С обращения к исторической характеристике соответствующей эпохи, анализа социально-экономических, нравственных, политических, культурных особенностей
В истории человечества есть примеры того, как новая наука, не всем до конца понятная и оттого не всеми принятая, подвергалась сомнениям, нападкам, посягательствам. Не раз было отказано даже в самом праве на её существование.
8) Со связи с современностью.
В человеке существуют два начала: рациональное и духовное. В современном мире разум преобладает над чувствами. Но, несмотря на это, в нас всегда живёт душа поэта. Даже в городе, где, казалось бы, всё заполнено машинами, заводами, пылью, в нас живёт чувство прекрасного…
2. Основная часть сочинения.
Это интерпретация содержания авторского текста, аргументированный анализ содержания первичного текста и авторской позиции, отражённой в нём, анализ формы первичного текста, ведь именно композиция и средства выразительности «представляют» его содержание и обеспечивают эффект прямого речевого воздействия на адресата. Здесь целесообразно использование сравнений (автора с автором, эпохи с эпохой, одного вида искусства с другим и т.п.), отстаивание и доказательство своего мнения, своей точки зрения, спор с воображаемым оппонентом, а также опора на свой собственный и литературный опыт ( 2- 3 примера-доказательства), связанный с темой сочинения.
Приступив непосредственно к анализу текста, можно воспользоваться следующими речевыми клише.
А) Говоря о проблеме текста, её актуальности и своём собственном отношении к ней (в начале основной части), можно использовать фразы:
Я совершенно согласен с позицией автора …Нельзя не согласиться с мнением автора о том, что…В центре внимания автора находятся…Данная проблема привлекает внимание многих учёных (критиков, педагогов и т.п.)…Тема, затронутая автором , чрезвычайно актуальна в последние годы, десятилетия…)…В современной науке особенную остроту приобретает тема(проблема)…Сущность проблемы сводится к… В тексте рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для… Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем, что…
Автор размышляет над проблемой… Предложенный текст интересен уже своим названием, которое… Статья посвящена актуальной теме… Несомненна актуальность избранной автором темы
Б) Отмечая своеобразие текста, его стиль речи, наиболее яркие языковые средства, можно использовать следующие конструкции (не забывая, что в задании В 8 – подсказка!):
Эмоциональный пафос текста создаётся…Мысль о том, что … помогают раскрыть художественные средства выразительности речи, используемые автором: эпитеты (примеры), метафоры (примеры) и т.д.
Авторскую позицию нельзя не увидеть в … Эффект авторского присутствия обнаруживается благодаря (риторическим вопросам в … предложениях), оценочной лексике (примеры, в каких предложениях и т.д.).
Авторская позиция подчёркивается… Автор углубляет наши представления о том, что… Автор вводит нас в свой мир, благодаря….