Личностная и пространственно-временная картина мира в первобытном искусстве
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ
Периодизация первобытного общества представляет сложную и ещё не решенную до конца научную проблему. Ещё в 70-е годы ХХ века учёные утверждали, что самый древний человек жил 1 млн. лет назад. В ХХI веке найдены останки человека, которые датируются 5 млн. лет.
Каменный век
Палеолит – 2,5 млн. – 10 тыс. лет до н.э.
нижний или ранний
средний
поздний или верхний
мезолит – 10 – 8 тыс. лет до н.э.
неолит – 8 – 4 тыс. лет до н.э.
Бронзовый век - 4 – 3 тыс. лет до н.э.
Железный век - нач. 1 тыс. до н.э.
Главной особенностью первобытной культуры является синкретизм – нерасчлененность духовной жизни человека, изначальное единство того, что впоследствии распадется на самостоятельные сферы культуры: религию, мораль, искусство, философию.
Духовная жизнь первобытного человека неразрывно связана с мифами – коллективной памятью человечества, в которой даётся эмоционально-образная картина мира.
Для мифотворчества характерно то, что:
Человек воспринимает мир как единое целое, в которое органически входит и он сам.
Человек переносит на природу свои ощущения и качества, а на себя – часть её характеристик.
Одушевляя природу человек переносит на неё и человеческие отношения.
При этом природа и весь мир начинают восприниматься как универсальная родовая община.
Поскольку в общине преобладает «коллективная личность», то ранние религии неизбежно приобретают форму политеизма с разветвленным пантеоном богов, объединенных кровнородственными связями.
Самыми древним формам религий являются:
АНИМИЗМ – одушевление сил и явлений природы, окружающего мира.
КУЛЬТ ПРЕДКОВ – мистическая связь членов племени с умершими предками.
ТОТЕМИЗМ – вера в таинственную связь между человеческим родом и животным, растением, птицей, которые считались первопредками и покровителями данного рода.
ФЕТИШИЗМ – наделение магической силой неодушевленных предметов
Древние верили, что природные стихии наделены духами. Дух для первобытного человека – это мир невидимого, но существующего в различных формах живого и неживого. Шаманы, жрецы, колдуны владели методами общения с духами. Шаманизм как практика общения с духами был распространён повсеместно.
Способами общения с духами были специальные обряды:
МАГИЯ - воздействие на мир духов при помощи специальных ритуалов и заклинаний с целью изменения обстоятельств в интересах людей.
МАНТИКА – различные виды гаданий с целью узнать будущее.
Раскраска тела и лица была магическим обрядом, часто являлась признаком взрослого мужчины-воина и впервые наносилась во время обряда инициации (посвящения во взрослые полноправные члены племени).
С позднего палеолита широко распространились женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами – так называемые «венеры», связанные с культом матери-прародительницы.
Одновременно с ними появляются обобщенно-выразительные изображения животных (бизонов, оленей, косуль, лошадей). Наиболее интересные образцы наскальных росписей связаны с пещерами Альтамира (Испания), Ляско, Нью, Фон-де-Гом (Франция).
«Сикстинской капеллой древности» называют учёные пещеру Альтамира, открытую в 1879 году испанским археологом
М. Саутуола.
Изображения животных встречаются повсеместно и в России. Наскальные рисунки обнаружены на Урале, Алтае. На территории Сибири. Наскальные изображения найдены в пещерах Улалинка, Малая Сыя, Мальта, Афонтово.
Изображения людей появляются значительно позже и отличаются предельным схематизмом.
Особую область первобытного искусства составляет орнамент, воплощающий в абстрактной форме бесконечно повторяющийся пространственно-временной ритм. Одновременно орнамент служил украшением предметов.