Словосочетание и предложение
Задание № 1.Выпишите из искусствоведческой литературы по 3 словосочетания и предложения на тему разных видов искусства (музыка, живопись, театр).
Тема № 28
Простое осложнённое предложение
Задание № 1. Подчеркните в предложениях вводные слова, словосочетания, предложения.
1. Они [глаза], казалось, хотели что-то выразить, для чего на языке, – на его языке по крайней мере, – не было слов (Тургенев). 2. Но судей речь его, видимо, не обрадовала, они не шевелились (М. Горький). 3. Действительно, я занимала его, и ему было весело смотреть на мой смех (Достоевский). 4. Зато десятский Архип сохранял спокойствие невозмутимое и не горевал нисколько; напротив, он даже не без удовольствия через них [лежащие дубы] перескакивал и кнутиком по ним постёгивал (Тургенев). 5. Усталыми шагами приближался я к жилищу Николая Ивановича, возбуждая, как водится, в ребятишках изумление, доходившее до напряжённо бессмысленного созерцания (Тургенев). 6. Я вот, видите ли, жду эту даму... я знаю, что она тут (Достоевский). 7. ...А вечер провёл с Теглевым под навесом пустого сарая, в котором он устроил, как он выражался, летнюю свою резиденцию (Тургенев). 8. Однако долг, вы понимаете, прежде всего (Тургенев). 9. Наконец, к неописанной нашей радости, Ермолай вернулся (Тургенев).
10. Филофей, хотя и дурак – по словам Ермолая – не удовлетворился одним этим заявлением (Тургенев). 11. Послушай, Николай! По-твоему, всё это у тебя умно, тонко, по всем правилам психологии, а, по-моему, это скандал, несчастие (Чехов). 12. Искусство Андрея Рублёва, к примеру, было по-настоящему открыто и изучено только в советское время (Кривицкий). 13. В последнее время появились монументы неизвестным солдатам и матросам рядовым, так сказать, солдатам «вообще» (Воронов). 14. В сенокос парни, по древнему порядку, сбрасывают девушек прямо в платьях в тёплую полдневную воду (Солоухин).
Тема № 29
Сложное предложение
Задание № 1. Составьте 3 сложных предложения на тему разных видов искусства.
Тема № 30
Предложения с прямой речью
Задание № 1. Составьте диалог из 5-ти реплик на тему: «Посещение театра».
Тема № 31
Стили языка
Задание №1. Выпишите из текстов разных стилей (художественного, научного, публицистического, официально-делового) по 2 предложения.
Тема № 32
Употребление форм существительных, прилагательных,
Числительных, местоимений, глаголов
Задание № 1. Допишите окончания имён прилагательных, согласуя их с определяемыми существительными в роде и числе. Объясните значения несклоняемых иноязычных слов.
1. С рекламного щита улыбалась красавица, весь наряд которой составлял... ярк... бикини. 2. Своей внешностью она производила впечатление типичн... инженю. 3. У входа девушка оставила сво... маленьк... сабо. 4. Густ... контральто её звучал ровно и красиво. 5. Перед глазами до сих пор стоит забавн... пони в ярк... попоне. 6. Наш… завтра зовет вперед. 7. Заведующ… библиотекой Зинаида Эйсфельд подготовил… обзор журналов.
Задание № 2. Употребите данные существительные для наименования лиц мужского и женского пола (если это возможно). Образуются ли в современном русском литературном языке параллельные формы этих существительных для наименования лица противоположного пола? Какую стилистическую окраску они имеют?
Актер, артист, балерина, диктор, журналист, инженер, корректор, корреспондент, маникюрша, обозреватель, редактор, секретарь.
Тема № 33
Согласование в предложении
Задание № 1. Составьте словосочетания и введите их в предложения, выбрав из слов в скобках нужный вариант винительного падежа. По типу одушевленных или неодушевленных существительных следует склонять данные слова?
Смотреть (марионетки — марионеток); вывести (персонажи — персонажей); рассматривать (художественные типы — художественных типов); анализировать (литературные образы — литературных образов).
Тема № 34