История изучения древнерусского искусства

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО

Программа для студентов курса

Факультета теории и истории искусств

Санкт-Петербург

2000

Программа подготовлена

Падагогом кафедры русского искусства

Кандидатом искусствоведения В. С. Шиловым

Программа утверждена на заседании

Кафедры русского искусства 29.06. 2000 г.

ВВЕДЕНИЕ

Своеобразие русского исторического процесса и отражение его в отечествен-
ной художественной культуре. Истоки древнерусского искусства. Языческие
верования восточных славян, балтийских и угро-финских народов. Киевский
«пантеон» князя Владимира Иконография и семантика древних изображений.
Византийская культура и византийская эстетика в системе духовных ценностей
русского народа Русское православие и его особенности. Двоеверие как специ-
фическое явление религиозной жизни русского общества. Современная художе-
ственная практика и проблема возрождения религиозного искусства.

Монументальная живопись.

Принципы декорировки христианского храма и византийское, мо-
нументальное искусство Х-ХI вв. Фрагменты росписи Десятинной церкви. Мо-
заики и фрески киевской Софии. Система расположения изображений на стенах
и сводах храма. Композиционные особенности ктиторской композиции Софий-
ского собора. Светские мотивы в живописном убранстве лестничных башен.
Монументальная живопись Успенского собора Киево-Печерского монастыря по
' данным письменных источников. Мозаики собора Михайловского Златоверхого
монастыря. Древняя живопись в церкви Спаса на Берестове.

Проблема датировки купольной росписи и живописи Мартирьевской паперти
Софийского собора в Новгороде. Композиция «Иов на гноище» из Николо-
Дворищенского собора и ее связь с темой Страшного суда. Фрески собора Ан-
тониева монастыря. Фраменгы первоначальной росписи Георгиевского собора

Иконопись

Теория образа в византийской в древнерусской эстетике. Символика иконы.
Роль канона в искусстве православного Востока. Легенда о «Нерукотворном
Образе» и ее место в доктрине иконопочитания. Икона «Богоматерь Владимир-
ская» и ее значение для русской культуры. Киевское иконописание по письмен-
ным источникам, Икона «Богоматерь Великая Панагии» (Ярославская Оранта).

Проблема датировки образа.

Рукописная книга.

Миниатюры «Остромирова Евангелия», «Изборника Святослава» и «Мсти-
славова Евангелия». Связь книжных миниатюр с ювелирным искусством Киева.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕРУССКИХ ГОСУДАРСТВ-КНЯЖЕСТВ

(XII — 1-ая треть XIII века.)

Экономическая, политическая и культурная ситуация в русских землях в до-
монгольский период. Дробление киевской державы на независимые княжества.
Рост городов. Организация новых епископий. Развитие местного летописания.
Создание исторических повестей и «слов». Становление архитектурных школ.
Трансформация стиля монументального историзма

Архитектура

Объемно-пространственное решение и характер кладки стен киевской церкви
Спаса на Берестове. Значение следов трехлопастного покрытия притворов для
воссоздания первоначального облика храма

Новые черты в соборном и монастырском строительстве. Переход на равно
сложную кладку.Культовые постройки Чернигова Конструктивные и художе-
ственные особенности Борисоглебского собора и Успенского собора Елецкого
монастыря. Типологическое родство черниговских храмов с храмами середины
XII в. Киева, Владимира Волынского, Смоленска, Рязани. Данные археологии о
черниговском Благовещенском соборе.

Сложение приднепровской архитектурной школы. Утверждение в архитек-
турном проектировании новых композиционных принципов. Собор Спасо -
Евфросиньева монастыря в Полоцке. Композиционные и конструктивные осо-
бенности смоленской церкви Архангела Михаила, Церковь Бориса и Глеба в
Гродно. Завершение процесса переработки канонической крестовокупольной
схемы в композиции Пятницкой церкви в Чернигове. Оригинальность объемно-
пространственной структуры пятницкого храма.

Архитектурные памятники юго-западных русских земель. Своеобразие галиц-
кой архитектурной школы. Связь галицкого зодчества с архитектурой Польши и
Венгрии. Скульптурный декор галицких храмов. Успенский собор Галича по
данным археологии. Романские мотивы в архитектурном облике церкви Панте-
леймона Строительная деятельность князя Даниила в Холме. Художественное
убранство холмской церкви Иоанна Златоуста. Участие гашщких мастеров в
сооружении храмов Владимиро-Суздальского княжества.

