Что сопротивление скрывает истинные чувства, которых он избегает

Можно предложить упражнение «Антикварный магазин» — предста-

вить и выбрать в магазине предмет, вообразить себя этим предметом:

«как вы себя чувствуете?», «почему оказались в магазине?», «кто

прежний хозяин?». Поделиться своими ощущениями с группой. Не

Должно быть незавершенных предложений.

Упражнения

О «Расширение сознания». Цель упражнения — расширить соз-

Навание на внешней, внутренней и средней зонах. Выполняется в па-

Рах, каждый член пары говорит по несколько минут.

- «Сейчас я осознаю, что...» — и перечисляет ощущения из

Внешнего мира, не интерпретируя; если интерпретирует, то партнер

Дает обратную связь. Затем то же самое делает партнер.

- «Сейчас я осознаю, что...» — перечисляет внутренние ощуще-

Ния. Затем то же самое делает партнер.

- «Сейчас я осознаю...» — говорит об интересе к чему-то, трево-

Ге, предположениях, о своих мыслях, фантазиях и отношениях. То же

Самое делает партнер.

- «Сейчас я осознаю...» — говорит о том, куда ведет осознание,

То есть о том, что приходит в голову. То же самое делает партнер.

- «Сейчас я осознаю...» — говорит о партнере, ориентируясь на

Внешнюю и среднюю зоны. То же самое делает партнер.

Обсуждение всех частей упражнения сначала в паре, а затем в

Группе.

О «Три фразы». Упражнение используется с целью тренировки

Умения принять на себя ответственность. Работая в паре, произне-

Сите поочередно по три фразы, глядя в глаза партнеру; начните с

Определенных слов, а затем измените фразу, заменяя первые слова

Заданными, но сохраняя ее окончание. Каждую часть упражнения

Выполнить без обратной связи, поочередно, меняясь ролями. Обсу-

Ждение проводится в паре, а затем, по завершении всех частей уп-

Ражнения, в группе.

Пример:

Часть «а». 1-й партнер: «Я должен...» — три фразы. 2-й партнер:

«Я должен...» — три фразы. Замена — 1-й партнер: «Я предпо-

читаю...» — три фразы с окончанием, использованным в части «а».

2-й партнер: «Я предпочитаю...» — три фразы с окончанием, исполь-

зованным в части «а».

Часть «б». 1-й: «Я не могу...» — три фразы. 2-й: «Я не могу...» —

три фразы. Замена — 1-й: «Я не хочу...» — три фразы с окончани-

ем из части «б». 2-й: «Я не хочу...» — три фразы с окончанием из

части «б».

Часть «в». 1-й: «Мне надо...» — три фразы. 2-й: «Мне надо...» —

три фразы. Замена — 1-й: «Я хочу...» — три фразы с окончанием из

части «в». 2-й: «Я хочу...» — три фразы с окончанием из части «в».

Часть «г». 1-й: «Я боюсь, что...» — три фразы. 2-й: «Я боюсь,

что...» — три фразы. Замена — 1-й: «Я хотел бы...» — три фразы с

окончанием из части «г». 2-й: «Я хотел бы...» — три фразы с оконча-

нием из части «г».

Тема 7

Применение

Экзистенциально-гуманистического подхода

В психологическом консультировании

Представители подхода

Представителями экзистенциально-гуманистического подхода прежде

Всего являются Ролло Мэй (1904-1994), Ирвин Ялом (род. 1931) и Джеймс

Бьюдженталь (1915-2008).

Истоки теории

Термин «экзистенциальный» указывает на непосредственное

Родство этого подхода с экзистенциальной философией — философи-

Ей существования, возникшей в XX столетии и представленной в тру-

Дах религиозных (К. Ясперс, М. Бубер, Дж. Марсель, Н. А. Бердяев,

Л. И. Шестов) и атеистических (Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Э. Гуссерль,

Ж.-П. Сатр, А. Камю) экзистенциалистов, уделявших преимущест-

Венное внимание феномену бытия человека в мире. Общим идейным

Источником данного направления стало феноменологическое учение

С. Кьеркегора [9, с. 32].

Основные положения

Границы экзистенциального подхода в психологии и психотера-

Пии четко не установлены и поэтому определяются по-разному.

В узком смысле к экзистенциальной психотерапии относят, на-

Пример, логотерапию, основоположником которой является Виктор

Франкл, а также экзистенциальный психоанализ (дазайнанализ) Люд-

Вига Бинсвангерера.

В более широком смысле под экзистенциальной психотерапией

Понимается гуманистическое направление в целом.

В последнее время как некое среднее решение данного вопроса

Выделяется экзистенциально-гуманистический подход, ориентиро-

Наши рекомендации