небольших изображений или огромных панно, узоров на полотенцах и подушках. Идеальный вариант для желающих оформить свой интерьер в стиле прованс или кантри.

Макраме

Древняя техника узелкового плетения, которая позволяет получать интересные фигуры животных, создавать подставки для цветочных горшков и многое другое.

Кроме этого, разновидностями ДПИ являются квиллинг, мозаика, скрапбукинг, лаковая миниатюра, керамика.

Создавая оригинальные вещи для интерьера, вы вкладываете в них свою душу, заряжаете свой шедевр положительной энергией. Творите свою реальность и наслаждайтесь созданными для своего интерьера шедеврами!

Стиль Арт-деко

Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», дала жизнь термину «ар-деко» . На этой выставке миру были показаны предметы роскоши французского производства, доказавшие, что Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны.

Само направление ар-деко существовало и до открытия выставки в 1925 — это было заметное течение в европейском искусстве 1920-х гг. Американских берегов оно достигло только к 1928 году, где в 1930-х оно преобразовалось в Streamline Moderne[en] — американизированное ответвление ар-деко, ставшее визитной карточкой этого десятилетия.

Париж оставался центром стиля ар-деко. В мебели его воплощал Жак-Эмиль Рульманн — самый известный из дизайнеров мебели той эпохи и, возможно, последний из классических парижских ébéniste (краснодеревщиков).
Символом ар-деко в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства». Классическими представителями ар-деко в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. Лоренцль (Австрия).
Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры. Активно применяли зигзагообразные и ступенчатые формы, широкие и энергичные кривые линии (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно. Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио-сити и шпиля небоскреба Крайслер билдинг. В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» и «Нормандия». Ар-деко был роскошен.

Появилось в первой половине 20 века

после проведения во Франции выставки– artdeco. Появился стиль в результате смешения модерна и неоклассицизма. Он стал актуален в послевоенный период.

Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся Интернационал Артдеко.

На этой выставке были роскоши французского производства, доказавшие, что

Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны.

Само направление ар-деко существовало и до открытия выставки в 1925 году — это было заметное течение в европейском искусстве в 1920-ых годах.

Париж оставался центром стиля ар-деко.

Цвет: мягкий, пастельный для стен и темный, почти черный для мебели, алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры преобладают.

Бежевые, серые или коричневые тона. Сочетание серебристого, белого или черного цвета. Металлические оттенки на предметах дома, белых или черных цветов.

В орнаментах- оранжевый, зеленый, красный .

Материала:

мраморная плитка, дерево с инкрустацией, стекло и алюминий, лакированные поверхность, нержавеющий металл, глянцевая керамическая плитка.

современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро).

Вместо плавных форм – резкость. На Элементы хай-тека, чистые и ровные линии, некоторая угловатость – все это стиль ар деко в интерьере.

Наряду с постконструктивизмом и неоклассицизмом он стал источником для сталинской архитектуры. Ряд станций метро и многие дома

построены под влиянием арт-деко. В интерьерах этого стиля много освещения, это связано с появлением первых электрических лампочек.

Трапецивидность. Спинки мебели, окна, двери, декор и стулья выполнены в форме трапеции. Иногда такие формы соединяются соступенчатостью.

Геометричность. Все линии ровные, и если задумано закругление в элементе интерьера, то оно довольно резкое.

Контуры и рамки. Часто поверхности интерьера украшены линией контрастной по цвету. Она обходит по контуру поверхность. Этот

архитектурный прием позволяет подчеркнуть геометрический стилеобразующий характер. Кристаллы, чёрно-белая гамма, вставки с орнаментами, геометрическими и узорными, зигзаг орнамент на полу, стенах и потолке, полосатость вещей, обводка контуров.

Стены:Стены помещения оклеиваются обоями с геометрическим орнаментом или однотонного цвета, обои в широкую полоску.

Потолки:многоструктурные формы, между стенами и потолком бордюры, подчеркнут геометричность стиля.

Пол: паркетная доска.

Спинка у каждого мебельного элемента – трапециевидная, тумбы лакированные.

Лакокрасочные материалы.