Архитектура Владимиро-Суздальской Руси. Крепостное и культовое строи-
тельство Юрия Долгорукого. Черты, сближающие соборы в Кидекше и Пере
славле Залесском с храмами западнорусских земель. Возвышение Владимира на
Клязьме при Андрее Боголюбском. Приглашение Андреем европейских масте-
ров. Возведение Успенского собора и загородной резиденции в Боголюбове.
Первоначальный облик церкви Покрова на Нерли. Иконографические програм-
мы скульптурного декора андреевских храмов. Перестфойка Успенского собора
при Всеволоде III. Проявление романской архитектурной традиции в оформлении фасадов Дмитриевского собора. Монастырская архитектура Владимиро-
Суздальского княжества. Соборы Рождественского и Княгинина монастырей.
Особенности строительной техники.

Строительная деятельность сыновей Всеволода III. Характеристика памятни-
ков ростово-ярославского и суздальско-нижегородского круга. Первоначальный
облик Рождественского собора в Суздале и Георгиевского собора в Юрьеве-
Польском. Проблема реконструкции скульптурного декора на фасадах Георгие-
ского собора Вопросы иконографии и семантики владимиро-суздальской пласти-
ки. Связь скульптурных изображений с языческими верованиями местного насе-
ления. Приостановление каменного строительства в Залесской земле после 1237 г.

Архитектура Новгородской земли. Изменение социальной структуры Новго-
рода в 1-й половине XIIв. Возрастание роли боярства и архиепископа Превра-
щение Детинца в общегородской религиозно-политический центр. Типологиче-
ские и художественные особенности церковных сооружений. Боярско--
купеческие храмы Новгорода. Церкви Благовещения в Аркажах, Петра и Павла
на Синичьей горке. Влияние посадской архитектуры на княжеское строительст-
во. Объемно-пространственная структура церкви Спаса на Нередице. Проявле-
ние новых архитектурных идей в монастырском строительстве. Композицион-
ные особенности собора Мирожского монастыря в Пскове и церкви Климента в
Старой Ладоге. Эстетизация.простоты и силы в архитектурном образе старола-
джского Георгиевского собора. Первые башнеобразные композиции в новго-
родском культовом зодчестве. Церковь Параскевы Пятницы на Торгу как обра-
зец нового архитектурного мышления и контактов Новгорода с городами Прид-
непровья. Отражение композиционной структуры пятницкого храма в решении
экстерьера церкви Порынского скита. Значение трехлопастного покрытия для
дальнейшего развития новгородского культового зодчества

Маиумеппыльиая живопись

Сведения о художественных работах греческих мастеров в Боголюбове.
Фрагменты первоначальной росписи во владимирском Успенском соборе. Вос-
становление живописного убранства Успенского собора при Всеволоде Ш. Фре-
сковые композиции Дмитриевского собора. страшный суд в системе росписи
храма Монументальная живопись в дьяконнике Рождественского собора Суз-
даля. Стилистические особенности византийской монументальной живописи
комниновского периода

Стенные росписи в храмах Новгородской республики. Преобладание линей-
но-графического начала в стенописи собора Мирожского монастыря в Пскове;
Связь мирожского ансамбля с балканской иконографический традицией. Харак-
тер декорировки центральной апсиды. Принципы размещения изображений в
интерьере церкви Георгия в Старой Ладоге, Иконографические нововведения.
и особенности стиля. Художественное оформление церкви Спаса на Нередице.
Композиция «Вознесение» и ее место в системе росписи. Проявление «линейно-
го» стиля в стенописи церкви Благовещения в Аркажах. Иконографические осо-
бенности живописных композиций алтарной части акажского храма.

Открытия реставраторов в соборе Спасо-Евфросиньева монастыря в Полоцке.
Монументальная живопись Смоленска в свете археологических изысканий.
Фрески Кирилловской церкви в Киеве.

Древнерусские живописные ансамбли 2-й половины XII в. в контексте эволю-
ции византийского монументального искусства.

Икон опись.

