Интеллект-карта, или как написать сочинение 15.3
Что такое интеллект-карта? Это мыслительная карта, которую можно описать как ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. А ведь именно слово является главной единицей любого языка. Поэтому составление интеллект-карты позволяет успешно справиться с заданием 15.3.
Начать можно со слова ДРУЖБА.
В центре листа пишем ключевое слово.
Задаем себе вопросы:
— Как я понимаю это слово?
— Какими существительными могу объяснить его?
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Записываем только существительные.
2.Каждая логическая цепочка имеет свой цвет.
— Допишем словосочетания, выстроив логические цепочки.
|
— Можно ли утверждать, что каждая ветвь размышлений – это самостоятельная мыслительная цепочка или же все логические цепочки взаимосвязаны друг с другом? Почему?
— Соединим получившиеся цепочки в одно целое.
ПРИМЕЧАНИЕ:
После составления интеллект-карты надо обязательно поработать со словарём или словарями, чтобы проверить, не потеряна ли какая-либо часть толкования слова.
|
Сводная энциклопедия афоризмов поможет написать второй аргумент или вывод.
ПРИМЕЧАНИЕ: можно нарисовать картинки в получившуюся интеллект-карту.
— Запишите ответ на вопрос «Что такое дружба?» (задание 15.3).
— Выскажите свою точку зрения на то, нужна ли дружба.
.
Примерный текст: Дружба – это близкие отношения, в основе которых готовность прийти другу на помощь в трудную минуту, поддержка во всех начинаниях, совпадение интересов, привычек, мнений, увлечений, способность принимать дружескую критику, прощать друга и радоваться его успехам. На мой взгляд, дружба – это нечто бесценное, важное, необходимое, потому что в жизни каждого из нас должен быть тот, кому ты доверяешь, кто поможет тебе советом и всегда поддержит тебя. Докажем данный тезис примерами из текста (ФИО) и жизненного опыта. |
Перед Вами образец интеллект-карты
На сайте ФИПИ есть задание «ЧТО ТАКОЕ МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ» к тексту Юрия Яковлева:
(1)Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта. (2)Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу. (3)Но по-настоящему земля открылась мне на войне. (4)Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. (5)Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью. (6)Один, только один раз земля не уберегла меня... (7)Я очнулся в телеге, на сене. (8)Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. (9)Пить хотели губы, голова, грудь. (10)Всё, что было во мне живого, хотело пить. (11)Это была жажда горящего дома. (12)Я сгорал от жажды. (13)И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама. (14)Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. (15)Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. (16)И я стал звать её. (17)Телега грохотала, заглушая мой голос. (18)Жажда запечатала губы. (19)А я из последних сил шептал незабываемое слово «мамочка». (20)Я звал её. (21)Я знал, что она откликнется и придёт. (22)И она появилась. (23)И сразу смолк грохот, и холодная животворная влага хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. (24)Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. (25)Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть. (26)Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос: – (27)Сынок, сынок, родненький… (28)Я не мог даже приоткрыть глаза. (29)Но я видел мать. (30)Я узнавал её руку, её голос. (31)Я ожил от её милосердия. (32)Губы разжались, и я прошептал: – (33)Мама, мамочка… (34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая. (37)Мама. (38)Мамочка. (39)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери. (41)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это. (42)Я вижу это с опозданием. (43)Но я вижу. (44)На Пискарёвском кладбище, заполненном народным горем, зеленеет трава. (45)Здесь похоронена моя мать, как и многие другие жертвы блокады. (46)Документов нет. (47)Очевидцев нет. (48)Ничего нет. (49)Но есть вечная сыновья любовь. (50)И я знаю, что сердце моей матери стало сердцем земли. |
После ознакомления с текстом попробуйте по этому же принципу составить интеллект-карту.
Ответьте на вопрос «ЧТО ТАКОЕ МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ?» и, продолжив размышление (отталкиваемся от содержания исходного текста), напишите, какой может быть материнская любовь.
Предлагаем Вашему вниманию несколько сочинений, написанных после составления мыслительной карты.