Лакокрасочный материал-при нанесении, защищает изделие.
-защищают поверхности различных материалов от разрушения под воздействием атмосферных факторов;
-выполняют художественно-эстетическую функцию (создание благоприятной среды обитания человека).
4 основных группы:
-фасадные краски, в том числе грунтовки, пропитки;
-ЛКМ для внутренних работ (такие, как эмаль ГФ-230);
-лакокрасочные материалы для защиты металла от коррозии;
-краски, лаки, пропитки для древесины.
К лакокрасочным материалам относятся эмали, краски, лаки, грунтовки, шпатлевки.
основных видов:
Лакокрасочное покрытие- покрытие, сформировавшиеся на поверхности изделия после нанесения на нее одного или нескольких слоев лакокрасочных материалов и обладающее достаточной адгезией к подложке;
Лак- раствор пленкообразующих веществ в органических растворителях или в воде, образующий после отверждения (высыхания) твердую, однородную и прозрачную пленку.
Эмаль- суспензия пигментов или их смесей с наполнителями в лаке, образующая после высыхания непрозрачную твердую пленку с различным блеском и фактурой поверхности; по степени блеска эмали подразделяются на: глянцевые, полуглянцевые, матовые, полуматовые;
Краска- суспензия пигментов или их смесей с наполнителями в олифе, эмульсии, латексе или другом пленкообразующем веществе, образующая после высыхания непрозрачную, однородную пленку;
Краски подразделяются на: масляные (на основе олифы), водоэмульсионные (на основе водных дисперсий синтетических полимеров);
Грунтовка- суспензия пигментов или смеси пигментов с наполнителями в пленкообразующем веществе , образующая после высыхания непрозрачную пленку с хорошей адгезией к подложке. Кроме того они защищают металл от коррозии.
Шпатлевка- вязкая пастообразная масса, состоящая из смеси пигментов, наполнителей и пленкообразующего вещества и предназначенная для заполнения неровностей и углублений окрашиваемой поверхности.
Олифа - пленкообразующая жидкость - продукт переработки растительных масел с введением сиккативов для ускорения высыхания.
Основные параметры, характеризующие лакокрасочные материалы и их качество содержатся в паспорте (сертификате) на поставляемую потребителю продукцию.
Основные и наиболее важные из них это:
Степень перетира — определяется размером твердых частиц краски, и чем она ниже, тем выше качество материала;
Вязкость — определяется временем истечения определенного объема краски через калиброванное отверстие, характеризует малярные свойства. В зависимости от показателя вязкости краску наносят на поверхность кистью, валиком или краскопультом;
Укрывистость— определяется как масса краски, необходимая для окраски 1 кв. м. поверхности, позволяет оценить расход материала, и чем она меньше, тем лучше;
Время высыхания— определяется как продолжительность периода отверждения покрытия, позволяет оценить время нанесения следующего слоя краски и готовности покрытия к постоянной эксплуатации;
Адгезия — характеризует прочность скрепления лакокрасочного покрытия с окрашенной поверхностью, чем она выше, тем лучше;
Водостойкость — способность лакокрасочного покрытия выдерживать без изменения воздействие пресной или морской воды;
Атмосферостойкость— способность лакокрасочного покрытия сохранять в течении продолжительного срока свои защитные и декоративные свойства в атмосферных условиях

Перегородки в интерьере

Межкомнатные могут быть изготовлены из различных материалов:

дерево;

стекло;

акриловое сырье;

гипсокартон;

поликарбонат;

кирпич;

пенобетонные блоки;

комбинированные — металлический или металлопластиковый каркас со вставками из стекла, бамбука, текстиля, тростниковой бумаги.

Перегородки-стеллажи невероятно популярны ввиду своей функциональности. Открытые или комбинированные полки могут размещаться как от самого пола, так и на некотором расстоянии от него – в зависимости от расположения меблировки в функциональной зоне.

Некоторые перегородки представляют собой целый комплекс, состоящий из систем хранения, рабочих поверхностей и интегрированных в пространство конструкции бытовых приборов. Например, вот такой мебельный ансамбль, расположенный между зонами кухни и столовой

Сфера применения – Зонирование пространства.

Схожий вариант комбинированной перегородки позволяет создать целый комплекс из систем хранения, размещения видео-зоны с одной стороны и письменного стола с другой. То же самое касается отделения столовой от гостиной. Стеклянные перегородки не препятствуют прониканию света, но создают уединенную атмосферу.

Раздвижные и поворотные перегородки – функциональный элемент интерьера

Из самого названия понятно, что подобные межкомнатные перегородки выполняют функции стен и дверей одновременно. Раздвигается ли перегородка по типу дверей-купе или складывается как книжка – основные функции зонирования помещения подобные конструкции исполняют в первую очередь.

