Закономерности процесса овладения
правильным произношением звуков
В.И. Бельтюков рассматривал в своей работе «Системный подход к анализу процесса усвоения звуков речи детьми». (Бельтюков В.И., 1964) вопрос о существующих закономерностях овладения произношением звуков, писал, что они не определяются правилами внешнего стимула, а оказываются внутренними, присущими функции речедвигательного анализатора. Причем слуховой анализ не диктует своих закономерностей речедвигательному.
Автор выдвигает гипотезу о существовании филогенетической программы овладения произношением и констатирует, что код программы овладения произношением не бинарный, а триплетный. То есть звуки речи образуются не путем их противопоставления, перехода от грубых дифференцировок к более тонким, а наоборот путем перехода от средней артикуляции к двум крайним, то есть путем развертывания.
Характерным является то, что до перехода к крайним звукам средний по артикуляции звук выступает в качестве их заменителя. При этом средние по артикуляции звуки не всегда адекватны фонемам, составляющим систему языка, которой ребенок владеет.
Временные заменители, не адекватные русскому языку могут занимать не только среднее по артикуляции положение в какой-либо паре звуков, но и выстраиваться в цепочку, которая постепенно завершается образованием искомой фонемы.
Следует отметить, что в качестве временных заменителей могут выступать звуки, которые соответствуют русскому языку, так как они могут быть близки и в то же время менее сложны в артикуляции по сравнению с искомыми фонемами.
Система, характеризующая процесс усвоения звуков речи в сравнении с эталонной системой фонем имеет существенные различия: при овладении произношением на определенных этапах становления тех или иных звуков появляются их временные, не всегда адекватные заменители.
Поэтому система, отражающая процесс усвоения звуков дискретна. От эталонной она отличается содержанием значительно большего количества структурных элементов за счет временных заменителей, которые по характеристике не соответствуют русскому языку.
В данном процессе иерархичность элементов системы проявляется наиболее ярко. Триплетный код на деле означает, что те или иные пары звуков хранят в себе элементы следующих, которые выстраиваются в виде цепочек ветвей (крона своеобразного дерева).
Исходя из этого, можно выделить основные ступени появления звуков в речи.
Согласные звуки на первой ступени оказываются однородными по двум признакам: они являются смычными и полумягкими и, в свою очередь, формируют основу для 3 ветвей по месту артикуляции. Эти звуки делятся на:
- губно-губные
- язычно-альвеолярные
- язычные среднезадненебные
Из полумягких в разное время образуются твердые и мягкие. Применительно к одним смычным полумягким согласным твердые появляются раньше соответствующим им мягких, тогда как для других - мягкие опережают твердые. Так язычно-задненебные (непалатализованные) смычные согласные
появляются раньше язычно-средненебных (палатализованных). В таком же порядке, но со значительно большим разрывом образуются твердые и мягкие губно-губные согласные.
Иная картина у переднеязычных согласных: мягкие появляются с заметным опережением твердых.
Это свидетельствует о том что ступени иерархичности системы образования фонем зависят не только от легкости или трудности артикуляции, то есть от объективной сложности элементов этой системы. Важную роль также приобретают и следующие факторы.
Произносительная сторона речи базируется на более филогенетически ранних функциях речедвигательного анализатора: неречевые голосовые реакции, сосание, жевание.
Таким образом, ступени иерархичности системы формирования звуков зависят как от объективной сложности двигательных компонентов сопряженных с их артикуляцией, так и от субъективной трудности их реализации связанной с безусловно - рефлекторными проявлениями ребенка.
Также следует отметить, что для всех форм согласных звуков характерна следующая особенность. По мере продвижения вперед продолжительность ступеней или шагов, при переходе от заменителя к искомой фонеме увеличивается. Это объясняется двумя обстоятельствами.
1. речь - средство общения, для которого необходим определенный
оптимизм смыслоразличительных единиц-фонем. Необходимо их значительное
усвоение в начальном периоде.
