Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины «Основы теории литературы» направлен на формирование у обучающегося следующих компетенций:
№ п/п | Код компетенции | Содержание компетенции |
ОК-1 | готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности | |
ОК-2 | способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности | |
ОК-3 | способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы | |
ОК-4 | культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь | |
ОК-8 | способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта | |
ОК-11 | готовность и способность работать в коллективе, творческой команде | |
ОК-13 | способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности | |
ПК-5 | знание основных этапов и процессов развития отечественной литературы и журналистики, понимание значения их опыта для практики современных российских СМИ | |
ПК-6 | знание основных этапов и процессов развития зарубежной литературы, понимание значения их исторического и современного опыта для практики российских СМИ | |
ПК-25 | знание особенностей массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики |
1.5. Перечень знаний, умений и навыков, сформированных у студента в результате освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины студент должен:
ориентироваться в основных процессах и тенденциях развития литературы;
быть знакомым с лучшими образцами литературы, профессиональными стандартами;
понимать значение опыта литературы (отечественной и зарубежной) для практики современных СМИ и работы журналиста;
воспитать в себе неодолимую тягу к научным знаниям и качества, необходимые студенту-журналисту;
знать:
1. основные категории, понятия и термины основ теории литературы;
2. современную научную методологию и методы исследования литературного произведения и литературного процесса;
3. основные аспекты литературоведческого анализа и интерпретации художественного текста;
4. основные современные подходы к изучению литературы;
5. важнейшие концепции современного литературоведения;
6. содержание и особенности повествовательной структуры и техники самостоятельно прочитанных художественных произведений (см. список художественных текстов для обязательного прочтения);
7. специфику типов художественного сознания и художественного мышления;
уметь:
1. анализировать художественные тексты с точки зрения глубины содержания, драматургии построения, жанровой палитры;
2. использовать опыт крупнейших отечественных и зарубежных писателей для освоения профессии журналиста как "человековедческой" - "философии" человеческих характеров, ментальностей, взаимоотношений;
3. использовать полученные знания для развития своего творческого потенциала, умения при подготовке материалов использовать палитру разнообразных языковых изобразительно-выразительных средств;
4. анализировать процесс становления, развития и дальнейшую судьбу литературных жанров; определять их роль и место на различных этапах истории общества;
5. раскрывать наиболее важные особенности художественного мастерства в пределах основных жанров и их крупнейших национальных представителей;
6. идентифицировать писателей и их произведения по их специфическим признакам;
7. характеризовать художественные произведения (жанр, форму и технику повествования, персонажей и приемы их создания, позицию автора и формы ее представления, структуру художественного пространства и времени, различные формы художественной типизации и условности, формы психологизмы);
8. сопоставлять различные историко-литературные факты и явления и давать им оценку;
9. выдвигать обоснованные предположения и давать им оценку;
владеть:
1. знаниями в области теории, истории и современного состояния литературы (отечественной и зарубежной) как важнейшей части общекультурного, гуманитарного, филологического профессионального багажа журналиста.
2. навыками сравнительно-сопоставительного и системно-структурного анализа художественных произведений;
3. базовыми навыками, составляющими коммуникативную компетентность личности: умение вести диалог, дискуссию, формулировать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, аргументировать свою позицию, представлять результаты индивидуальной и групповой работы, выстраивать целостное речевое высказывание.
Тематический план
Разделы дисциплины и виды занятий (почасовое планирование)
№ п/п | Наименование тематического блока | Количество часов и зачетных единиц | Форма контроля | |||
всего | в том числе | |||||
лекции | п/з | сам. раб. | ||||
1 курс 1 семестр | ||||||
Введение. Теория литературы как наука. Происхождение искусства | По результатам практических занятий | |||||
Художественный образ. Образ и знак. Литература как вид искусства | По результатам практических занятий | |||||
Историко-литературный процесс | - | |||||
Закономерности историко- литературного развития | - | |||||
Литературные роды и виды. Категория жанра | По результатам практических занятий | |||||
Литературное произведение | По результатам практических занятий | |||||
Содержание литературного произведения | По результатам практических занятий | |||||
Теория стиха | По результатам практических занятий | |||||
Искусство и СМИ | - | |||||
Всего часов в семестре | Зачёт (8) | |||||
Итого часов в семестре,включая КСР и зачёт | ||||||
2 ЗЕ | ||||||
Итого часов по дисциплине | ||||||
2 ЗЕ |
Содержание дисциплины
Содержание тематических разделов дисциплины
Планируется чтение лекций следующих видов: информативная лекция; проблемная лекция (основной объем лекционного курса), основными признаками которой являются концептуальность, целостность изложения материала с выделением ведущей идеи, высокий научный уровень, методологическая и мировоззренческая направленность; лекция-диалог.
