Герои, для которых чужды чувства
8. Л.Н.Толстой "Война и мир"
Элен Курагина - дочь князя Василия и сестра Анатоля и Ипполита Курагиных, символ блеска и пустоты светской жизни. Она наделена ослепительной красотой, но совершенно лишена способности чувствовать. Л.Н.Толстой подчеркивает отсутствие мимики на лице героини, ее всегда «однообразно-красивую улыбку», скрывающую отсутствие души, безнравственность и глупость. Ее «мраморные плечи» создают впечатление восхитительной статуи, а не живой женщины. Писатель не показывает глаз Элен, в которых, видимо, не отражаются чувства. На протяжении всего романа героиня ни разу не испугалась, не обрадовалась, никого не пожалела, не грустила, не мучилась. Она любит только себя, думает о своей выгоде и удобствах. Понятие любви принципиально не существует для Элен Курагиной, она никогда не испытывала этого чувства. Образ Элен - это воплощение внутренней пустоты и бездушия.
3. Пробуждение чувства
9. А.С.Пушкин "Евгений Онегин"
Онегин - молодой столичный аристократ, уставший от светской жизни, страдающий от хандры. Он обладает резким умом, эгоистичен, циничен, равнодушен к проявлению своих и чужих чувств. Любовь Татьяны Онегин воспринимает холодно, чувства девушки не зажгли в нём страсти, даже несмотря на то что он сумел разглядеть в ней глубину и непохожесть на других. Жажда любви возникает в нем спустя время, когда напряжённые переживания после убийства Ленского и путешествия обогатили его внутренний мир - теперь он способен не только холодно анализировать, но и любить. Об этом свидетельствует возродившаяся в нём запоздалая любовь к Татьяне Лариной и страдания, на которые своим отказом обрекла Онегина героиня.
10. А.И.Куприн "Гранатовый браслет"
Главная героиня повести - молодая княгиня Вера Николаевна Шеина, женщина красивая, добрая и честная. Она ведёт дремотный, однообразный образ жизни, который основывается на привычных и удобных связях. Все эмоции героини давно притупились. Она «была строго проста, со всеми холодна и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна». В жизни Веры Николаевны нет настоящей любви. С мужем её связывает глубокое чувство дружбы, уважения, привычки. Царское спокойствие княгини нарушает тайный поклонник - скромный и бедный Желтков, влюблённый в Веру Николаевну страстно и безответно. Он заставляет героиню испытать пробуждение нового душевного настроя. По мере трагического развития сюжета внутреннее напряжение Веры Николаевны нарастает, а её душа оживает. Самый напряжённый момент - прощание с умершим Желтковым, их единственное "свидание". Именно в этот момент Вера понимает, что потеряла настоящую любовь. Возвратившись домой, героиня слышит звуки второй сонаты Бетховена, любимой мелодии Желткова, и плачет. Слёзы княгини - это свидетельство возрождения её души.
11. М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"
Григорий Александрович Печорин - молодой офицер, личность сложная и противоречивая. Он умён, незауряден, блестяще образован, но внутренне опустошён, разочарован в жизни, в людях. Печорин ощущает в себе необъятные силы, но растрачивает их на мелочи, на любовные приключения, не совершая ничего полезного. Более того, Печорин делает несчастными людей, которые его окружают. «Я давно уже живу не сердцем, а головою», – говорит он о себе. Действительно, все его поступки характеризуются холодной рассудочностью. Печорин запретил себе чувствовать, потому что его настоящие порывы души не находили отклика в окружающих. Анализируя его отношение к женщинам, можно сделать вывод о том, что герой не способен по-настоящему любить. Ведь они для него – лишь способ развеять скуку, возможность проявить свою эгоистичную власть. Печорин изучает их поведение, придумывает новые повороты в игре, безжалостно разбивает надежды. Но оказывается, что даже в этом холодном сердце есть место настоящему чувству. Об этом свидетельствует отношение Печорина к Вере, единственной женщине, которая приняла его таким, как есть, и которая тонко понимает его и знает, насколько он одинок и несчастен. Любовь к Вере ярко проявляется в тот момент, когда после её отъезда Печорин бросается вслед и насмерть загоняет коня в стремлении догнать и остановить любимую. Но как только в душе Печорина просыпаются подлинные чувства, он не только беспокоится, что их увидит посторонний, но и сам их боится. Тогда он убивает лучшую половину своей души и прячет глубоко, чтоб никто не увидел.
4. Столкновение разума и чувств
12. И.С.Тургенев "Отцы и дети"
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» автор намеренно сталкивает чувства и разум, приводя читателя к мысли, что любая теория имеет право на существование, если она не противоречит самой жизни. Евгений Базаров - молодой человек, будущий доктор, нигилист по убеждениям, имеет острый аналитический ум, резок в своих суждениях и оценках. Евгений уверен, что жизнь можно подчинить придуманной теории. Выдвигая рационализаторские идеи по изменению общества, старого уклада жизни, отдавал предпочтение точным наукам, способным приносить пользу государству, обществу, человечеству. При этом он отрицал все духовные составляющие человеческой жизнедеятельности – искусство, любовь, романтику, брак, красоту и эстетику природы. Подобное отрицание и безответная любовь к Анне Сергеевне приводит героя к крушению собственной теории, разочарованию и моральному опустошению. Базаров только перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что жизнь шире и многообразнее, чем его представления о ней.
13. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание"
Борьба разума и чувств показана в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой романа - Родион Раскольников, бывший студент юридического факультета. Самолюбие и нищенское существование порождают в голове Раскольникова некую идею, суть которой состоит в подразделении людей на обычных и право имеющих. Думая о своём великом предназначении, герой готовится к преступлению. Родион считает, что в этой жизни он должен самоутвердиться через убийство, осуществив своё главное желание. Так поступил бы сильный человек. Четко продуманная теория не вызывает у героя сомнений в своей правомочности, но муки совести, преследующие его после свершения преступления, не дают ему жить спокойно. Переступив нравственную черту, лишив человека жизни, Раскольников оказывается на грани сумасшествия.
14. А.П.Чехов "О любви"
Рассказ А.П.Чехова "О любви" - это история о том, как разум помешал главному герою обрести счастье. Окончив институт, Алёхинпоселился в имении, доставшемся ему от отца. Там он знакомится с Дмитрием Лугановичем, а позже и с его женой - Анной Алексеевной. Алёхин нашёл Анну Алексеевну Луганович прекрасной, доброй, интеллигентной женщиной, он был очарован её красотой и вскоре понял, что испытывает к ней особые чувства. Герой почти каждый день бывал у Лугановичей. Оказалось, что и Анна Алексеевна неравнодушна к нему. Но ни он, ни она не хотели признаваться друг другу в чувствах, потому что понимали, что это может разрушить их собственную жизнь и жизнь возлюбленного: Анна Алексеевна думала о муже и детях, а Алёхин о том, что он может дать ей. В конце августа Дмитрий с детьми должен был уезжать в одну из западных губерний, а Анна Алексеевна — в Крым, по рекомендациям врача. В поезде Алёхин и Анна Алексеевна признаются друг другу в любви и после этого расстаются навсегда.