Тема: РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
ЭСТЕТИКА
Методические указания и планы семинарских занятий для студентов
направлений: 6.030509 «Учет и аудит», 6.030504 «Экономика предприятия» дневной и заочной форм обучения
Керчь, 2011 г.
УДК 111.852
Составитель: Сидоренко Н.А. ассистент кафедры социологических наук и социальной работы Керченского государственного морского технологического университета
Рецензент: Чигрина Н.В. к. соц. н., старший преподаватель СН и СР
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры СНиСР КГМТУ, протокол № 3 от 31 октября 2011 г.
Методические указания утверждены и рекомендованы к публикации на заседании методической комиссии ТФ КГМТУ, протокол № 2 от 15 ноября 2011г.
© Керченский государственный морской
технологический университет, 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
с. | |
Введение……………………………………………………………. | |
Тематика семинарских занятий и методические указания……….. | |
Список рекомендованной литературы…………………………….. | |
ВВЕДЕНИЕ
Планы семинарских занятий по дисциплине «Эстетика» составлены на основе рабочей учебой программы курса эстетики для вузов и предназначены для студентов дневной формы обучения.
Цель семинарских занятий: углубление и расширение знаний студентов, полученных в ходе лекций и самостоятельной работы.
В результате подготовки и работы на семинарских занятиях студенты должны знать:
- предмет, объект и основные методы эстетики;
- базовые категории эстетики;
- историю и персоналии основных эстетических концепций, школ и направлений ;
Должны уметь:
- ориентироваться в предложенных темах;
- анализировать эстетические проблемы;
- применять полученные знания на практике;
Получить навыки:
- работы со специализированной литературой к курсу;
- эстетической аргументации;
Тематика семинарских занятий и методические указания
Семинарское занятие №1
Тема: ЭСТЕТИКА КАК НАУКА
ПЛАН:
1. Предмет и объект эстетики в рамках мирового культурного процесса.
2. Место и роль эстетики в системе современных наук.
3. Роль эстетики в истории человечества и современном обществе.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По первому вопросу: необходимо изложить эволюцию взглядов, в рамках мирового культурно-исторического процесса на категорию «прекрасного», понятие «художественного» и «красивого».
По второму вопросу: рассмотреть роль эстетики и эстетических знаний в системе современной науки, подчеркнув тот факт, что оформление эстетики в самостоятельную дисциплину, явилось закономерным следствием развития познавательного процесса.
По третьему вопросу: обратить внимание на многообразие современных эстетических форм, их эклектичности и диалогичности. В условиях современности идет речь о появлении новых философско-эстетических моделей: эстетики природы, инсталляций в духе «поп-арта» и «лэнд-арта».
Основные термины и определения: эстетика, эклектика, прекрасное, красивое, безобразное.
Темы рефератов:
1. Методы современной эстетической науки.
2. Эстетическое воспитание и его роль в становлении личности.
3. Проблемы современной культуры.
Рекомендуемая литература:
1. Борев Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. – М.: Наука, 2002. – 334 с.
2. Бычков В. В. Эстетика / В. В. Бычков. – М.: Наука, 2005. – 248 с.
3. Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии / Л. Н. Столович. – М. : Просвещение, 1994. – 290 с.
4. Эстетика: учебное пособие для вузов / под ред . А. А. Радугина. – М. : Библионика, 2006. – 240 с.
5. Каган М. С. Эстетика как философская наука / М. С. Каган. – СПб. : Нева, 1997. – 202 с.
Семинарское занятие № 2
Тема: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ
ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
ПЛАН:
1. Эстетика античности.
2. Синтез искусств как феномен средневековья.
3. Европейский гуманизм – эстетика Ренессанса.
4. Эстетика эпохи Просвещения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По первому вопросу: проследить эволюцию эстетического сознания от мифологического до античной «калокагатии» - гармонии внешнего и внутреннего, условия красоты человека.
По второму вопросу: акцентировать внимание на том, что идеологической платформой развития эстетических идей являлось христианство, Бог, как источник «абсолютной красоты» и прекрасного. В средневековом «синтезе искусств» воплощены основы христианского мировоззрения.
По третьему вопросу: обратить внимание на идеологическую направленность европейского гуманизма : «человек есть мера всех вещей».Ознакомиться с образцами искусства «Высокого Возрождения» - работами Л. Да Винчи, Р. Санти, М. Буонаротти.
По четвертому вопросу: ознакомиться с характерными чертами эстетики эпохи Просвещения: демократичностью, наступательностью, интеллектуальностью. Акцентировать внимание на трактовке понятия вкуса «как чувства, пронизованного мыслью».
Основные термины и определения: вкус, каллокагатия, гуманизм, «синтез искусств».
Темы рефератов:
1. Средневековая художественная культура.
2. Эстетика раннего гуманизма (Петрарка, Бокаччо, Н. Кузанский).
3. Барокко в эстетической мысли 17 века.
Рекомендованная литература:
1. Боннар А. Греческая цивилизация / А. Боннар. – Ростов -на –Дону, Дюна, 1994. в 2 т.
2. Овсянников М. Ф. История эстетической мысли / М. Ф. Овсянников. – М.: Наука, 1978. - 230 с.
3. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев. – М. : Просвещение, 1982. – 300 с.
4. Эстетика: учебное пособие для вузов / под ред. А. А. Радугина. – М. : Библионика, 2006. – 240 с.
5. Эстетика : словарь / под общей ред. А. А. Беляева. – М. : Политиздат, 1989. – 447 с.
Семинарское занятие № 3
Тема: РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
НА УКРАИНЕ И В РОССИИ
ПЛАН:
1. Основные этапы становления отечественной эстетической мысли.
2. Эстетические воззрения Н. Г. Чернышевского и Н. И. Добролюбова.
3. Украинская эстетическая мысль 18-19 веков. Г. С. Сковорода, Т. Г. Шевченко.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По первому вопросу: обратить внимание на начальный этап зарождения русской эстетической мысли – 11 век и два главных ее источника: материально-художественную культуру восточных славян и византийскую эстетику.
По второму вопросу: подробно проанализировать противоречия русской эстетической мысли 19 века и основную проблему: отношения искусства к действительности. В данном ключе рассмотреть эстетические взгляды Н. Г. Чернышевского и Н. И. Добролюбова.
По третьему вопросу: уяснить связь морально-этических и философско-эстетических взглядов Г. С. Сковороды и Т. Г. Шевченко с лучшими образцами западноевропейской гуманистической общественно-политической мысли.
Основные термины и определения: мораль, эстетика, искусство, гуманизм, философия.
Темы рефератов:
1. Иконопись в Украине в 15-17 веках.
2. Распространение стиля барокко в украинской литературе и архитектуре второй половины 17 века.
3. Развитие украинского театра в 19 веке.
Рекомендованная литература:
1. Аничков Е. В. Очерк развития эстетических учений / Е. В. Аничков. – Харьков : 1915. – 340 с.
2. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика 11-17 веков / В. В. Бычков. – М. : Наука, 1992. – 230 с.
3. Соловьев Вл. Общий смысл искусства / Вл. Соловьев. – М. : Наука, 1988. 2 т.
4. Попович М. М. Нариси історії культури України / М. М. Попович. – К. : Лібідь, 2001. – 300 с.
5. Макаров А. М. Світло українського бароко / А. М. Макаров. – К. : Діло, 1994. – 150 с.
Семинарское занятие № 4