Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Основы теории литературы» направлен на формирование у обучающегося следующих компетенций:

№ п/п Код компетенции Содержание компетенции
ОК-1 готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности
ОК-2 способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности
ОК-3 способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы
ОК-4 культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
ОК-8 способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта
ОК-11 готовность и способность работать в коллективе, творческой команде
ОК-13 способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности
ПК-5 знание основных этапов и процессов развития отечественной литературы и журналистики, понимание значения их опыта для практики современных российских СМИ
ПК-6 знание основных этапов и процессов развития зарубежной литературы, понимание значения их исторического и современного опыта для практики российских СМИ
ПК-25 знание особенностей массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики

1.5. Перечень знаний, умений и навыков, сформированных у студента в результате освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины студент должен:

ориентироваться в основных процессах и тенденциях развития литературы;

быть знакомым с лучшими образцами литературы, профессиональными стандартами;

понимать значение опыта литературы (отечественной и зарубежной) для практики современных СМИ и работы журналиста;

воспитать в себе неодолимую тягу к научным знаниям и качества, необходимые студенту-журналисту;

знать:

1. основные категории, понятия и термины основ теории литературы;

2. современную научную методологию и методы исследования литературного произведения и литературного процесса;

3. основные аспекты литературоведческого анализа и интерпретации художественного текста;

4. основные современные подходы к изучению литературы;

5. важнейшие концепции современного литературоведения;

6. содержание и особенности повествовательной структуры и техники самостоятельно прочитанных художественных произведений (см. список художественных текстов для обязательного прочтения);

7. специфику типов художественного сознания и художественного мышления;

уметь:

1. анализировать художественные тексты с точки зрения глубины содержания, драматургии построения, жанровой палитры;

2. использовать опыт крупнейших отечественных и зарубежных писателей для освоения профессии журналиста как "человековедческой" - "философии" человеческих характеров, ментальностей, взаимоотношений;

3. использовать полученные знания для развития своего творческого потенциала, умения при подготовке материалов использовать палитру разнообразных языковых изобразительно-выразительных средств;

4. анализировать процесс становления, развития и дальнейшую судьбу литературных жанров; определять их роль и место на различных этапах истории общества;

5. раскрывать наиболее важные особенности художественного мастерства в пределах основных жанров и их крупнейших национальных представителей;

6. идентифицировать писателей и их произведения по их специфическим признакам;

7. характеризовать художественные произведения (жанр, форму и технику повествования, персонажей и приемы их создания, позицию автора и формы ее представления, структуру художественного пространства и времени, различные формы художественной типизации и условности, формы психологизмы);

8. сопоставлять различные историко-литературные факты и явления и давать им оценку;

9. выдвигать обоснованные предположения и давать им оценку;

владеть:

1. знаниями в области теории, истории и современного состояния литературы (отечественной и зарубежной) как важнейшей части общекультурного, гуманитарного, филологического профессионального багажа журналиста.

2. навыками сравнительно-сопоставительного и системно-структурного анализа художественных произведений;

3. базовыми навыками, составляющими коммуникативную компетентность личности: умение вести диалог, дискуссию, формулировать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, аргументировать свою позицию, представлять результаты индивидуальной и групповой работы, выстраивать целостное речевое высказывание.

Тематический план

Разделы дисциплины и виды занятий (почасовое планирование)

№ п/п Наименование тематического блока Количество часов и зачетных единиц Форма контроля
всего в том числе
лекции п/з сам. раб.
1 курс 1 семестр
Введение. Теория литературы как наука. Происхождение искусства По результатам практических занятий
  Художественный образ. Образ и знак. Литература как вид искусства По результатам практических занятий
Историко-литературный процесс -  
Закономерности историко- литературного развития -  
Литературные роды и виды. Категория жанра По результатам практических занятий
Литературное произведение По результатам практических занятий
Содержание литературного произведения По результатам практических занятий
Теория стиха По результатам практических занятий
Искусство и СМИ -  
Всего часов в семестре Зачёт (8)
Итого часов в семестре,включая КСР и зачёт  
2 ЗЕ
Итого часов по дисциплине  
2 ЗЕ

Содержание дисциплины

Содержание тематических разделов дисциплины

Планируется чтение лекций следующих видов: информативная лекция; проблемная лекция (основной объем лекционного курса), основными признаками которой являются концептуальность, целостность изложения материала с выделением ведущей идеи, высокий научный уровень, методологическая и мировоззренческая направленность; лекция-диалог.