С помощью стеклянных раздвижных перегородок в виде дверей-купе можно эффективно отгородить функциональный сегмент, размещенный в помещении с другой практической направляющей, например, отгородить спальню, находящуюся в гостиной. Тоже самое можно проделать с кабинетом, располагающимся в общей комнате или гардеробной, находящейся в спальне. Раздвижные перегородки-двери по типу деревянных горизонтальных жалюзи отлично вписываются в современный интерьер, особенно, если цвет древесины повторен в других элементах дизайна помещения.

Поворотная конструкция из ДВПможно повесить зеркало или картину, не говоря уже о том, что перегородку можно поворачивать в зависимости от ситуации.

Поворотные перегородки-жалюзи в вертикальной модификации позволяют создавать различные уровни закрытости функциональной зоны в рамках просторного помещения в зависимости от угла поворота элементов конструкции. Как правило, подобные перегородки снабжены электроприводом и оснащены пультом управления.

Изделия из древесины.

Древесина поступает в розничную торговлю в виде заготовок (доски, бруски и брусья заданных размеров) или в виде готовых изделий. Заготовки могут быть клееные, пиленые или фрезерованные с необходимым профилем. Примером могут служить доски с изготовленным пазом и гребнем, предназначенные для устройства полов, потолков или перегородок. Кроме того, торговля предлагает широкий ассортимент плинтусов, наличников, обшивок, раскладок, поручней и других видов заготовок, используемых при строительных работах. Заготовки могут иметь как чистовую, так и черновую поверхность, которая требует окончательной доработки. Сегодня широко используют материалы, полученные путем склеивания древесной щепы. Рассмотрим их.

Фанера — это слоистая клееная древесина, состоящая из трех, пяти и более слоев лущеного шпона, расположенных перпендикулярно друг другу {перекрестная ориентация). Чаще всего число слоев фанеры бывает нечетным. Фанеру строительную изготавливают путем склеивания шпонов из березы. В зависимости от применяемого клея фанера подразделяется на водостойкую (формальдегидные клеи) и ограниченной стойкости (мочевинные, казеино-цементные и др. клеи). Бакелизированную фанеру изготавляют из березового лущеного шпона, склеенного синтетическими смолами.

Облицовывают фанеру с одной или двух сторон строганным шпоном из дуба, ореха, груши и других пород. Для внутренних слоев применяют древесину более низких сортов. Размеры строительной фанеры: длина от 2 до 3 м; ширина от 1,2 до 2 м; толщина от 2 до 12 мм (с градацией через 2 мм) и 15 мм. Размеры по длине и ширине кратны 100 мм. Назначение строительной фанеры дается в таблице 5.

Таблица 5

Назначение строительной фанеры

Вид фанеры

Назначение

Водостойкая

Для несущих конструкций (балок, арок, рам и т. д.) в открытых сооружениях с защитой от увлажнения окраской; в помещениях с влажностью воздуха не выше 70% - без окраски. Для кровельных щитов — с защитой от увлажнения гидроизоляцией. Для изготовления инвентарной опалубки.

Ограниченной водостойкости

Для несущих конструкций в помещениях с влажностью воздуха не выше 70% - с окраской. Для перегородок, внутренней обшивки и для внутренних частей зданий.

Применение. Листы фанеры (размерами 1,2 м ґ 2,4 м) разного рода, различные по качеству, назначению и толщине, складируются и продаются как готовые строительные панели. Такие панели широко используются при облицовке стен, настиле полов, возведении перегородок, крыш, сооружении различных желобов, опалубок и пр. В разрезанном виде их применяют во многих отраслях производственной деятельности. В высококачественных изделиях мебельной промышленности плоские поверхности делаются из фанеры, обычно облицованной дорогим декоративным шпоном. Такая фанера изготавливается, как правило, в специальном цехе мебельного предприятия, поскольку качество и внешний вид мебели существенно зависят от совместимости лицевого шпона и породы дерева основы или каркаса.

Фанера из древесины как твердых, так и мягких пород выпускается нескольких типов и сортов, которые различаются назначением, сроком службы, внешним видом и стоимостью. Среди этих типов выделяют, например, фанеру для внешних работ, для судостроения, для опалубок и влагостойкую фанеру. В самолетостроении применяется фанера толщиной от 7 мм и более; в домостроительстве используются готовые фанерные панели толщиной от 6 до 25 мм; для изготовления мебели применяется фанера толщиной от 3 мм (трехслойная низкосортная для задников зеркал и днищ ящиков) до 30 мм (пятислойная высокосортная для столешниц письменных столов). Для изделий различных отраслей промышленного производства требуется фанера толщиной от 3 мм (для фасонных лотков и желобов) до 38 мм (для печатных форм на линолеуме). Из дешевой тонкой фанеры повсеместно производят комплекты для тары, которая сшивается гвоздями. Большая часть фанеры выпускается в виде плоских листов или панелей, но существуют механизированные методы производства и гнутых