Что такое материнская любовь? Это самая чистая, искренняя и сильная любовь. Это бескорыстная любовь. Ведь мама любит своего ребёнка, не потому что он что-то сделал, а потому что это её дитя. Я считаю, что материнская любовь — это не только любовь к своему ребёнку, но и к другим детям. Это объясняется тем, что материнское сердце — бездонная чаша нежности, заботы, внимания, в которой есть место для любви ко всем детям. За доказательствами обратимся к тексту Ю.Я.Яковлева и к жизненному опыту. Например, в предложении тридцать шестом (36) рассказчик, которого «мучила нечеловеческая жажда», называет мамой чужую женщину, прося у неё воды. “Чужая” дает рассказчику воды и поддерживает его, как родного. Это в очередной раз доказывает великодушие всех матерей, их безграничную любовь. Также хочется вспомнить недавно прочитанное мною стихотворение Д. Кедрина “Сердце”. Казак, разрубив клинком грудь матери, приносит девушке в дар материнское сердце. На крыльце он упал, и сердце матери выпало из рук. Сердце матери спросило сына, не ушибся ли тот. Этот поступок “сердца” показывает огромную силу материнской любви: мать простила его. Таким образом, мы доказали огромные “размеры” материнских сердец, в которых находится место не только для родных, но и для чужих детей, нуждающихся в их материнской помощи. Мы поняли, что любовь матери безгранична. Материнская любовь... Это что-то особенное, светлое, радостное и доброе. Это самое сильное и прекрасное чувство в мире. Любовь — это забота, это ласка, это нежность, поддержка, понимание. Это всё! Без мамы не было бы жизни на земле. Я считаю, что самым главным в жизни является любовь, особенно материнская. Нет ничего важнее матери, ведь ее чувства проявляются не только к собственному сыну или дочери, её любовь, ответственность и забота распространяются на всех. И она, словно птица, заботливо прикрывает надежным крылом от невзгод и опасности детей, своих и чужих. В подтверждение своей точки зрения могу привести следующие доказательства. Например, в предложенном для анализа тексте в предложениях 34-36 мы видим, что солдат, мать которого погибла в осажденном Ленинграде, принял чужую женщину за свою мать, потому что та откликнулась на его зов "мамочка". В этом поступке незнакомой женщины — безграничная материнская любовь. В качестве второго доказательства я хочу привести высказывание одного известного писателя. Максим Горький говорил: "О матерях можно рассказывать бесконечно. Так неизбежна та любовь, которой одаривает мать своё дитя. А главное - бескорыстная." Его слова только подтверждают, что нет любви сильнее материнской. Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: материнская любовь — это высшая степень любви. Любить, ничего не требуя взамен... 3. Материнская любовь – это любовь каждой матери к своему ребёнку, это поддержка и забота в трудную минуту. Это не только любовь к своим детям. Есть женщины, которые по каким-то причинам воспитывают чужих детей или помогают им в трудную минуту. Они не делят детей на своих и чужих. В подтверждение своей точки зрения могу привести примеры из текста Ю.Я.Яковлева, предложенного для анализа, и из личного опыта. В тексте говорится о том, что главный герой на войне получает ранение. В этот момент он зовёт на помощь мать. И вдруг рассказчик чувствует «знакомое прикосновение руки», он слышит «родной голос» (26). Потом, уже после войны, вспоминая своё прошлое, он говорит о том, что «у всех матерей есть великое сходство» (36). Главный герой понимает силу материнской любви: «если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая» (36). Недавно я прочитал статью о русском юноше, который в Турции попал в аварию, после чего не может ходить, говорить, не может даже вспомнить, кто он, как его зовут. Уже около семи лет за ним ухаживает турчанка, которая забрала юношу из больницы. Она полюбила его как родного сына и даже пыталась найти его родную мать, но это было безуспешно. Таким образом, я могу сделать вывод, что материнскую любовь нельзя ничем заменить, она может распространяться на чужих детей. Это огромная сила, на которой держится мир. 4. Что такое материнская любовь? Это самая бескорыстная, сильная, светлая любовь на свете. Мама никогда не предаст, не обманет, она всегда с тобой рядом, поддерживает тебя, заботится о тебе. Иногда мне кажется, что мама — ангел, которого нам Господь дал при рождении. Материнская любовь творит чудеса. Давайте посмотрим на отрывок из рассказа Ю.Я.