История изучения и реставрации икон XII-XIII вв. Вопросы датировки памят-
ников домонгольского периода. Отечественное искусствознание о проблеме
школ и национального своеобразия ранней русской иконописи. Роль и место
византийских икон в древнерусской художественной культуре. Иконы, проис-
ходящие из среднерусских земель. Иконы, исторически связанные с Новгоро-
дом и Псковом. Воинская тема в греко-русской иконописи ХП-XIII вв.

Оформление южных и западных врат собора Рождества Богородицы в Суздале.
Особенности техники золотой наводки. Сюжеты и стилистика медных клейм.

Рукописная книга

Влияние народной культуры на миниатюры «Евангелия Домки». Тератологи-
ческий стиль новгородских рукописей.

Монументальная живопись.

Монументальные росписи византийских и балканских мастеров в Новгороде и
его окрестностях. Система росписи церкви Успения на Волотовом поле. Харак-
тер декорировки апсиды храма. Вопросы датировки ансамбля. Стилистические
особенности росписи. Формирование эмоционально-экспрессивных и живопис-
ных тенденций в искусстве XIV в. Фрески церкви Спаса на Ковалеве. История
возрождения ковалевской живописи. Программа ковалевской стенописи в свете
южнославянской иконографической традиции. Цветовой.строй памятника Мо-
нументальная живопись церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Сведе-
ния Впифания Премудрого о художественной деятельности Феофана Грека
Проблема реконструкции иконографической программы и первоначального
замысла росписи. Взаимоотношение эстетики Феофана с идейными установка-
ми исихазма Роль'и место света в творчестве художника. Иконографические и
стилистические особенности стенописи церкви Федора Стратилата. Утвер-
ждение нового художественного языка в росписи церкви Рождества на Кладби-
ще. Проявление балканских художественных традиций в стенописи церкви Ар-
хангела Мисаила Сковородского монастыря. Разнообразие стилей и манер в
новгородской монументальной живописи 2-й половины XIV - начала ХЧ в.
Влияние станковой живописи на фресковые изображения в церквях Сергия Ра-
донежского и Симеона Богоприимца.

Монументальная живопись Пскова Программа росписи и стиль фресок Рож-
дественского собора Снетогорского монастыря. Первоначальный колорит рос-
писи. Фрагменты живописного убранства храмов Довмонтова города. Черты,
сближающие псковские фрески с новгородскими памятниками. Стенная роспись
церкви Успения в Мелетове. Особенности декорировки алтарной части храма
Стиль живописи и цветовой строй ансамбля.

Данные летописей о художественных работах греческих изографов в XIII-
XVв.в.. в Твери и Москве. Совместная деятельность византийских и русских
юографов в храмах Московского кремля. Фрески Даниила и Андрея Рублева в
Успенском соборе Владимира Стилистическая близость успенской росписи к
константинопольскому искусству.эпохи Палеологов. Композиция «Страшный Суд» как образец высокого идейного и гуманистического содержания искусства
Даниила и Андрея Рублева. Сведения о несохранившихся монументальных про-
изведениях художников.

Иконопись.

Становление и эволюция региональных иконописных школ. Формирование и
развитие новгородской школы иконописания. Художественный строй и стили-
стика новгородских иконных образов. Новгородские краснофонные иконы. Обра-
зы наиболее почитаемых святых Новгородской земли в местной иконографиче-
ской традиции. Отражение в новгородских иконах исторических событий и из-
ображение реальных персонажей. Антимосковская направленность новгородского
искусства и проявление ее в станковой живописи. Новгородский извод иконы
«Покров Богоматери». Иконопись новгородской провинции — «северные письма».

Псковская иконопись в контексте новых открытий реставраторов. Соотноше-
ние местных черт и «новгородизмов» в псковской иконописи. Псковский извод
композиции Сошествие во Ад». Излюбленные цветовые сочетания псковских
мастеров. Демократический характер псковской культуры и отражение его в
местном иконописании.

Стилистические признаки и художественные традиции тверской иконописи. Цве-
товая палитра тверских изографов. Экспрессия и масштабность образов в иконах
«Борис и Глеб», «Архангел Михаил». Архаическая окрашенность тверских икон XIV
— 1-й половины XV в: Характер пробелов и способы моделировки иконных изобра-
жений Царских врат из Нектарьева монастыря. Противопоставление местной худо-
жественной традиции влияниям московского и новгородского искусства в период
борьбы Тверского княжества за независимость. Деисусный чин из собрания.
А.И.Анисимова (ГТГ), «Успение» из Минска (T IT), «ИгнатийГангрский с житием»
(ГТГ) как наиболее характерные памятники тверской школы иконописи.