изделий из нее. Фанеру можно проклеивать, согнув ее по несложным контурам, например, заготовок для сидений в общественных местах или корпусов радиоаппаратуры и т. п. Обычно фанеру слегка изогнутой формы прессуют, зажимая ее между парой горячих пресс-форм. Выпускаются из фанеры также фасонные заготовки для кабин и кают, самолетных деталей и т. д.

Трехслойная шпоновая фанера. Слева: A — лицевой шпон; B — клей; C — шпоновая серединка; D — шпоновый задник.

древесина фанера плита

Справа: Метод изготовления гнутой фанеры из плоского пакета шпона. Клиновидные пропилы (показаны штриховыми линиями) проклеиваются и скрепляются после сгибания и выдержки всего пакета.

Древесностружечные плиты (ДСП) изготавливают путем прессования мелкой древесной стружки (чаще всего малоценной древесины), смешанной со связующим веществом. В качестве связующего вещества применяют синтетические смолы. В зависимости от применяемой древесины и связующего вещества ДСП имеют различную плотность и гидрофобность, которые оказывают значительное влияние на их эксплутационные качества.

Для повышения этих качеств применяют зашитые покрытия и ламинирование. Облицованные плиты бывают пяти марок: ПСШ-1 — с облицовкой одним слоем лущеного или строганного шпона, ПСШ-2 — с облицовкой двумя слоями лущеного шпона или одним слоем строганного шпона с подслоем лущеного, ПСБ — облицованные бумагой, ПСПБ -облицованные пленкой, пропитанной синтетическими смолами, ПСП — с облицовкой слоистым пластиком.

В зависимости от назначения плиты подразделяются на пять видов: сверхтвердые, твердые, полутвердые, изоляционно-отделочные и изоляционные. Для изготовления твердых полотен и коробок применяют в основном сверхтвердые и твердые плиты. Влажность плит не должна превышать 10%. Часто древесностружечные плиты по своим физико-механическим свойствам превосходят древесину, из которой они изготовлены. Они менее горючи, обладают хорошими тепло- и звукоизоляционными качествами, менее подвержены гниению и разбуханию при равномерном изменении влажности среды. К недостаткам ДСП относят большой вес и меньшую прочность по сравнению с древесиной. ДСП демонстрируют превосходные свойства и широко применяются в деревообрабатывающей промышленности, особенно в мебельной индустрии.

Древесина как строительный материал обладает рядом положительных свойств: она имеет относительно высокую прочность, небольшую плотность, малую теплопроводность, легко поддается механической обработке.

Вместе с тем древесина имеет и ряд недостатков: она подвершена гниению и легко воспламеняется; разные показатели прочности и теплопроводности вдоль и поперек волокон затрудняют ее работку и применение; гигроскопичность древесины зачастую приводит к изменению ее размеров. Кроме всего прочего, древесина склонна к короблению и растрескиванию. При изготовлении деревянных изделий образуются значительные отходы (опилки и стружка составляют до 40%).

В зависимости от степени переработки различают: лесные материалы, получаемые только путем механической обработки; готовые изделия и конструкции, изготовляемые в цехах и на заводах, а также синтетические материалы, получаемые при глубокой переработке древесины.

В строительстве наиболее широко используют хвойные породы деревьев: сосну, ель, лиственницу, пихту и кедр. Из них изготавливают преимущественно несущие деревянные конструкции. Самое широкое применение имеет сосна. Древесина ели содержит меньше смолистых веществ, чем сосна, и поэтому легче загнивает в условиях высокой и попеременной влажности.

Древесина лиственных пород обладает меньшей стойкостью и однородностью. Наибольшую ценность из лиственных пород имеет дуб, древесина которого очень тверда и прочна.

Объемный вес древесины колеблется от 400 до 1100 кг/м3. Пористость древесины различных пород колеблется от 30 до 80%. Влажность древесины влияет на все ее важнейшие свойства и изменяется в зависимости от влажности и температуры воздуха. Древесина легко поглощает влагу из воздуха, которая накапливается в стенках клеток (такая влага называется гигроскопической). Если влага накапливается в межклеточном пространстве, размеры и механические свойства древесины не изменяются (этот вид влаги в древесине называют капиллярной, или свободной).


