Сады замков или Феодальный тип садов
Замок с башнями и зубчатыми стенами на высокой скале. Глубокий ров, наполненный водою. Ни деревца вокруг. Ничто не мешает часовым далеко обозревать окрестность, нигде не может притаиться приближающийся враг. Здесь, в таком замке, в постоянной военной тревоге живут рыцари. Казалось бы, здесь, на скале нет места для сада, но они были…
Особый характер носили сады в замках. Феодальные сады в отличие от монастырских были меньшего размера, располагались внутри замков и крепостей – были небольшими и замкнутыми. Здесь выращивали цветы, имелся источник – колодец, иногда миниатюрный бассейн или фонтан, и почти всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном, – прием, получивший впоследствии широкое распространение в парках. В них устраивались крытые аллеи из винограда, розарии, выращивались яблони, а также цветы, высаживаемые в клумбы по специальным рисункам. Из подобных садов наиболее прославились кремлевский сад Фридриха II (1215-1258 гг.) в Нюренберге и королевский сад Карла V (1519-1556 гг.) с плантацией вишен, лавровых деревьев и цветников из лилий и роз.
Замковые сады находились обычно под особым наблюдением хозяйки замка и служили маленьким оазисом спокойствия среди шумной и густой толпы обитателей замка, наполнявшей его дворы. Здесь же выращивались как лекарственные травы, так и ядовитые, травы для украшений и имевшие символическое значение. Особое внимание уделялось душистым травам. Их душистость отвечала представлениям о рае, услаждающем все чувства человека, но другой причиной их культивирования было то, что замки и города, вследствие низких санитарных условий, были полны дурных запахов. В средневековых садах сажались декоративные цветы и кусты, особенно, вывезенные крестоносцами с Ближнего Востока, розы. В первые века после падения Римской империи розы в Европе, отнесенные к языческой, нечестивой, греховной роскоши, были уничтожены, и лишь спустя столетие вновь появились в садах. Растения с ценными целебными свойствами становятся в средневековье основой духов и косметических средств. Такие садики называли садами «ученых женщин», которые изобрели первые ароматические снадобья. В странах Европы в средневековье люди почти не мылись и, чтобы отбить запах, обмазывали себя пахучими смесями из десятков ингредиентов, так появились первые духи.
Иногда в замковых садах росли деревья – липы, дубы. Вблизи оборонительных укреплений замка устраивались "луга цветов" – для турниров и светских забав. "Розовый сад" и "луг цветов"– один из мотивов средневековой живописи XV-XVI вв., а Мадонна с младенцем чаще всего изображалась на фоне сада.
Именно в это время появляются такие декоративные элементы, как цветники, трельяжи, перголы, появляется мода на горшечные растения. В горшках выращивали пряно-ароматические растения, цветы и экзотические комнатные растения, которые попадали в Европу после крестовых походов. При замках крупных феодалов создаются более обширные сады не только утилитарного назначения, но и для отдыха.
Большой известностью пользовались сады императора Карла Великого (768-814 гг.), они делились на утилитарные и «потешные». «Потешные» сады украшались газонами, цветами, невысокими деревьями, птицами и зверинцем.
В позднее средневековье появились «сады любви»: сады, предназначенные для любовных уединений, свиданий любящих, а также просто для отдыха от шумной придворной жизни. Здесь музицировали, вели беседы, читали книги, танцевали, играли в различные игры, среди которых выделялись шахматы и «мельница». Такие сады имели посредине небольшие бассейны для купаний. Хорошее изображение такого «сада любви» сохранилось на миниатюре «Сад удовольствий» в итальянской рукописи в Библиотеке Extena в Модене. Молодые люди купаются в Фонтане Юности, пьют вино и наслаждаются музыкой. Совместное купание в небольших бассейнах мужчин и женщин довольно часто изображается в средневековых миниатюрах: по-видимому, в этом не было ничего удивительного в условиях «коммунальной» жизни средневековых замков и городов, где уединение было желанным, но не всегда доступным.
Устраивались в садах и небольшие травяные площадки для танцев и игр. Сады позднего средневековья обустраивались различными павильонами; холмами, с которых можно было смотреть на окружающую жизнь за пределами садовых стен — и на городскую, и на сельскую. В этот период распространяются и лабиринты, которые раньше были обычны только для внутренних двориков монастырей. Дорожки садовых лабиринтов окружаются стенками или кустарниковыми насаждениями.
Судя по частым изображениям садовых работ, сады тщательно возделывались, грядки и клумбы заключались в каменные защитные стенки, сады окружались либо деревянными оградами, на которых иногда писались красками изображения геральдических знаков, либо каменными стенами с роскошными воротами.