Публикации рубрики - Лингвистика. Страница: 13

На этой странице собрано около (~) 945 публикаций, конспектов, лекций и других учебных материалов по направлению: Лингвистика. Для удобства навигации можете воспользоваться навигацией внизу страницы.

Методы ПЛ. Общая характеристика

Что такое метод? Самое общее определение метода: «...Совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности». Все методы в ПЛ делятся на прямые и косвенные. В науковедении разделяются общие

Возникновение психолингвистики. Психолингвистика первого поколения.

Сам термин психолингвистика, по-видимому, впервые прозвучал в статье американского психолога Н. Пронко (1946). Как отдельная наука она возникла в 1953 году в результате межуниверситетского семинара, организованного в июне-августе

История развития ПЛ. ПЛ 1-ого и 2-го поколения.

Сам термин «психолингвистика», по-видимому, впервые прозвучал в статье американского психолога Н.Пронко (Pronko, 1946). Как отдельная наука она возникла в 1953 году в результате межуниверситетского семинара, организованного в июне –

Изучение псих. особенностей личности и общности людей, выражающихся в использовании определенных языковых и речевых средств.

ПЛ как наукаПсихолингвистика– это комплексная наука, которая относится к дисциплинам лингвистическим, поскольку изучает язык, и к дисциплинам психологическим, поскольку изучает его в определенном аспекте– как психический

Отношение «личность – язык и речь»

Личность – это индивидуальный психический облик человека, другими словами – неповторимая, но относительно устойчивая совокупность (взаимодействующих между собой) психических качеств индивида (его индивидуальных психических

Отношение «язык» – «восприятие»

Восприятие – это, как указывал Н.И.Жинкин, «процесс анализа наличного объекта» (81). Следует принимать во внимание, что восприятие, как и другие психические процессы (компоненты психики), тесно связано с личностью и другими

Роль языка и речи в психической деятельности

Роль языка и речи в онтогенезе психики и ее сформированном состоянии очень велика. Равно как велика и роль психики в усвоении и употреблении языка и формировании речевой способности. Возникновение (применительно к детям –

Психолингвистические единицы – структурные единицы речевой деятельности, выделяемые на основе психолингвистического анализа

Рассмотрение понятия «психолингвистические единицы» относится к важнейшим вопросам психолингвистической теории (119, 133). Само понятие единица, как уже указывалось выше, трактуется при этом в психолингвистике в соответствии с

Часть 4. Психолингвистическая характеристика текста как универсального знака языка и средства осуществления речевой коммуникации

Текст как сложное семантико-синтаксическое образование обладает рядом психолингвистических характеристик. К их числу относятся цельность (смысловая, структурная и композиционная целостность), а также смысловая и

Часть 3. Семантическая структура слова как знака языка

Слово – основной элемент и одновременно знак языка. Оно обозначает предметы, выделяет их признаки, обозначает действия, отношения между предметами, т. е. кодирует наш опыт. Эту основную роль позволяет выполнять его семантическая

Период Средневековья (V–XIV вв.) и эпоха Возрождения (XV–XVI вв.)

Ученых Средневековья в интересующем нас – процессуальном — аспекте изучения речи в основном занимал ее семантический компонент. Правда, речь изучалась чисто рационально, без исследования поведения конкретных людей или

Взаимоотношения психолингвистики и лингвистики

Помимо психологии, психолингвистика (а в рамках ее – теория речевой деятельности) теснейшим образом связана и со второй образующей ее наукой – лингвистикой. Лингвистика (языкознание) традиционно понимается как наука о языке –

Психолингвистика как наука о речевой деятельности

1. Когда появилась психолингвистика? 2. В чем различие между лингвистикой и психолингвистикой? 3. Сравните три определения психолингвистики. Какому вы отдаäèте предпочтение? 4. Назовите причины появления психолингвистики. 5.

Речь при акцентуациях и психопатиях

Речь человека при патологиях личности, сознания и высших психических функциях также является предметом изучения патопсихолингвистики. Еще в 1949 г. Г.Ципф показал наличие количественныe различий между текстами, написанными

Эксперименты с классификацией

Близки к задачам исследования по методике сосудистых реакций и методики, связанные с построение разного рода классификаций. Результаты этих экспериментов показывают когнитивные процессы — как человек выделяет признаки,

Тема 7. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ

РОЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА В ПСИХОЛИНГВИСТИКЕВопрос о необходимости эксперимента в науке о языке впервые поставил Л.В.Щерба, который полагал, что "выводить языковую систему, т.е. словарь и грамматику" можно из "соответственных

Тема 6. ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ

6.1. СЛОВО — ВЫСКАЗЫВАНИЕ — ТЕКСТ Традиционно объектом лингвистического анализа является слово и словосочетание. Слово представляет собой основную структурно-семантическую единицу языка, которая служит для именования

Механизм вероятностного прогнозирования

При восприятии речи реципиент проявляет активность, которая заключается в том, что он опирается на свой прошлый опыт (как речевой, так и неречевой), производит эквивалентные замены, осуществляет вероятностное прогнозирование.

Стохастическая модель порождения речи

Дж.Миллер и Н.Хомский исходили из того, что язык может быть описан как конечное число состояний. И, следовательно, речь можно описывать как такую последовательность элементов, где появление каждого нового элемента речевой цепи