В зависимости от влажности различают древесину:

абсолютно сухую - влажность 0%;

комнатно-сухую - влажность 8-14%;

воздушно-сухую - влажность 15-20%;

влажную - влажностью более 20%;

свежесрубленную - влажность более 35%.


ПРИМЕНЯЮТ древесину для устройства стен и перегородок, покрытий и перекрытий, изготовления погонажных и столярных изделий. Эффективно используются также отходы древесины: из опилок и стружек, наряду с фиброилитовыми и ксилитовыми изделиями, изготавливают с применением различных органических клеев прессованные плиты, доски и т.п.


Древесину используют также для производства целлюлозы, этилового и бутилового спиртов, бумаги, картона, органических кислот, канифоли и других продуктов для народного хозяйства.


Применение древесины и конструкций из нее в строительстве обусловлено ее доступностью, простотой обработки и основными положительными качествами.


Сосна


В зависимости от условий произрастания сосна бывает двух видов: рудовая, растущая на возвышенных песчаных местах, и мяндовая, растущая в низменных местах. Рудовая сосна имеет плотную мелкослойную смолистую древесину.


Мяндовая сосна имеет более слабую, широкослойную древесину, малое ядро и широкую заболонь.


ПРИМЕНЯЮТ сосну для рубки стен жилых домов, постройки мостов, эстакад, для изготовления оконных переплетов, дверей, полов, свай, шпал, столярных изделий, фанеры и т.д.


Ель


Различают два вида ели - европейскую и сибирскую. Древесина ее имеет однородный белый цвет со слабым желтоватым оттенком, она мягкая, как у сосны, но с меньшим содержанием смолистых веществ, что снижает сопротивляемость загниванию.


ПРИМЕНЯЮТ ель для тех же целей, что и сосну, но с учетом ее пониженной стойкости к загниванию.


Лиственница


Прочность, плотность и твердость лиственницы примерно на 30% выше, чем у сосны. Лиственница очень стойка к загниванию, обладает высокой твердостью. К недостаткам лиственницы относят ее склонность к растрескиванию при сушке.

Лиственница обрабатывается с трудом и засмаливает подошву инструмента.


ПРИМЕНЯЮТ лиственницу для изготовления столбов и балок в основном в гидротехническом строительстве, из нее изготавливают также шпалы и рудничные стойки.


Кедр


Имеет ядро светло-бурого цвета и широкую заболонь, мало отличающуюся от ядра. Древесина кедра мягкая и легкая. Ее механические свойства ниже, чем у сосны.


ПРИМЕНЯЮТ кедр в виде круглого леса и пиломатериалов для строительных изделий - чаще всего, декоративной фанеры.


Пихта


Древесина пихты и ели очень похожи по своему строению, разница лишь в том, что первая не имеет смоляных ходов.


ПРИМЕНЯЕТСЯ наравне с елью в сухих проветриваемых местах, так как легко поддается загниванию.


Дуб


Древесина дуба прочная, плотная и упругая, самая стойкая к загниванию, но так же, как и древесина лиственницы, склонна к растрескиванию. Древесина дуба при тангентальном разрезе имеет хорошо видимые поры, а при радиальном - сердцевидные лучи, хорошо морится в воде (настоящий мореный дуб, пролежавший долгое время в воде, имеет окраску от коричнево-зеленой до черной). В обработке долотом дуб хрупок, требует твердого и острого инструмента.


ПРИМЕНЯЮТ древесину дуба для изготовления паркета и столярных изделий. Широко распространено применение дуба в отделочных работах в судостроении. На обработку дуба уходит значительно больше времени, чем любого другого вида древесины.


Ясень


Древесина ясеня очень похожа на древесину дуба, но несколько светлее. Сердцевинных лучей нет. При морении и окраске приобретает неприятную седину, поэтому применяют его обычно в натуральном виде. Распаренный ясень хорошо гнется. Древесина его прочна, вязка и с трудом обрабатывается вручную.


ПРИМЕНЯЮТ для изготовления паркета и столярных изделий.


Он хорошо сохраняется на воздухе и в воде, однако быстро загнивает в условиях переменной влажности, что следует учитывать при его применении.


Береза


Береза имеет древесину белого цвета с легким желтоватым или красноватым оттенком, твердую, прочную, но легко загнивающую, особенно в условиях повышенной влажности.