№ | Наименование тематического блока | Содержание раздела | Код формируемых компетенций | Осн. уч. лит. |
1 курс 1 семестр | ||||
Введение. Теория литературы как наука. Происхождение искусства | Место литературы в ряду других искусств. Предмет и задачи теории литературы. Литературная критика как синтез науки, искусства и публицистики. Поэтика в составе теории литературы как наука об изобразительно-выразительных средствах и о строении литературных произведений: общая поэтика (исследование языка литературно-художественного высказывания и принципов «литературности» текста в их звуковом, словесном, образном строении, «механизма» их порождения), историческая поэтика (рассмотрение эволюции поэтических форм в связи с эволюцией художественного сознания), частная или функциональная поэтика.Происхождение искусства из первобытного синкретического творчества. Его связь с ритуалом, магией, мифологией (их общность и различия в принципах образного освоения действительности). Роль мифологем в развитии художественной образности. Искусство как создание новых («культурных») мифов. Искусство и игра (Аристотель, Ф.Шиллер, Й. Хейзинга об игровом начале в искусстве). Искусство и пограничные сферы духовной культуры, их взаимовлияние.Виды искусства, их классификация. Виды (пространственные, временные и пространственно-временные) искусства (аполлонические/дионисийские). Экспрессивные и пластические начала в фактуре художественного образа, их смысловое значение. Взаимонезаменимость и самоценность видов искусства. Место художественной литературы в их ряду. Искусство в системе культуры. Специфика искусства и его предмет. | ОК-1, 2, 3, 4, 8, 11,13 ПК-5,6,25 | 1 - 9 | |
Художественный образ. Образ и знак. Литература как вид искусства | Двойственная природа художественного образа как формально-содержательной категории, отражающей эстетические свойства мира в их конкретно-чувственном многообразии. Образ и знак, модель, схема. Подвижность границ между ними. Образ - представление - понятие. Специфический обобщающий и ценностный смысл художественного образа. Его целостность. Художественная литература - искусство слова. Своеобразие ее «материала». Эстетические свойства звучащего слова; его «музыкальность». Интонационная экспрессивность и ритмичность художественной речи как факторы эстетического впечатления. Знаковость слова, его «невещественность» (Лессинг). Отсутствие наглядности и конкретно-чувственной достоверности в словесном изображении. Преодоление знаковости слова в художественной речи; ее обращенность к «внутреннему оку» (Н. Гоголь) читателя. Литература как временное искусство, воспроизводящее явления жизни в их развитии. Литература как отражение действительности, форма ее художественного познания, осмысления, оценки, претворения. Аристотель о поэзии как искусстве «мимесиса», подражающем не тому, что было, но что «возможно». Универсальный охват жизни в ее динамике, общественных и частных конфликтах, связанных с ними событий и поступков, целостных человеческих характеров и обстоятельств в литературе. | ОК-1, 2, 3, 4, 8, 11,13 ПК-5,6,25 | 1 - 9 | |
Историко- литературный процесс | Литературный процесс в контексте культурно- исторического развития и проблема его периодизации. Эпохи литературного развития и типы художественного сознания (архаическое, традиционалистское и индивидуально-творческое). Понятие художественной системы, творческого метода, литературного направления и течения. Литературные течения и направления в XX веке: реализм, модернизм и другие. Литературный процесс и читатель. Историко- функциональное изучение литературы. Основные этапы развития теоретико-литературной мысли. | ОК-1, 2, 3, 4, 8, 11,13 ПК-5,6,25 | 1 - 9 | |
Закономерности историко- литературного развития | Понятие метода, стиля. Риторическое и искусствоведческое понятие стиля. Стиль как эстетическое единство и взаимодействие всех сторон, компонентов и деталей экспрессивно-образной формы художественного произведения. Содержательная обусловленность такого единства. Элементы формы как носители стиля. Стилеобразующие факторы в их взаимодействии. Стиль как показатель эстетического совершенства произведения. Нормативные стили канонических жанров. Использование термина «стиль» применительно к произведению, творчеству писателя, группы писателей (стилевое течение), направлению. Устойчивые признаки стиля. Стиль как закономерность. Стилевое влияние, стилизация, пародия, эпигонство. | ОК-1, 2, 3, 4, 8, 11,13 ПК-5,6,25 | 1 - 9 | |