Проблемы изучения ростово-суздальской иконописи. Отличительные особен-
ности икон ростово-ярословского и суздальско-нижегородского происхождения.
Техника письма ростовских иконописцев. Цветовой строй ростовских памятник
ков. Стилистика икон из Покровского монастыря Суздаля. Икона «Покров Бо-
гоматери» как классический образец суздальской иконописи. Влияние ростово-
суздальской художественной традиции на формирование изобразительного язы-
ка московской школы иконописания.

Стилистическая разнородность московских икон XIV в. Художественные ра-
боты, исполненные в Москве Феофаном Греком и художниками его круга. Деи-
сус и праздничный ряд Кремлевского Благовещенского собора «Васильевский
чин» и проблема реконструкции иконостаса Успенского 'собора Владимира.
Эстетические взгляды Андрея Рублева Связь творчества Рублева с художест-
венным наследием домонгольского периода. «Владимирская запасная» как об-
разец переосмысления художником византийской традиции. Лирико-
гармонизирующие тенденции в искусстве Рублева и московских иконописцев
1-И половины XV в. Цветовое решение икон «Звенигородского чина». Отражение
представлений о физическом и нравственном идеале человека в образе «Спаса».

Икона «Троица» и ее место в истории русского искусства Иконографические и
живописные особенности произведения. Варианты интерпретации художествен-
ного образа. Деятельность бригады Рублева в Троице-Сергиевом монастыре. Руб-
левские традиции в произведениях московских художников 1-й половины XV в.
Историческое значение творчества Рублева. Сведения о художнике Дио>'сии
Глушицком и его иконах. Икона с изображением Кирилла Белозерского.

Рукописная книга.

Заставки и инициалы «Евангелия Кошки». Композиционные и колористические
особенности миниатюр «Евангелия Хитрово». Влияние миниатюр «Евангелия
Хитрово» на характер оформления русских рукописей XV в. Миниапоры «Еван-
гелия Морозова». Семантика новгородского тератологического орнамента.

ИСКУССТВО ЭПОХИ ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВА (2-я половина XV — 1-я половина XVI века)

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Рост международ-
ного значения русского государства после падения Константинополя. Расшире-
ние политических и культурных связей с Западной Европой. Создание «Хро-
ногрофа» и выведение на первый план событий русской истории, русских поли-
тических и религиозных деятелей. Усиление эсхатологических настроений в
связи с ожиданием конца света. Осуществление первого полного перевода Биб-
лии. Распррстранение еретические учений. Отрицание еретиками монашества,
монастырей и культа «сотворенных вещей» - икон. Полемика вокруг догмата о
Троице. Литературная деятельность Иосифа Волоцкого и Нила Сорского.

Архитектура.

Характер культового строительства в Москве в середине XV в. Перестройка
Кремля при Иване III. Возведение Успенского собора Аристотелем Фиораванти.
Возрожденческие мотивы в постройках Алевиза Нового, Марко Руффо и Пьет-
ро Со лари. Совершенствование строительной техники. Конструктивно-
композиционные особенности московских церквей с крещатым сводом. Столп
«Ивана Великого» и его роль в формировании силуэта московского Кремля.

Работа в Москве псковской строительной артели. Посадское и монастырское
строительство в землях, подчиненных московскому князю (Новгород, Псков,
Ярославль). Деревянная архитектура XV-XVI вв. Типологические и конструк-
тивные особенности клетских и шатровых храмов. Крепостное и культовое
строительство при Василии III. Постройки итальянского зодчего Петрока Мало-
го. Стены и башни Китай-города. Связь архитектурного облика церкви Возне-
сения в Коломенском с шатровыми композициями деревянного зодчества Ха-
рактер внутреннего пространства коломенского храма.

