ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ: готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн

Мебель, как предметы быта для сидения, лежания и расположения вещей, сопутствовала человеческой жизни всегда – даже у неандертальцев были каменные стулья. Но в том смысле, в котором мы понимаем мебель теперь, она была изобретена в Египте, в период ранних династий (~XXX вв. до н. э.). Вполне полноценные ларцы, сундуки и табуреты, выполненные из местных пород дерева (черное, эвенговое и др.), а также из других материалов (тростник, пальмовые листья, сухожилья, кожа) с характерными декоративными включениями из бирюзы, малахита и слоновой кости. Позже, во времена «среднего царства», Египет стал производить стулья и кровати. Кстати говоря, стулья с современной конструкцией спинки появились гораздо позже, в египетских спинка выполнялась в виде независимого элемента со своей собственной точкой опоры. Стилистические предпочтения египтян были космоцентричны, например, ножки стульев и кресел ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ: готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн - student2.ru исполнялись в виде лап животного, а характерный дизайн одушетворял мебель практически полным отсутствием прямолинейных форм. Дерево растили, придавая ему нужный изгиб, в течении нескольких лет, для того чтобы потом изготовить из ствола ножку стула или ларца. Египетская мебель, несмотря на характерную жесткость и функциональность, в отличие от предшествующих ей изделий, обобщена легко читаемой художественной мыслью, поэтому именно Египет принято считать родоначальником мебельного искусства.

***

Традиции Египта и Греции продолжил и преобразовал Рим. Государство совсем другого склада, империя-завоеватель, обитель роскоши и богатства – все эти тенденции не могли не отобразиться в искусстве, в том числе в мебельном. Взяв за основу изделия покоренного Египта, итальянские ремесленники поставили во главу угла не функциональность, а красоту и удобство, превращая обычные предметы быта в неподражаемые произведения искусства. Жажду украшательства удовлетворяли инкрустации из золота и драгоценных камней, позолота, теснение и целые элементы из мрамора и бронзы. Подражая итальянской мебели этой эпохи, европейские мастера поздних веков породили такие стилистические направления, как ренессанс и классицизм. С приходом христианства в Европу, роскошь во всех ее проявлениях подверглась жестокой критике. Мебель, как и все остальные предметы быта, была беспощадно упрощена – аскетизм доходил до таких стадий, в которые теперь трудно поверить – например столы и стулья вполне приличных домов не содержали ножек, а были изготовлены из двух опорных досок, сообщенных соосной перекладиной, обитой жестяным листом для придания прочности. Великая инквизиция и бубонная чума были тяжким испытанием не только для мира людей, но и для мира искусства.

***

Лишь после X-го века в обеспеченных домах Франции появились вестники новой эпохи – предметы, выполненные в легком витиеватом стиле, украшенные барельефами и резьбой. Да, вы правильно догадались, это – готика.

ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ: готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн - student2.ru ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ: готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн - student2.ru ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ: готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн - student2.ru

Мебель готического стиля изящна и проста, ее декор составляют различные архитектурные детали, колонны, шпили, башенки и т. п. В это же время появился и любимый всеми нами шкаф – до этого одежду хранили в сундуках и ларях. Сначала в своем простейшем воплощении, позже со стеклянными дверцами и раздельными полками, приняв обличие и книжного шкафа, и шкафа-бюро. Новую эру мебели определила техника – изобретенная в XV веке «лесопильная мельница» и другие инструменты для обработки дерева, превратили мебельное дело из искусства в ремесло. С подъемом благосостояния европейских городов мебель, кроме всего, становится подвластна моде, появляется конкуренция между мебельными мастерскими и как ее продукт – постоянное совершенствование процесса производства и внешнего вида изделий.

***

Традиции средневековой готики продолжает и преобразует новая эпоха – эпоха ренессанса. Это слово не даром переводится как «возрождение», именно тогда, во второй половине второго тысячелетия, человечество, взамен религии, выбрало путь науки. И эстафету мебельного новаторства вновь принимает Италия.
Итальянская мебель XV-XVII века порождена пропорцией – как в конструкции, так и в декоре. Широко применяется вошедшее в моду «золотое сечение» - соотношение сторон 1 к 1.68, определяющее гармонию природы (в музыке золотое сечение выражает «терцию», в дизайне – сообщенные цвета, в человеческом теле – пропорциональность форм). В эпоху возрождения золотое сечение применяется в расчете как каркасных, так и декоративных пропорций мебели. Последними, кстати говоря, не гнушались заниматься даже именитые художники, например перу Леонардо да Винчи принадлежит не одна гравировка предметов интерьера его патрона Людовико Сфорца.

ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ: готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн - student2.ru ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ: готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн - student2.ru ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ: готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн - student2.ru

Итальянская мебель этого времени – воплощение художественного принципа согласования деталей, сообщенного с античными мотивами (колоннами, фризами и т. д.). Для изготовления используются такие сорта дерева как бук, дуб, черное дерево и различные породы красного дерева. Появляется мягкая мебель, различные кожаные обивки, тканевые вставки и т. п.