Литературные роды и виды. Категория жанра | Литературные роды как формально-содержательная категория. Принцип деления литературы на роды как теоретическая проблема. Платон и Аристотель о «способах подражания» в поэзии. Философское обоснование Гегелем и В. Белинским различия между литературными родами по содержательным и формальным признакам. Односторонность их трактовки, игнорирующей единство субъективной и объективной сторон (предмета и авторского подхода к нему) в художественном содержании и в творческом процессе. Дискуссионность понятия литературного рода в XX веке. Эпос как изобразительный вид, Лирика как экспрессивно-изобразительный вид, Драма как изобразительный вид искусства. Пограничные межродовые явления: лиро-эпика, лирическая драма, драма для чтения и др. Литературные жанры как формально-содержательная категория. Жанровая классификация литературных произведений. Неустойчивость терминов, обозначающих жанры, и разнообразие точек зрения на их сущность в современном литературоведении. Жанр как «память искусства» (М. Бахтин), фиксирующая в целостной типологической структуре опыт предшествующего творчества. Устойчивость жанровых образований и их историческая изменчивость. Жанры эпоса, лирики, драмы. Журналистские (художественно- публицистические) жанры: статья, очерк (портретный, путевой, событийный), эссе, фельетон, памфлет, инвектива, открытое письмо, эпистолография. | ОК-1, 2, 3, 4, 8, 11,13 ПК-5,6,25 | 1 - 9 | |
Литературное произведение | Художественная форма. Словесный строй. Художественная речь и её элементы. Лексико-семантические особенности художественной речи. Тропы как средства изобразительности и выразительности. Интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи. Эмоционально-речевые интонации, риторические фигуры (вопросы, восклицания, обращения). Синтаксическая инверсия и исторические нормы литературного языка. Словесные антитезы. Эллипсис. Словесные повторы. Их разновидности в поэзии (анафора, эпифора, стык, рефрен). Синтаксический параллелизм. Градация. Организация художественного текста. Сюжет, фабула, композиция. Сюжет как форма воспроизведения общественных и личных конфликтов. Внешние и внутренние действия персонажей в сюжете. Событие и действие. Аристотель о единстве сюжетного действия. Ситуация, конфликт, коллизия, интрига. Развитие сквозного конфликта: завязка, перипетии, кульминации, развязка. Воспроизведение устойчивых конфликтов в сюжетах. Сюжетные и внесюжетные эпизоды. Сюжетные линии и их сопряжение. Пролог и эпилог. Хроникальное и концентрическое строение сюжетов. Сюжетные мотивы и их мотивировки. | ОК-1, 2, 3, 4, 8, 11,13 ПК-5,6,25 | 1 - 9 | |
Содержание литературного произведения | Единство содержания и формы. Понятие художественного приема и его функции. Поэтическая идея, художественная тема, проблематика. Категория пафоса и его виды: героический, трагический, идиллический, сентиментальный, романтический, юмористический, сатирический, саркастический, трагикомический, драматический. Эпичность, лиризм, драматизм - типологические свойства художественного содержания. Художественный мир и композиция произведения. Жизнеподобие и условность. Первичная и вторичная условность. Персонаж и структура его образа. Внешний и внутренний облик персонажа. Речь персонажа и ее формы. Типология литературных персонажей. Система персонажей в произведении. Понятие хронотопа. Его виды. Сюжет и жанр. Художественный мир и композиция сюжета в произведениях: эпического, драматического и лирического родов. | ОК-1, 2, 3, 4, 8, 11,13 ПК-5,6,25 | 1 - 9 | |
Теория стиха | Стиховая форма. Стихотворная речь. Ритмические определители стиха. Рифма и строфика. Ритмическая организация художественной речи. Понятие словесного ритма (в отличие от музыкального). Ритм в поэзии и прозе. Рифма в поэзии и ее роль. Разновидности рифмы (точные, неточные, приблизительные, богатые, бедные рифмы). Виды рифмовки. Аллитерация и ассонанс. Звукопись и звукоподражание. Исторически возникающие системы стихосложения. Песенные тонические стихи. Былинный стих. Силлабические стихи. Вопрос об их происхождении в русской поэзии. Возникновение и развитие силлабо-тонической системы стихосложения. Двухсложные и трехсложные размеры. Их вариации.Строфа как форма организации стихотворной речи. Виды строф и способы рифмовки. Синтаксически- тематическая законченность строфы. Слово в стихе. «Теснота стихотворного ряда» (Ю. Тынянов). Границы поэзии и прозы. Словесный текст произведения как эстетически организованное целое, как форма существования художественного мира. | ОК-1, 2, 3, 4, 8, 11,13 ПК-5,6,25 | 1 - 9 | |
Искусство и СМИ | Искусство и средства массовой информации. Литература в условиях масс-медиа. Роль литературоведческих знаний в журналистской деятельности. Знание журналистом литературной нормы. Литература в информационном обществе. | ОК-1, 2, 3, 4, 8, 11,13 ПК-5,6,25 | 1 - 9 |