Монументальная живописи

Сведения о художественных работах в Пафнутьевом Боровсюм и Иосифо--
Волоколамсюм монастырях. Фрагменты фресковой росписи в Успенском соборе
московского Кремля и ихсвязь с искусством Сербии. Работа Дионисия с сыновья-
ми в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря. Иконографические новшества Значение акафистного цикла в программе росписи. Принципы построения
«хоровых» многофигурных композиций. Роль цвета в системе живописно.-о ~а-
нсамбля. Эстетические установки Дионисия и его последователей. Живопись Фео-
досия в московском Благовещенском соборе. Программа росписи храма Стили-
стические особенности благовещенской стенописи. Данные письменных источни-
ков о монументально-живописных работах в московском Успенском соборе. Сю-
жетно-тематический состав росписи по источникам XVII в. Развитие символико-
литургического жанра и значение алтарной композиции «Великий вход». Место
«Страшного суда» в интерьере храма Присутствие черт дионисиевского стиля в
росписях монастырских соборов Можайска (Рождественский собор Лужицкого
монастыря) и Ярославля (собор Спасо-Преображенского монастыря).

Иконопись.

Проблема жанров в древнерусской иконописи. Процесс жанрообразования в
ХЧ - начале XVI вв. Стилеобразующее значение для эпохи гидрографического
жанра. Композиционный строй икон на темы песнопений: «О тебе радуется»,
«Похвала Богоматерю>, «Достойно есть». Придворно-княжеская направленность
искусства Дионисия и мастеров его школы. Жигийные иконы Дионисия и их
композиционные особенности. Цветовой строй дионисиевских образов. Распро-
странение икон с изображением русских святых и подвижников. Художествен-
ное решение иконостасов Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря
и Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Разработка художниками
круга Феодосия житийного и символико-догматического жанров. Торжествен-
но-церемониальный характер произведений. Эволюция эсхатологического жан-
ра. Новые иконографические схемы в иконах с изображением Страшного суда;
Местные школы иконописи в 1-й половине XVI в.

Рукописная книга.

Постепенная замена в художественной практике пергамента бумагой. Балкан-
ский стиль в орнаментике русских рукописей XV -начала XVI в. Колористиче-
ское богатство миниатюр «Евангелия Третьякова», исполненных Феодосием.

Архитектура.

Мемориальный характер культовых построек Ивана Грозного. Развитие стол-
пообразной композиции в объемно-пространственном решении церкви Усекно-
вения главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково. Воздействие на идейно-
художественную трактовку образа храма форм крепостного зодчества Церковь
на Рву как памятник победы России над Казанским ханством. Своеобразие ком-
позиции храма, его первоначальный облик и изменения в последующем столе-
тии. Роль света в идейно-образном звучании интерьера церкви. Эволюция форм
шатрового зодчества в конце ХЧI - начале XVII в. Композиционные и стили-
стические особенности церковных сооружений, возведенных мастерами Бориса
Годунова. (Храмы в Борисовом городке, в Вяземах, в Донском монастыре, в
селе Хорош еве). Монастырское и городское соборное строительство
2-й половины XVI в. Учреждение Приказа каменных дел. Роль Приказа в рас-
ширении и упорядочении каменного строительства Деятельность московского
зодчего Федора Коня. Храмы-памятники, посвященные освобождению Москвы
от польско-литовских захватчиков. Культовое строительство 1-й половины
XVII в. в городах Поволжья.

Монументальная живопись.

Художественные работы в московском Кремле после пожара 1547г. Про-
грамма росписи Архангельского собора. Значение «Символа веры» в системе
росписи. Принципы изображения великокняжеской и царской родословной.
Становление символико-аллегорического жанра в росписях Золотой и Гранови-
той палат. Фрески Успенского собора Свияжска Ветхозаветные сюжеты в сис-
теме росписи. Композиция «Великий вход» и дальнейшее развитие символико-
литургического жанра. Художественные особенности живописных ансамблей,
созданных в период правления Бориса Годунова. Фрески Смоленского собора
Новодевичьего монастыря. Работа московских изографов над стенописями Пре-
ображенского (Троицкого) собора в Вяземах и Благовещенского собора в Соль-
вычегодска. Тематический состав и стиль росписей. Возобновление монумен-
тальной живописи в Успенском и Архангельском соборах Московского Кремля
в середине XVII в. Желание представителей новой династии сохранить в храмах
сюжетно-тематический состав прежних росписей. Тяготение к художественным
формам и стилю довоенного времени в храмовых росписях 1-половины
ХЧIIв. Суздаля, Владимира, Ярославля, Кирилло-Белозерского монастыря.
Стенопись ярославской церкви Николы Надеина как первый пример настенной
росписи XVII в., исполненной на средства купеческой семьи. Совместная дея-
тельность в храме московских, ярославских и нижегородских иконописцев.
Программа росписи церкви Николы Надеина.