ПРИМЕНЯЮТ березу для изготовления фанеры, токарных изделий, мебели, а также для устройства подсобных сооружений (ограждений, подмостей и т.п.). Карельскую березу, имеющую свиливатое расположение волокон, используют в отделочных работах и мебельном производстве (древесина карельской березы очень дефицитна).


Осина


Осина - заболотная порода, легкая, мягкая, белого цвета. В сухой среде осина прочная, хорошо колется и обтачивается на токарном станке, мало коробится и мало трескается при высыхании.


ПРИМЕНЯЮТ для производства фанеры, устройства кровель, а также для возведения временных сооружений.


Бук


Бук - спелодревесная порода. Древесина бука белого цвета с красноватым оттенком, с красивым рисунком на радиальном срезе, хорошо гнется, но поддается загниванию в условиях повышенной и переменной влажности. При сушке поддается короблению и растрескиванию.

ПРИМЕНЯЕТСЯ в основном для изготовления фанеры и паркета, а также в мебельном производстве.


Бук легко впитывает атмосферную влагу, поэтому изделия из него необходимо покрывать лаком или красить.


Ольха


Ольха - заболотная, мягкая порода, ломкая и сильно коробящаяся. На воздухе ольховые доски быстро темнеют.


Обрабатывается легко, дощечки из ольхи имитируют красное дерево.


ПРИМЕНЯЮТ как и березу. Кроме этого, используют как отделочный материал в виде облицовочных досок, применяя при этом специальные пропитки.


Клен русский


Клен русский имеет плотную серо-розовую древесину. Хорошо полируется и принимает протравы. Сушат клен в коре или распиленным на доски по 50-60 мм.


ПРИМЕНЯЮТ в основном для изготовления фанеры. Способность клена легко полироваться и впитывать протравы дает возможность использовать его для имитации редких пород древесины. Древесину клена употребляют также для изготовления подошв

строгального инструмента.


Клен американский


Древесина по структуре напоминает древесину ясеня, но более плотная и с более мелкими порами. Тяжело обрабатывается и полируется. ПРИМЕНЯЮТ там же, где и русский клен.


Тополь


Тополь имеет мягкую белую древесину, которая при высыхании мало трескается и легко поддается резанию.


ПРИМЕНЯЮТ главным образом как материал для временных построек и подсобно-вспомогательных изделий. Часто применяют тополь при декоративных работах, связанных с резьбой по дереву.


Липа


Липа имеет мягкую белую древесину, хорошо поддающуюся резанию и пилению.


ПРИМЕНЯЕТСЯ при отделочных работах (бани, сауны и т.д.), в художественной резьбе по дереву, а также как материал для временных сооружений.


Груша


Имеет древесину розового цвета с нежными линиями годовых слоев, которая хорошо полируется и окрашивается.


ПРИМЕНЯЮТ в основном как поделочный материал для самых разнообразных изделий.


Акация белая


Древесина со спутанными волокнами, в сухом состоянии с трудом поддается ручной обработке, во влажном - склонна к хрупкости. Хорошо полируется.


ПРИМЕНЯЮТ для изготовления инструмента, инкрустации и т.п.


Лесоматериалы круглые


Бревна строительные из хвойных и лиственных пород должны иметь толщину на верхнем торце не менее 14 см и длину 4-6,5 см.


Различают бревна строительные общего назначения, для свай, для линий электропередач, для изготовления шпал, для переводных брусьев.


Для гидротехнических сооружений и элементов мостов применяются бревна из хвойных пород толщиной 22-34 см, длиной 6,5-8,5 м.


Для линий электропередач и связи применяются бревна хвойных пород толщиной 20-32 см длиной 6,5-18 м.


Для шпал железных дорог - бревна хвойных и лиственных пород толщиной не менее 24 см и длиной 2,7-5,4 м.


Для несущих конструкций зданий и пролетных строений мостов влажность круглых лесоматериалов не должна превышать 25%.


Бревна должны быть очищены от сучьев заподлицо с поверхностью, торцы - опилены под прямым углом к продольной оси. Бревна, предназначенные для антисептирования, необходимо очищать от коры и луба.


Помимо бревен применяют тонкий кругляк: подтоварник (диаметр 8-13 см) и жерди (3-7 см).


ПРИМЕНЯЮТ круглые лесоматериалы в зависимости от качества древесины и дефектов обработки. Круглые материалы разделяют на четыре сорта. В строительстве используют преимущественно бревна 2-го и 3-го сортов, которые применяют при сооружении элементов мостов, линий электропередач, подпорных элементов и временных сооружений.


Круглые лесома<

Наши рекомендации