2. степень объективной сложности двигательного компонента а также
степень трудности моторной их реализации связана с безусловно-рефлекторной
деятельностью ребенка.
Детальный анализ динамики овладения произношением свидетельствует о том, что лабильность для системы проявляется в основном в механических ее звеньях, которые оказываются не особенно перспективными для ее развития. Звуки речи в процессе их усвоения выстраиваются в определенные цепочки.
Звено системы образованной данной цепочкой должно быть более устойчиво, так как постепенный переход от одной артикуляции к другой определяется прочностью связи между элементами. Лабильность возникает, прежде всего, в тех звеньях системы, которые оказываются неперспективными в отношении ее развития. Что касается перспективных звеньев, то здесь проявляется известная жесткость отношений между элементами.
В заключение следует сказать, что принцип разветвления, который лежит в основе построения филогенетического дерева является универсальным принципом развития.
Функция речедвигательного анализатора развивается по присущим ей специфическим закономерностям. Алгоритм программы включает переход от простых артикуляций к все более сложным, обусловленный постепенностью развития речедвигательного анализатора. Определенное влияние на алгоритм овладения произношением оказывают разного рода безусловно-рефлекторные реакции.
Подтверждением сказанного может служить то обстоятельство, что подобная программа развития артикуляционной моторики свойственна также лепету, динамика становления которого в основном не зависит от речи окружающих. Это свидетельствует о том, что в процессе развития речи происходит как бы повторение тех этапов образования артикуляции звуков, которые уже имели место в лепете.
Однако преобладающее большинство не соответствующих русскому языку согласных, аналогичных лепетным, появляется снова и служит в качестве временных заменителей адекватных звуков при их постепенном формировании.
Итак, анализ процесса усвоения звуков речи детьми свидетельствует о том, что важнейшим отличием этой системы от эталонной является то, что:
- код программы овладения произношением триплетный
- звуки речи усваиваются путем перехода от средней артикуляции к
крайним, путем дихотомии.
- на определенных этапах становления появляются временные заменители
звуков, которые не соответствуют фонемам русского языка и которые в то же
время являются структурными элементами данной системы.
Усвоение слоговой структуры слов
Важной составляющей процесса овладения звукопроизношения является усвоение им слоговой структуры слова, так как с этим связана судьба разных звуков и сочетаний звуков.
Известно, что слова, состоящие из нескольких слогов, имеют своим центром ударный слог, характеризуемый наибольшей силой и четкостью произношения; к нему примыкают безударные слоги, обладающие меньшей силой. Для слоговой структуры русских слов характерно, что сила безударных слогов неодинакова.
Ребенок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова: в течение известного периода наблюдается пропуск (элизия) слогов. Главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других, является их сравнительная сила.
Ударный слог при произнесении слова маленьким ребенком, как правило, сохраняется.
А.Н. Гвоздев подчеркивал, что это особенно отчетливо сказывается в том, как сокращаются ребенком до одного слога двухсложные и трехсложные слова.
В двухсложных словах остается один ударный слог:
1) и тогда, когда ударение падает на конечный слог, т. е. слово состоит из
первого предударного и ударного:
«д'и» (иди), «к'и» (чулки), «кой» (открой);
2) и в тех случаях, когда ударение падает на первый слог, т. е. слово
состоит из ударного и заударного:
«бу» (булка), «па» (палка), «м'и» (мишка), «пла» (плачет).
В трехсложных словах остается один ударный слог при любом месте ударного; так:
1) когда ударение падает на конечный слог:
«ко» (молоко), «с'и» (принеси);
2) когда ударение падает на средний слог:
«п'е» (копейка);
3) когда ударение падает на первый слог:
«йа» (яблоко), «мА» (маленький).