Иконопись.

Появление в иконописи новых форм дидактики и иконографических схем.
Влияние западноевропейской гравюры на иконографические основы древнерус-
ской иконописи. Композиционные и иконографические нововведения в иконах
псковских мастеров: «Четыре праздника», «Страсти Господни» и «Обновление храма Воскресения». Решения Стоглавого собора по вопросам иконописи. Дело
дьяка Висковатого. Полемическая направленность икон, иллюстрирующих нра-
воучительные рассказы-притчи. Икона «Цеп'.овь воинствующая». Изменение
пейзажных и архитектурных построений ' .онах житийного жанра. «Годунов-
ское» и «строгановское» направления в руссл,, иконописи конца XVI — 1-й трети
XVII в. Деятельность ведущих мастеров «строганов:> направления. Художе-
ственный строй образов Прокопия Чирина и Никифора Савина Работа Назария
Истомина над иконостасом кремлевской церкви Ризоположения. Формирование
царской школы иконописи при дворе Михаила и Алексея Романовых.

Искусство оформления книги.

Принципы изображения исторических событий в миниатюрах «Большого ле-
тописного свода». Нововизантийский стиль в оформлении рукописной книги.
Искусство печатной книги и гравюры. «Апостол» 1564 года и деятельность
Ивана Федорова Миниатюры лицевого Жития Сергия Радонежского.

Архитектура.

Деревянная церковная архитектура. Дворец в Коломенском. Строительные
работы в московском Кремле. Связь объемно-планировочной структуры Терем-
ного дворца с деревянными хоромами. Ослабление монументальности в каменных культовых постройках. Светский характер посадского церковного зодчест-
ва. Новые принципы планировки зданий. Конструктивные особенности москов-
ских храмов. Архитектурное решение церквей Рождества в Путинках и Троицы
в Никитниках. Строительная деятельность патриарха Никона. Историческое и
политическое значение возведения Нового Иерусалима. Архитектурный ан-
самбль новоиерусалимского Воскресенского монастыря. Роль изразцового де-
кора в. интерьере Воскресенсюго собора. Архитектура ростовского Митропо-
личьего дома. Купеческие храмы Ярославля. Сложение ярославсюй архитек-
турной школы. Черты, сближающие ярославские церкви с культовыми пос-
тройками XVI в. Обьемно-пространственное решение церкви Ильи Пророка
История формирования архитектурных ансамблей Кооовницкой и Толчковской
слобод и Николо-Мокринского прихода Типы ярославских колоколен. Граж-
данское строительство Пскова: Приказные палаты, палаты Поганкиных. Реализация новых архитектурных идей в столичном зодчестве конца XVII в. «Мос-
ковское барокко» и его стилистические особенности. Развитие ярусной компо-
зиции в творчестве Я.Г.Бухвостова. Использование западноевропейских образ-
ных средств в архитектурном решении церкви Знамения в Дубровицах. Созда-
ние монументальных общественных зданий светского назначения. Возведение
М.Чоглоковым Сухаревой башни.

Монументальная живописи

Западноевропейские иллюстрированные Библии и их значение для русского
искусства. Тематические циклы и иконографические особенности фресковых
изображений церкви Троицы в Никитниках. Художественные работы в Ростове
Великом. Творческий путь костромских изографов Гурия Никитина и Силы
Савина. «Деяния апостолов» в системе росписи Троицкого собора Ипатьевского
монастыря. Стенописи ярославских художников в Ярославле, Ростове, Троице-
Сергиевом монастыре, Вологде, Романово-Борисоглебске (Тутаеве). Роль Дмит-
рия Григорьева-Плеханова в развитии «столпового» монументального стиля в
русской живописи 2-й половины XVII в. Порядок расположения композиций и
фресковых циклов на сводах и стенах соборных храмов, расписанных ярослав-
ской артелью. Характер декорировки алтарных помещений. Угасание монумен-
тализма и усиление повествовательности в стенных росписях 1690-х гг. Стено-
пись церкви Иоанна Предтечи в Ярославле как памятник переходного периода

Иконописи.