***

В XVII веке на смену ренессансу приходит вычурный стиль барокко:

ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ: готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн - student2.ru ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ: готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн - student2.ru ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ: готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн - student2.ru

Несдержанность форм и линий, романтические сюжеты, перегруженные лепкой, живописью и позолотой отражают дух Франции этого времени. Придворный мастер Андре-Шарль Буль и его мебельная фабрика являются венценосцами этого направления. Не даром барокко также называют стилем Буль. Франция этого времени была родоначальником всякой моды, и даже король неотрывно связывал себя с какой-либо стилистикой. Барокко, например, считается стилем Людовика XIV, а «рококо» - стилем Людовика XV. В последнем, по сравнению с барокко, появляется некоторая сдержанность, легкость и изящество. Мягкая мебель приобретает необыкновенную популярность – неотъемлемыми попутчиками кресел и диванов становятся встроенные шелковые подушки и пуфы с сюжетной вышивкой.

ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ: готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн - student2.ru ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ: готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн - student2.ru ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ: готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн - student2.ru

Основными материалами для изготовления служат липа и орех, легко поддающиеся тонкой резьбе.

***

Последовавший вслед за рококо классицизм (XVIII век), стиль Людовика XVI, внес во французскую вычурность элемент аскетизма – на смену напыщенности форм и отделок приходят сдержанность и натурализм ("classius"-образцовый, стремящийся к порядку). Впервые на первый план выставляется естественная текстура дерева, в формах преобладает четкость и простота, образующие изящество. Стройность линий интерьера, спокойные тона в палитре (светло-зеленый, белый, жемчужный); декор не отягощает, а подчеркивает очарование мебели. Классические традиции постепенно расправляются с основными чертами стиля барокко: выпрямляются S-образные ножки, спинки стульев и кресел избавляются от волнообразного контура, обретают геометрическую четкость, ножки становятся зауженными книзу, в моду входит "мебель с углами", внимание концентрируется на красоте самого материала. Мебель в основном изготавливается из красного дерева; оно инкрустируется шпоном, лакируется (в том числе черным лаком), декорируется бронзовыми пластинками. В качестве украшений используются мозаики, фарфор, фаянс и металлические инкрустации; для обивки – специальные штучные ткани, с декоративной или сюжетной росписью (часто мягкая мебель обтягивается дорогими тканями с цветочным рисунком).

ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ: готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн - student2.ru ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ: готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн - student2.ru ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ: готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн - student2.ru

Кабинеты избавляются от ненужной роскоши, в интерьере пребладает дерево; библиотки, стеллажи занимают пространство стен, силуэт письменного стола приближается к его современному варианту...

***

С приходом военной империи Наполеона классицизм приобретает античный оттенок. Для декора все чаще используется военная символика (мечи, шпаги, копья), формы приобретают конструктивность, четко выраженный архитектурный профиль – возникает стиль «ампир» (от фр. "империя"). Этот стиль, сформированный классической геометричностью вкупе с ярко выраженной парадностью, быстро начал набирать популярность в Европе. Триумфальная тематика заметно вытеснла пасторальную: мебель того времени обильно украшена изображениями факелов, трофеев, различных типов оружия, императорских орлов (ими украшались кресла и стулья, диваны, фасады шкафов).
Обеденные столы имели обычно круглую столешницу и были достаточно массивными. Кровати того времени по форме напоминали ладью, а то и римский саркофаг. По бокам кровати, установленной на цокали, симметрично друг другу располагались элегантные тумбочки. Подлокотники кресел "укладывались" на фигурки различных животных и птиц.

ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ: готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн - student2.ru ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ: готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн - student2.ru ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ: готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн - student2.ru

Материалы – красное дерево, эбеновое (черное), лимонное, дуб, а также черешня, ясень; отделка – бронза, тканевые вставки. Мрамор использовался в декорировании столешниц. Мягкая мебель, стулья обивались кожей, шелком. При этом чаще всего выбирались яркие цвета - золото, синий, пурпурный, зеленый.
Ампир оказал серьезное влияние на развитие искусства Европы: в Германии, Англии, Италии он нашел своих приверженцев, которым его эстетеика пришлась по душе. В наше время интерьры также часто оформляются в стиле ампир. Этот стиль по-прежнему считается статусным и комфортным, в чем немалая заслуга лучших мебельных фабрик Италии ( например Francesco Molon), с моделями которых Вы можете ознакомиться в каталогах нашего салона (и по желанию заказать эту шикарную мебель из Италии ...)

В XIX-XX веках элементы интерьера приобретают тот вид, к которому привык современник. Изящество передает эстафету простоте и удобству. Необыкновенную популярность приобретают шкафы, столики и секретеры с выдвижными ящиками, мягкая мебель теряет всякую вычурность, составляется из простых колоритных соотношений, в качестве обивок используются натуральные ткани ситец и репс. В 90-е годы XIX-го века появляется стиль «модерн», не имеющий строгих границ в дизайне или исполнении. Строгость форм, поиск пропорций и композиций, стремление к большему комфорту и гигиеничности и полное отсутствие строгих правил исполнения – вот основные черты стиля «модерн». Меняются и материалы – красное дерево уступает место дубу, ореху, березе и груше, дорогие ситцевые обивки – более дешевыми, но гигиеничными тканями.

ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ: готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн - student2.ru ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ: готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн - student2.ru ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ: готика, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир, модерн - student2.ru

Наши рекомендации