Так же отчетливо пропуск слабейшего слога обнаруживается при сокращении до двух слогов трехсложного слова с ударением на последнем слоге:
«мак'и» (башмаки), «паг'и» (сапоги); и с ударением на первом слоге (но первый заударный является более слабым, чем конечный): «пупка» (пуговка), «фан'н'а» (холодно), «бат'и» (волосы).
Известным отступлением являются случаи, когда ударение падает на средний слог. Здесь обычно опускается первый слог, хотя нет оснований допускать, что произносимый конечный безударный сильнее первого предударного, например: «мага» (бумага), «бака» (собака), «гогу» (иголку). По-видимому, такое сохранение конечного безударного слога стоит в связи с тем, что он воспринимается последним, первый же слог оказывается заслоненным последующими слогами, а также с исключительным семантическим весом конца слова в русском языке, обладающем разнообразной системой флексий.
По времени усвоения, первым слоем слов можно признать односложные («н'а» — на, «д'ай» — дай, «т'ам» —- там) и двусложные, состоящие из повторения одного слога, причем оба слога произносятся с одинаково сильным ударением, например, «га-га, ам-ам, ба-ба» (бай-бай).
В самое раннее время появляются также двухсложные слова с одним ударением:
мама, баба, «л'ал'а» (ляля), «н'ига» (книга), «к'йс'ка», «п'ис'й» (пиши), «ба'да» (вода), «т'ан'й» (штаны).
Место ударения усваивается очень рано.
Анализируя начальный детский лексикон, А.Н. Гвоздев заметил, что в нем преобладают слоги согласный плюс гласный (открытые). Поэтому те из слов, которые содержат закрытые слоги, подвергаются модификации: конечный согласный может усекаться, и слог становится открытым: «ка-ка» (вместо кап-кап), «ня-ня» (вместо ням-ням). Закрывать слог ребенку легче всего с помощью []], поэтому в то же самое время он может свободно произносить «кай» (кар - в его лексиконе обозначение не только вороны, но и любой птицы, а также любого летящего предмета, даже листка бумаги).
Сокращая слова, дети тоже создают структуры с открытыми слогами: «де» -девочка, «талеба» - троллейбус. Бывают случаи, когда ребенок даже увеличивает число слогов в слове, бессознательно руководствуясь стремлением к созданию открытого слога: дом — «дёма».
Из закрытых слогов первыми появляются слоги, оканчивающиеся сонорными: «дём» (дом), «там», «кан» (стакан) и т.п. Другие конечные согласные могут до определенного времени отбрасываться: «неся» - и носик и ножик.
Когда ребенок минует пятидесятисловный барьер, закон открытого слога, как правило, перестает действовать. Появляются в конце слога (и слова) не только сонорные, но и шумные согласные: «нёс и гас» (нос и глаза).
Многие сочетания согласных (кластеры) трудны для детского произношения. В начальном лексиконе ребенка их почти нет. Если слово с трудным сочетанием согласных попадает в лексикон ребенка, оно обычно модифицируется.
Порядок сокращения групп согласных при модификации слов определяется их характеристиками по линии шумный - сонорный, а среди шумных - смычный - щелевой. Чаще всего сокращение происходит по следующей схеме. В сочетании сонорный + шумный устраняется сонорный (остается шумный): «Кука» (кукла), «девя» (деревья), «пате» (платье). В сочетании шумный щелевой + шумный смычный обычно остается смычный и устраняется щелевой: «десь» (здесь), «пать» (спать).
Выпадение согласного зависит и от его места в слове - группы звуков в начале слова сокращаются чаще, чем те же группы в середине слова.
Некоторые сочетания согласных не представляют сложности для детей и не сокращаются даже в начальный период «штурма» фонетики: [лк], [цк], [ск], [пк], [пц], [нт], [нд], [нг], [нк] и др.: «Колька» (корка), «сёцька» (щечка), «миська» (мишка), «дюндю» (сундук) и т. п.