Яковлева и обратимся к жизненному опыту, доказывая мою точку зрения. Во-первых, в предложении тринадцатом (13) герой рассказывает о маме, которую он звал, когда был ранен, и которая пришла ему на помощь, не бросила его. Это потом он узнает, что его родная «мать погибла в осаждённом Ленинграде» (34) и что тогда, на войне, к нему подошла чужая женщина. Она поддерживала его «голову осторожно, боясь причинить боль» (24), отводила от него смерть (25). Во-вторых, хочу обратиться к своему читательскому опыту — книге ФИО "Мать человеческая". Она о женщине, на глазах которой расстреляли мужа, а она спряталась в поле подсолнухов. Много детей Мария, главная героиня, спасла за эту войну. Они жили в подвале её разрушенного дома, и она заменила им всем маму, которую у них отняли фашисты. Таким образом, мы объяснили, что такое "материнская любовь". Многие книги посвящены этой теме, но ни одна не расскажет вам о вашей маме. Она у каждого своя, но в то же время все мамы похожи своей добротой и безграничной любовью к детям. 5. Материнской любовью можно назвать определённый набор положительных чувств и качеств, которым владеют все матери мира. Это и материнская забота, и преданность, и душевное тепло, которое мать дарит своему ребёнку. Убеждена, каждая мать может любить не только своё дитя, но и всех детей в мире. В подтверждение своей точки зрения, обращусь к прочитанному тексту Ю.Я.Яковлева и жизненному опыту. В качестве первого аргумента, подтверждающего моё мнение, возьму предложение 36. В нём говорится о том, что одна мать может заменить другую, так как материнская любовь схожа и безгранична. Это, наверное, одно из самых удивительных свойств материнской любви: женщина-мать не делит детей на своих и чужих. В качестве второго аргумента, доказывающего тезис о том, что материнская любовь безгранична, мне хотелось бы привести пример из жизни. Недавно прочитала в газете о том, что одна женщина, не имеющая своих детей, взяла из приюта ребёнка. Она готова дарить свою любовь чужому ребёнку как своему родному, чтобы он чувствовал, что кому-то нужен на нашей земле. Проанализировав два аргумента, я пришла к выводу, что материнская любовь – это нечто фантастическое, она не имеет точного толкования, потому что каждый воспринимает материнскую любовь по-своему. Знаю одно: она бескорыстна, сильна и всеохватывающа. Куницына Милена, 8 «А» класс |
На сайте ФИПИ не так давно появились новые задания. Перечислим некоторые из них:
«Что такое настоящее искусство»,
«Что такое выбор»,
«Что такое жизненные ценности»,
«Что такое неуверенность в себе»,
«Что такое взаимовыручка»,
«Что такое дружба»,
«Что такое нравственный выбор»,
«Что такое драгоценные книги»,
«Что такое внутренний мир человека» и др.
Чтобы написать сочинение по этим темам, надо не только понять содержание исходного текста, но и разобраться в лексическом значении слова или словосочетания. Работая над толкованием слова или словосочетания, можно обращаться не только к словарям, но и афоризмам.
Например, работая над темой «Что такое драгоценные книги», мы прочитали текст и проанализировали афоризмы, вычленяя ключевые слова и составляя интеллект-карту:
Книга — это небольшой инструмент, приводящий в действие нашу способность мыслить; это двигатель мысли, помогающий бороться с нашей умственной леностью. Фаге Э. Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце. Теккерей У. Книги — это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старика юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. Герцен А. Вовремя прочтенная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг и наставник. Павленко П. А. Любите книгу — источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать вас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить человека, уважать его труд и сердечно любоваться плодами его непрерывного великого труда. Горький М Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она — рупор человеческой мысли. Мир без книги — мир дикарей. Морозов Н. А. |
Вот несколько интеллект-карт к этим заданиям. Предлагаем их Вашему вниманию.
Несколько основных законов составления интеллект-карт.
Ø Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
Ø Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
Ø Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
Ø Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
Ø Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
Ø Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации по каждому слову, словосочетанию.
Ø Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
ПРИЛОЖЕНИЕ
СОЧИНЕНИЯ,