Иконописная мастерская Оружейной палаты и ее роль в развитии русской
иконописи. Работа над иконами для кремлевских соборов. Состав нового ико-
ностаса Успенского собора. История развития высокого русского иконостаса.
Борьба в искусстве 2-й половины ХЧП в. прогрессивных и консервативных тен-
денций. Творчество Симона Ушакова. Эстетические взгляды С.Ушакова и
И.Владимирова Икона «Древо Государства Российского» и ее идейно-
политический смысл. Вопросы иконописания на церковном соборе 1666-
1667 гг. Ярославская школа иконописи и ее характерные признаки. Житийные
иконы Семена Спиридонова Холмогорца. Характер житийного повествования в
икочах Федора Зубова «Илья Пророк в пустыне» и «Иоанн Предтеча - Ангел
пустыни». Деятельность в Москве иностранных художников. Утверждение в
искусстве новых жанров и светских реалистических мотивов. Формирование
парсунного жанра. Отражение западноевропейской,художественной традиции в
искусстве московского иконописца Карпа Золотарева Признаки барокко в ху-
дожественном убранстве церкви Покрова в Филях.

Искусство оформление книги

Художественное оформление «Титулярника» и портреты государственных
деятелей ХЧ1-XVII вв. Бытовые темы в лицевой рукописи «Лекарство душев-
ное». Миниатюры «Толкового» (1678) и «Сийского» Евангелий.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Общие работы

Аверинцев С.С., Ершов С.А., Успенский ЛА. Икона древней Руси XI-ХП веков.
СПб., 1993.

Алленов ММ, Евангулова О.С., Лифшиц ЛИ. Русское искусство Х - начала ХХ века.
М., 1989.

Алпатов МВ. Древнерусская иконопись. М., 1974.

Алпатов MII., Родникова И.С. Псковски икона XIII-XVI веков. Л., 1990.

Асеев Ю.С. Архитектура древнего Киева. Киев, 1982.

Балдин В.И. Загорск. М., 1984.

Барская НА. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.

Emnaeoe АЛ Мосювское каменное зодчество конца XVI века. Проблемы художест-
венного мышления эпохи. М., 1996.

Белецкий ВД. Довмонтов город. Л., 1986.

Боброе Ю.Г. История реставрации древнерусской живописи. Л., 1987.

Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. Учебное пособие.
Л,: ЛИЖСА, 1891.

Бонарое Г.Н., Выголов В.П. Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск. М., 1979.

Брайцева О.И. Строгановские постройки рубежа ХУП-ХУП! веков. М., 1977.

Брюсова В.Г. Фрески Ярославля XVH - начала XVHI вка М., 1983.

Брюсова В.Г. Русская живопись XVH века. М., 1984.

Бычков В.В; Руссам средневековая эстетика ХI- M., 1992.

Вагнер Г.К Мастера древнерусской скульптуры. Рельефы Юрьева Польского. М., 1966.

Вагнер Г.К Скульптура Древней Руси. ХПвек Владимир. Боголюбово. М., 1969.

Вагнер ГК Белокаменная резьба Суздаля. Рождественский собор XHI века М., 1975.

Вагнер Г.К Проблема жанров в древнеруссюм искусстве. М., 1974.

Вагнер Г.К Ог символа к реальности. М., 1980.

Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнеруссюм искусстве. М., 1987.

Вагнер Г.К. Искусство мыслить в камне. М., 1990.

Взаимодействие древнерусской шперэгуры и изобразительного искусства Л., 1985.
(тодз л; Т. 38).

Вздорное Г.И. О живописи Северо-Восточной Руси ХП XV вековI/ Искусство. 1969.
гй 10.

Вздорнов ГИ. О понятиях «школэ» и «письма» в живописи Древней Руси // Искусство. 1972. 38. 6.

-
Взд~унов Г.И. Фресш Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде.
М., 1976.

Вздорнов Г.И. Искусство книги в Древней Руси. Руюписнм книга Северо-Восточной
Руси ХП -начала XV века. М., 1980.

Вздетое Г.И. История открытия и изучения руссюй средневековой живописи.
XIX век. М., 19&б.

Вздорное Г.И. Волотово. Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода.
М., 1989.

Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси ХП XV веков. Т. 1-2. М., 1961-1962.

Воронин НН. Владимир. Боголюбово. Юрьев-Польской. М., 1974.

Воронин Н.Н. Смоенскм живопись ХП-ХШ веков. М., 1977.

Воронин Н.Н., Ранпонорв ПА. Зодчество Смоленска. Л., 1979.