В речи детей от года до двух лет наблюдается явление дистантной ассимиляции (уподобления) звуков, суть которого состоит в воздействии одного звука на другой, при котором происходит частичное (по активному органу или способу образования) или полное уподобление одного звука другому в пределах слова. Это явление распространено в речи детей в неодинаковой степени. Есть дети, в речи которых дистантная ассимиляция занимает серьезное место. Так девочка в 1год 10 месяцев говорила вместо Поля - «попа», вместо Надя - «наня», вместо Паша — «папа», вместо сосиска — «сиси», вместо нельзя — «неня» (одновременное сокращение кластера). (Цейтлин С.Н., 2000)
Дистантная ассимиляция может носить как прогрессивный, так и регрессивный характер. В большинстве рассмотренных примеров ассимиляция прогрессивная, кроме регрессивного преобразования слов лиса и сосиска.
Ассимиляция бывает и частичной, когда происходит частичное уподобление, например по активному органу или способу образования.
Внимание всех, кто прислушивается к речи детей, привлекает так называемый метатезис - перестановка звуков или слогов в слове. Механизм метатезиса не совсем ясен. Важно понять, почему подвержены метатезису определенные слова. Дети часто называют молоток - «мотолком», петушок -«пешутком», при этом один и тот же ребенок может в один и тот же день произнести слово и верно, и с перестановкой слогов.
Поскольку первые слова ребенка включают один, максимум два слога (чаще всего одинаковые и равноударные), многие слова с другой звуковой структурой,
попадая в начальный лексикон, подвергаются сокращению - слоговой элизии.
Главным механизмом, регулирующим сокращение слова, является его акцентная структура, то есть распределение слогов по месту в слове по отношению к ударению. Как уже говорилось различают ударные и безударные слоги, а среди последних - сильно редуцированные и слабо редуцированные.
В процессе сокращения слова играют роль и некоторые другие факторы, например степень употребительности слова, артикуляционные особенности согласных и др. Безусловно, сокращение слогов не происходит чисто механически: в один и тот же день ребенок может сократить до одного или двух слогов трехсложное слово и с легкостью произнести другое, имеющее аналогичную акцентную структуру.
Усвоение согласных звуков
Перейдем к вопросу об усвоении отдельных звуков. Только при наличии известного минимума словарного запаса можно судить о том, есть ли у ребенка данный звук в соответствии со звуком языка взрослых, или он замещается другими звуками, или, наконец, опускается.
Н.Х. Швачкин описывает порядок восприятия согласных фонем: сначала осознается различие между наличием/отсутствием согласного (бак-ак), затем -между сонорными и шумными согласными (бак-мак), после этого - между твердыми и мягкими (нук-нюк) и пр. Разграничение глухих и звонких согласных складывается достаточно поздно: на предпоследней стадии, хотя артикуляцией тех и других ребенок овладевает без особого труда. Последним усваивается различие между свистящими и шипящими (жак-зак). Постижение этого различия трудно для ребенка и в плане артикуляции. Н.Х. Швачкин также выявил еще одну особенность усвоения согласных звуков: когда ребенок приступает к активной словесной речи, то есть начинает сознательно артикулировать те или иные звуки, он уже практически владеет системой основных фонологических противопоставлений, свойственной его родному языку.
В начальный период часть звуков родного языка у ребенка имеется в наличии, при этом они всегда появляются в соответствии с тождественными им звуками языка взрослых; такие звуки и называются в дальнейшем усвоенными.
В науке в течение многих лет не затихают споры относительно того, какими факторами обусловлена последовательность появления звуков в речи детей: их ролью в организации основных фонологических противопоставлений (точка зрения Р. Якобсона), их артикуляционной сложностью (точка зрения А.Н. Гвоздева) или их так называемой перцептивной выпуклостью.
