Пейзажная живопись передвижников (А. Саврасов, И. Шишкин, Ф. Васильев, А. Куинджи, И. Левитан)
Во 2–ой пол. 19 в. (1870) создается Товарищество Передвижных художественных выставок во главе с художником И.Н. Крамским. Передвижников объединяло стремление популяризировать искусство и непосредственно воздействовать через ис-во на реальную жизнь, просвещая и воспитывая народ. Передвижники обличали соц. несправедливость, были приверженцами реализма в искусстве (правды жизни). Среди передвижников многие художники писали картины в жанре пейзажа и внесли значительный вклад в развитие этого жанра, создавая эстетику нового реалистического пейзажа. Пейзажи, проникнутые любовью к неброской красоте русской природы (А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи и др.). Для пейзажей передвижников характерна повествовательность («Сосновый бор» И. И. Шишкина, 1872), любовь к изображению переходных состояний в природе (первые признаки наступающей весны в картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели», 1871; земля, омытая грозой, в «Мокром луге» Ф. А. Васильева, 1872). Во многих пейзажах звучит нотка щемящей печали, боль художников, ощущающих разлад между красотой родной земли и горем, которым она полнится.
Одно из первых мест в этом процессе принадлежит А.К. Саврасову (1830–1897). Картина «Грачи прилетели» (1871) открыла эпоху лирического освоения худ-ми рус. природы. Современников поражала поэтическая проникновенность пейзажа при исключительной простоте и скромности мотива. Это было открытие и завоевание Саврасова, продолженное и развитое впоследствии его учеником И.И. Левитаном и А.А. Коровиным. Пейзаж в картине «Грачи прилетели» неразрывно связан с жизнью рус. народа, одухотворен его незримым присутствием. В этом ярко появилась глубокая национальность и подлинная народность популярного пейзажиста А.К. Саврасова.
Ивана Ивановича Шишкина, наоборот, писал большие по размерам полотна с панорамно-развернутыми видами. Русская природа у Шишкина — природа, предназначена для богатырского народа. Его идеал — возвышенный образ русской природы. «Певец русского леса» он показывал через свои полотна славу, мощь, силу русской природы. Зрителей привлекает общедоступность, простота и ясность художественного языка. В основе всех графических и живописных произведений лежит, крепкий и точный рисунок, ясная композиционная конструкция. Он тщательно передавал все детали. Излюбленный мотив — лесной пейзаж. Подлинным шедевр - «Сосны, освещенные солнцем» 1886. Лесная опушка, изображенная художником, кажется действительно наполненной солнечным светом. Живопись картины богата оттенками, мягкими тональными переходами.
Яркий след в истории развития пейзажной живописи оставил Фёдор Александрович Васильев.Он прожил мало, он умер в 23 года, но успел оставить весьма обширное художественное наследство. Его творчество – романтическое восприятие жизни природы. Картина «Перед Дождём» — зрелое произведение. Его увлекает задача передать красоту взволнованной природы, изображая женщин, загоняющих гусей, пастушка, торопящегося в деревню. Живописно богато написание красновато-желтого осеннего леса.
Несколько особое место в пейзаже 2 пол 19 в. занимает А.И. Куинджи (1842–1910). Первые его работы были продемонстрированы на передвижных выставках. «Забытая деревня», «Чумацкий тракт»; показывают заброшенные уголки нищей России. Но затем он порывает с передвижниками и вступает на путь романтического пейзажа (позднеромантический пейзаж, так можно определить его творчество). «Лунная ночь на Днепре» была представлена на выставке 1 картины. Переливаясь под луной, течет Днепр. Дремлют на берегу избушки. А над спящей землёй бездонное, бесконечное небо. Сияет в небе полная луна.
Картины Куинджи отмечают яркость красок, декоративность. В др. картине «Берёзовая роща» — необыкновенное цветовое решение. Чистые, звучные тона усиливают впечатление ослепительного солнечного света, заливающего полотно, композиция построена на тонко продуманном ритмическом сочетании различных групп деревьев и обобщённых цветовых пятен. Куинджи показал чистую и современную природу, какая она бывает без вмешательства людей. В своих работах художник, прежде всего, стремился передать освещение, контрасты света и тени.
Продолжателем лирического направления в русской пейзажной живописи к.19 в. был ученик А.К. Саврасова Исаак Ильич Левитан (1860–1900). Он заканчивает своим творчеством искания пейзажистов-передвижников. В ранних работах «Осенний день. Сокольники» он выступает как мастер камерного лирического пейзажа. Но он и реалист. На рубеже 80–90-х гг. творчество Левитана достигает зрелости. В его пейзажах появляется импрессионистическая трактовка. Он предпочитает писать не полдень, а утро или вечер, не лето и зиму, а весну и осень, то есть те моменты, которые наиболее богаты сменой и оттенками настроений. «Берёзовая роща». «Золотая осень» являет собой высшую точку в линии пейзажа. В картине раскрывается широкий мир природы, близкий рус. чел-ку. В начале 90-х годов, когда он работал над картиной «Владимирка». Она является 1м из глубочайших произв-ий периода тв-кой зрелости худ-ка. В картине изображён пейзаж с ровной дорогой в центре. Она тянется от переднего плана в глубину среди полей, перелесков, селений. Её протяжённость подчёркивается узкими тропинками, протоптанными по обе стороны дороги. По серому небу тревожно бегут облака. Стоящий при дороге крест, свидетель страданий, перед которыми останавливались для молитвы странницы, дополняет тоскливый пейзаж, краски приглушенные, день сумрачный. «Владимирка» стала произв-м, обличающим гнёт, насилие в России. Этот пейзаж можно назвать «историческим». В пейзажах онболее тонко и глубоко, чем в творчестве его современников, проявилась эмоциональная сила лирического пейзажа и мастерство его одухотворения. Пейзажи он пробуждают в душе зрителя ту «безграничную любовь к своей родной земле», которою художник пронёс через всю жизнь.