Ишсто~итохристианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994.

Вьтгеяое В.П. Архитектура Московской Руси середины ХЧ века. М., 1888.

Высадил С.А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. Киев, 1989.

Государотттештая Третьяковская галерея: Каталог собрания. Т. 1: Древнерусское искус-
ство Х - начала XV века М., 1995.

Греков А.П. Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалеве. М., 1987.

Данилова И.Е. Фрески Ферапонтова монастыря. М., 1970.

Демина Н.А. «Троица> Андрея Рублева М., 1983.

Дмитриевский собор во Владимире / Под ред. Э.С.Смирновой. М., 1997.

Древнерусское искусство. Bssasma и Древняя Русь: К 100-летию Андрея Николаевича
Грабара (1896-1990). СПб., 1999.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО

Программа для студентов курса

Факультета теории и истории искусств

Санкт-Петербург

2000

Программа подготовлена

Падагогом кафедры русского искусства

Кандидатом искусствоведения В. С. Шиловым

Программа утверждена на заседании

Кафедры русского искусства 29.06. 2000 г.

ВВЕДЕНИЕ

Своеобразие русского исторического процесса и отражение его в отечествен-
ной художественной культуре. Истоки древнерусского искусства. Языческие
верования восточных славян, балтийских и угро-финских народов. Киевский
«пантеон» князя Владимира Иконография и семантика древних изображений.
Византийская культура и византийская эстетика в системе духовных ценностей
русского народа Русское православие и его особенности. Двоеверие как специ-
фическое явление религиозной жизни русского общества. Современная художе-
ственная практика и проблема возрождения религиозного искусства.

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ИСКУССТВА

Изучение отечественного средневекового зодчества и вопросы реставрации.
Проблема сохранения памятников деревянной архитектуры. Первые исследова-
тели древнерусского искусства Русская иконографическая школа 2-й половины
XIX - начала ХХ в. Исторические реставрации XIX в. в храмах Киева и Влади-
мира. Разработка основ научной реставрации икон. Роль Академии художеств в
изучении произведений древнерусского искусства. Педагогическая и научная
деятельность В.А.Прохорова. Первые выставки древнерусских икон. Утвержде-
ние в отечественном искусствознании формально-стилистического метода.

Изучение древнерусского искусства после 1917 г. Национализация церковно-
го имущества. Создание Государственных реставрационных мастерских. Науч-
ные экспедиции по собиранию древних произведений. Развитие историко-
стилистического метода изучения средневекового художественного. наследия.
Крупнейшие музейные собрания древнерусского искусства. Памятники ' архи-.
тектуры и живописи, уничтоженные в 1930-е гг. и в годы второй мировой вой-
ны. Усиление интереса к отечественной истории в послевоенный период. Вос-
становление храмов Новгорода Деятельность археологов, реставраторов и ис-
кусствоведов в 1950-90-е гг..Центры изучения древнерусской художественной
культуры. Научные методы и задачи изучения средневекового русского искус-'
ства на современном этапе. Периодизация искусства Древней Руси и ее связь с
экономическим и политическим развитием русского общества.

ИСКУССТВО КИЕВСКОЙ РУСИ (конец IX- начало ХП века)

Образование единого государства со столицей в Киеве. Развитие феодальных
отношений, укрепление связей с Византией и Болгарией. Введение единой госу-
дарственной религии - христианства Характер взаимодействия византийских и
местных языческих традиций. Распространение письменности. Начало летопи-
сания. Византийские иболгарские. книги на Руси. Стиль монументального исто-
ризма в литературе и искусстве. Стремление русской церкви к правовой и идео-
логической автономии. Первые русские святые и значение ихканонизации.

Архитектура.

Строительная дальность князя Владимира в.Киеве. Гражданские и церков-
ные постройки из камня и дерева. Десяпшная церковь и проблема реконструк-
ции ее облика Принципы построения храма крестовокупольного типа Обьемнопространственные особенности Спасо-Преображенского собора в Чернигове.
Символика христианского храма.

Расширение и укрепление Киева при Ярославе. Конструктивные особенности
оборонительных сооружений. Строительная техника византийских зодчих Kом
позиционное и конструктивное решение Софийского собора Эволюция образа
Софии Премудрости в русской философии и иконографии. Данные архео<

Наши рекомендации