Наименование тематического блока Содержание раздела Код формируемых компетенций Осн. уч. лит.
1 курс 1 семестр
Введение. Теория литературы как наука. Происхождение искусства Место литературы в ряду других искусств. Предмет и задачи теории литературы. Литературная критика как синтез науки, искусства и публицистики. Поэтика в составе теории литературы как наука об изобрази­тельно-выразительных средствах и о строении литературных произ­ведений: общая поэтика (исследование языка литературно-художественного высказывания и принципов «литературности» текста в их звуковом, словесном, образном строении, «механизма» их порождения), историческая поэтика (рассмотрение эволюции поэтических форм в связи с эволюцией художественного сознания), частная или функциональная поэтика.Происхождение искусства из первобытного синкретического творчества. Его связь с ритуалом, магией, мифологией (их общность и различия в принципах образного освоения действительности). Роль мифологем в развитии художественной образности. Искусство как создание новых («культурных») мифов. Искусство и игра (Аристотель, Ф.Шиллер, Й. Хейзинга об игровом начале в искусст­ве). Искусство и пограничные сферы духовной культуры, их взаимо­влияние.Виды искусства, их классификация. Виды (пространственные, временные и пространственно-временные) искусства (аполлонические/дионисийские). Экспрессивные и пластиче­ские начала в фактуре художественного образа, их смысловое значе­ние. Взаимонезаменимость и самоценность видов искусства. Место художественной литературы в их ряду. Искусство в системе культуры. Специфика искусства и его предмет. ОК-1, 2, 3, 4, 8, 11,13 ПК-5,6,25 1 - 9
Художественный образ. Образ и знак. Литература как вид искусства Двойственная природа художественного образа как формально-содержательной категории, отражающей эстетические свойства мира в их конкретно-чувственном многообразии. Образ и знак, модель, схема. Подвижность границ между ними. Образ - представление - понятие. Специфический обобщающий и ценностный смысл художе­ственного образа. Его целостность. Художественная литература - искусство слова. Своеобразие ее «материала». Эстетические свойства звучащего слова; его «музыкальность». Интонационная экспрессивность и ритмичность художественной речи как факторы эстетического впечатления. Знаковость слова, его «невещественность» (Лессинг). Отсут­ствие наглядности и конкретно-чувственной достоверности в словес­ном изображении. Преодоление знаковости слова в художественной речи; ее обращенность к «внутреннему оку» (Н. Гоголь) читателя. Литература как временное искусство, воспроизводящее явления жизни в их развитии. Литература как отражение действительности, форма ее художе­ственного познания, осмысления, оценки, претворения. Аристотель о поэзии как искусстве «мимесиса», подражающем не тому, что было, но что «возможно». Универсальный охват жизни в ее динамике, об­щественных и частных конфликтах, связанных с ними событий и поступков, целостных человеческих характеров и обстоятельств в литературе. ОК-1, 2, 3, 4, 8, 11,13 ПК-5,6,25 1 - 9
Историко- литературный процесс Литературный процесс в контексте культурно- исторического развития и проблема его периодизации. Эпохи литературного развития и типы художественного сознания (архаическое, традиционалистское и индивидуально-творческое). Понятие художественной системы, творческого метода, литера­турного направления и течения. Литературные течения и направления в XX веке: реализм, модернизм и другие. Литературный процесс и читатель. Историко- функциональное изучение литературы. Основные этапы развития теоретико-литературной мысли. ОК-1, 2, 3, 4, 8, 11,13 ПК-5,6,25 1 - 9
Закономерности историко- литературного развития Понятие метода, стиля. Риторическое и искусствоведческое понятие стиля. Стиль как эстетическое единство и взаимодействие всех сторон, компонентов и деталей экспрессивно-образной формы художественного произведе­ния. Содержательная обусловленность такого единства. Элементы формы как носители стиля. Стилеобразующие факторы в их взаимо­действии. Стиль как показатель эстетического совершенства произ­ведения. Нормативные стили канонических жанров. Использование термина «стиль» применительно к произведению, творчеству писателя, группы писателей (стилевое течение), направ­лению. Устойчивые признаки стиля. Стиль как закономерность. Стилевое влияние, стилизация, пародия, эпигонство. ОК-1, 2, 3, 4, 8, 11,13 ПК-5,6,25 1 - 9
