Художественный язык древнерусского искусства
Зарождение культуры в древнерусском государстве тесно связано с принятием в 988 г. христианства из Византии, когда Русь оказалась вовлеченной в мощный культурный поток византийско-славянского мира, в сферу восточнохристианской культуры. Прежде всего это искусство выражало христианское мировоззрение. Оно было тесно связано с религией не только тематикой, содержанием, формой, но и призывом сосредоточить мысли и чувства человека на «неземном», «невещественном». Отношение к действительности носило временный характер.
Еще одна важная характерная черта древнерусского искусства - его преимущественная «безымянность». Древнерусский художник (писатель, скульптор) воспринимал свое творчество не как «дело своих рук», а как дар свыше от Бога, как дар Святого Духа. Поэтому он не мог поставить свое имя под произведением искусства.
Литература
Русская литература XI-XVII веков базировалась на системе религиозных представлений о мире, в ее основе лежал религиозно-символический метод познания и отражения действительности. Художественный язык, как средство выразительности древнерусских произведений литературы, различался в зависимости от жанровой принадлежности произведения.
Летописи. Летописание на Руси возникло из потребности общества иметь свою письменную историю и было связано с ростом национального самосознания русского народа. Фиксируя наиболее значительные вехи исторического развития древнерусского государства, летописец изображал историю Руси как часть мирового исторического процесса. Летопись строилась погодно и объединяла в себе произведения разных авторов, разного времени, имеющие разные источники и отличающиеся по жанру и стилю. Единство летописи достигалось общностью исторической тематики произведений-слагаемых и хронологическим принципом изложения материала. «Повесть временных лет» - наиболее значительный пример слияния фольклорной традиции с монументально-историческим стилем. Особенности устного народного творчества усматриваются в раннем летописном тексте. Для него характерно употребление простых синтаксических конструкций, повтор одних и тех слов, а также активное использование пословиц и поговорок. Для более позднего летописного текста характерна риторическая украшенность речи, восхваляющая деяния князя. «Слово о полку Игореве»: сюжетно-композиционное построение «Слова» уникально, оно не подчиняется канону ни одного из жанров древнерусской литературы. Вступление, авторские отступления, а также плач Ярославны относятся к типу лирического рассуждения; описание основных событий - к эпическому повествованию.
Житийная литература. Житийный жанр пришел на Русь вместе с принятием христианства из Византии. Вместе с тем, многие жития святых выросли из народной легенды, монастырского предания, сказания о чуде, а их герои часто напоминают былинных богатырей, но только богатырей духа. Классическое житие должно было состоять из трех частей: вступление, собственно биографическая часть и похвальное слово святому. Для данной литературы характерна графическая манера письма, состоящая в использовании только двух красок: для создания образа святого - белой, его противников - черной. Дорожа вечным и всеобщим, агиограф пытался освободить созданный им образ идеального человека от всего индивидуального и конкретно исторического. «Сказание о Борисе и Глебе» - первый памятник агиографического характера, посвящен рассказу о гибели сыновей Владимира I Бориса и Глеба от руки Святополка Окаянного. «Житие Феодосия Печерского» (автор - инок Киево-Печерского монастыря Нестор)заложило основу для развития в русской литературе жанра преподобнического жития. Следуя жанровому канону, Нестор описал жизненный путь Феодосия Печерского, положившего начало монашеству на Руси. Житие имеет классическую композицию, в которой биографическую часть обрамляют риторические вступление и заключение. Авторская оценка героев жития дана через определения («христолюбивый князь Иван») или сравнения (про разбойников: «аки звери дикие»). Самого Феодосия автор характеризует посредством ярких метафор («светило во всем мире видимое»). Возвышенность стилю жития придает употребление сложных слов («медоточные словеса»), а также противопоставление в одном контексте материального и духовного начал в жизни человека («светлая» одежда и «светлая» душа). Автор неоднократно использует аллегорические картины, восходящие к Священному писанию. Пейзажные зарисовки в житии неяркие и несут только символическую функцию. «Житие Сергия Радонежского» отличается меньшей риторичностью и большей фактографичностью.
Воинская повесть. Рассказ о военных подвигах князей. Эти повести отличает подробное описание битв, яркие характеристики героев, включение прямой речи, отсутствие дидактических отступлений. «Повесть о разорении Рязани Батыем» - наиболее яркий героико-эпический рассказ о нашествии Батыя на Русскую землю. По структуре «Повесть» представляет собой четыре относительно самостоятельных фрагмента, различных по жанру и построению (но все объединены единой темой - разорением Рязани): первые две части связаны с традицией летописного повествования, третья носит устно-поэтический характер, четвертая использует жанровые формы плача и похвалы. Хождения
Хождение. Рассказ о путешествии, созданный с познавательно-назидательной целью. Самыми популярными в средние века были путешествия к христианским святыням, совершаемые паломниками. Хождения знакомили читателя с мировой культурой, способствовали осознанию Руси как части христианского мира. Повествование, спокойное и неторопливое, ведется от первого лица. Автор дорожит традицией: следуя канону, он предварял произведение вступлением, цель которого - настроить читателя на восприятие «вечных истин»; основную часть рассказа составляла цепь путевых описаний и зарисовок, которые могли прерываться лирическими отступлениями автора или его суждениями; заключительная часть сводилась к благодарственной молитве Богу, «сподобившему» паломника осмотреть и описать Святую землю, либо к религиозно-нравственному наставлению читателя. Для этого жанра характерен живой разговорный язык, а в «путевой» части можно встретить заимствованные слова и просторечия. «Хождение игумена Даниила» - древнейшее из русских описаний паломничества в Святую землю. Для всех последующих русских хождений этот памятник начала XII века послужил образцом. Особняком в этом жанре стоит «Хождение Афанасия Никитина за три моря» - первое дошедшее до нас произведение «купеческих хождений». Повествование написано в форме дневниковых записей (хронологический принцип), которым придана литературная форма.
Послания. Ярким образцом эпистолярного стиля XVI в. является переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Послания Курбского строятся по принципу «краткости», которую он считал главным критерием литературной выучки и филологической грамотности. Ответы Грозного строятся по законам дипломатической переписки того времени: Иван Грозный тщательно отвечает на каждый обвинительный тезис своего оппонента либо дословно цитируя, либо пересказывая послание Курбского.