ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:
· примерной основной образовательной программы начального общего образования;
· авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М.В. Бойкиной по курсу «Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России».1-4 класса». М.: Просвещение, 2012;
· учебников для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Литературное чтение. 2 класс. /Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. – М.: Просвещение, 2016. (Школа России);
· учебного плана ГБОУ ЛНР «АСОШ № …»;
· методических рекомендаций НМЦРО ЛНР.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Предмет «Литературное чтение» реализует следующие цели:
· формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;
· формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальных навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
· развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
· воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств.
Для достижения поставленных целей на уроках литературного чтения необходимо решать следующие задачи:
· формирование общекультурных навыков чтения и понимания текста;
· воспитание интереса к чтению и книге;
· развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
· освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
· овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
· воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
· пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, за, казалось бы, обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять.
Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Авторская программа во 2 классе рассчитана на 136 часов (34 учебные недели).
В учебном плане школы отведено на изучение предмета «Литературное чтение» 3 часа в неделю. Из расчёта 34 учебных недель количество часов за учебный год составляет 102 часа
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
– положительное отношение к школе;
– интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;
– умение выделять поступок как проявление характера героя;
– эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений;
– чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;
– понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи;
– умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений;
– общее представление о мире некоторых профессий.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий;
– интереса к слову, родному языку;
– первоначальной основы эмоционального сопереживания прочитанному или слышанному художественному тексту;
– передавать свое эмоциональное отношение к произведению;
– начальных представлений о культурных традициях своего народа;
– чувства ответственности за мир животных;
– понятий о дружбе и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
– принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
– участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
– ориентироваться в принятой системе учебных знаков;
– выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их;
– оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;
– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
– работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы;
– корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла;
– соотносить внешнюю оценку и самооценку;
– самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время;
– осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
– реализовывать потребность в общении со сверстниками;
– проявлять интерес к общению и групповой работе;
– адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;
– уважать мнение собеседников;
– участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы;
– действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.
Обучающийся получит возможность научиться:
– корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
– ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;
– понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;
– понимать контекстную речь взрослых;
– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
– читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные
части;
– сравнивать художественный и научно–популярный текст;
– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы;
– находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;
– ориентироваться в содержании учебника;
– пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии.
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;
– осознавать роль названия произведения;
– понимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
– видеть отличия народного и авторского текста;
– подбирать синонимы и антонимы к словам из текста;
– подбирать слова-определения для характеристики героев;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
– сочинять небольшие тексты на заданную тему.
ПРЕДМЕТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