Литературные роды и виды. Категория жанра Литературные роды как формально-содержательная категория. Принцип деления литературы на роды как теоретическая проблема. Платон и Аристотель о «способах подражания» в поэзии. Философское обоснование Гегелем и В. Белинским различия между литературными родами по содержательным и формальным призна­кам. Односторонность их трактовки, игнорирующей единство субъективной и объективной сторон (предмета и авторского подхода к нему) в художественном содержании и в творческом процессе. Дискуссионность понятия литературного рода в XX веке. Эпос как изобразитель­ный вид, Лирика как экспрессивно-изобразительный вид, Драма как изобразитель­ный вид искусства. Пограничные межродовые явления: лиро-эпика, лирическая драма, драма для чтения и др. Литературные жанры как формально-содержательная категория. Жанровая классификация литературных произведений. Не­устойчивость терминов, обозначающих жанры, и разнообразие то­чек зрения на их сущность в современном литературоведении. Жанр как «память искусства» (М. Бахтин), фиксирующая в целостной ти­пологической структуре опыт предшествующего творчества. Устой­чивость жанровых образований и их историческая изменчивость. Жанры эпоса, лирики, драмы. Журналистские (художественно- публицистические) жанры: статья, очерк (портретный, путевой, событийный), эссе, фельетон, памфлет, инвектива, открытое письмо, эпистолография. ОК-1, 2, 3, 4, 8, 11,13 ПК-5,6,25 1 - 9
Литературное произведение Художественная форма. Словесный строй. Художественная речь и её элементы. Лексико-семантические особенности художественной речи. Тропы как средства изобразительности и выразительности. Интонационно-синтаксическая выразительность художественной речи. Эмоционально-речевые интонации, риторические фигуры (вопросы, восклицания, обращения). Синтаксическая инверсия и исторические нормы литературного языка. Словесные антитезы. Эллипсис. Словесные повторы. Их разновидности в поэзии (анафора, эпифора, стык, рефрен). Синтаксический параллелизм. Градация. Организация художественного текста. Сюжет, фабула, композиция. Сюжет как форма воспроизведения общественных и личных конфликтов. Внешние и внутренние действия персонажей в сюжете. Событие и действие. Аристотель о единстве сюжетного действия. Ситуация, конфликт, коллизия, интрига. Развитие сквозного кон­фликта: завязка, перипетии, кульминации, развязка. Воспроизведе­ние устойчивых конфликтов в сюжетах. Сюжетные и внесюжетные эпизоды. Сюжетные линии и их сопряжение. Пролог и эпилог. Хро­никальное и концентрическое строение сюжетов. Сюжетные мотивы и их мотивировки. ОК-1, 2, 3, 4, 8, 11,13 ПК-5,6,25 1 - 9
Содержание литературного произведения Единство содержания и формы. Понятие художественного приема и его функции. Поэтическая идея, художественная тема, проблематика. Категория пафоса и его виды: героический, трагический, идиллический, сентиментальный, романтический, юмористический, сатирический, саркастический, трагикомический, драматический. Эпичность, лиризм, драматизм - типологические свойства ху­дожественного содержания. Художественный мир и композиция произведения. Жизнеподобие и условность. Первичная и вторичная условность. Персонаж и структура его образа. Внешний и внутренний облик персонажа. Речь персонажа и ее формы. Типология литературных персонажей. Система персонажей в произведении. Понятие хронотопа. Его виды. Сюжет и жанр. Художественный мир и композиция сюжета в произведениях: эпического, драматического и лирического родов. ОК-1, 2, 3, 4, 8, 11,13 ПК-5,6,25 1 - 9
Теория стиха Стиховая форма. Стихотворная речь. Ритмические определители стиха. Рифма и строфика. Ритмическая организация художественной речи. Понятие словесного ритма (в отличие от музыкального). Ритм в поэзии и прозе. Рифма в поэзии и ее роль. Разновидности рифмы (точные, неточные, приблизительные, богатые, бедные рифмы). Виды рифмовки. Аллитерация и ассонанс. Звукопись и звукоподражание. Исторически возникающие системы стихосложения. Песенные тонические стихи. Былинный стих. Силлабические стихи. Вопрос об их происхождении в русской поэзии. Возникновение и развитие силлабо-тонической системы сти­хосложения. Двухсложные и трехсложные размеры. Их вариации.Строфа как форма организации стихотворной речи. Виды строф и способы рифмовки. Синтаксически- тематическая законченность строфы. Слово в стихе. «Теснота стихотворного ряда» (Ю. Тынянов). Границы поэзии и прозы. Словесный текст произведения как эстети­чески организованное целое, как форма существования художе­ственного мира. ОК-1, 2, 3, 4, 8, 11,13 ПК-5,6,25 1 - 9
Искусство и СМИ Искусство и средства массовой информации. Литература в условиях масс-медиа. Роль литературоведческих знаний в журналистской деятельности. Знание журналистом литературной нормы. Литература в информационном обществе. ОК-1, 2, 3, 4, 8, 11,13 ПК-5,6,25 1 - 9

Наши рекомендации