Не исключено, что все факторы в той или иной степени значимы: весомость звука в системе противопоставлений является глубинным механизмом, определяющим необходимость их постижения, но для вхождения их в продуктивную речь требуется, чтобы они были первоначально восприняты и осознаны (и тут перцептивно выпуклые звуки имеют преимущество). В качестве основного разрешающего момента, обеспечивающего возможность их вхождения в активную речь, выступает, несомненно, доступность артикуляционных операций при образовании звука.
У большинства детей следующий порядок усвоения согласных: губные появляются раньше язычных, твердые губные - раньше мягких губных, а мягкие зубные - раньше твердых; смычные раньше щелевых, свистящие - раньше шипящих. Подобный порядок наблюдается и в других языках мира - он универсален.
Характерно, что в лепете регистрируются те же закономерности, однако, приступая к словесной речи, ребенок вынужден снова пройти все эти стадии.
Подробнейший анализ последовательности усвоения звуков был проведен А.Н. Гвоздевым в речи сына Жени. К 1 году 9 месяцам (когда начались систематические наблюдения) в лексиконе Жени было 87 слов, что позволяло судить об освоении почти всех звуков родного языка. Отсутствовали только слова с мягкими [х1] и [к1] согласными. В репертуаре ребенка уже были следующие согласные:
смычные губные [б], [б1], [п], [п1], [м], [м']; смычные зубные мягкие [н1], [д1], [т1]; щелевые губные мягкие [с1], [л1], [л]; смычные задненёбные [к],[к1],[г];
примеров на [г'] не оказалось, но в следующем месяце этот звук уже был (неотмеченность звука не свидетельствует о том, что ребенок не в состоянии его произнести - [сц]);
задненебный глухой щелевой твердый [х], примеров на мягкий [х'],не оказалось, но звук этот был отмечен в следующем месяце. Отсутствовали:
губно-зубно щелевые [в], [в'],[ф], [ф1]; смычные зубные твердые [н], [д], [т] и аффриката [ц]; щелевые зубные твердые [с], [з], [л], мягкий [з1]; передненёбные шипящие: [ш], [ж], [шш1], [жж1], [ч1]; зубные вибранты [р], [р1].
Основные закономерности, представленные А.Н. Гвоздевым, были подтверждены материалами исследований других детей, которые проводил В.И. Бельтюков. Результаты обработки его данных показали следующее.
Разница в появлении, ротовых и носовых согласных — несущественна. Несущественной эта разница оказалась также в отношении звонких и глухих согласных. Разница в появлении других сравниваемых между собой групп звуков оказалась статистически существенной.
Твердые и мягкие согласные в отношении порядка появления их в речи делятся в основном на две группы: губные и переднеязычные (зубные). В последнем случае раньше появляются мягкие, а затем твердые согласные.
Значительно больший разрыв в порядке появления в речи обнаруживается между твердыми и мягкими губными согласными. При этом твердые согласные появляются раньше, чем мягкие.
При сопоставлении смычных и щелевых согласных обнаруживается, что первые появляются раньше вторых. Свистящие согласные появляются раньше соответствующих им шипящих.
Позднее, изучая причины усвоенности или неусвоенности того или иного звука, А.Н. Гвоздев пришел к выводу, что все дело в усвоенности или неусвоенности определенных артикуляционных работ, общих для всей группы неусвоенных звуков. Так, неусвоенность [в], [в'], [ф], [ф1] объясняется еще не выработавшимся умением создавать щель, необходимую для образования этих звуков, между верхними зубами и нижней губой. Неспособность поднять кончик языка (без поднятия передней его спинки) делает невозможным произнесение твердых [н],[д],[т],[ц],[с],[з],[л]. Сложен для всех детей механизм вибрации кончика языка, необходимый для произнесения [р] и [р1], а также работа по поднятию передней части языка к переднему нёбу - [ш], [ж], [шш1], [жж1], [ч!]. (Гвоздев А.Н., 2007)
Для всех детей можно отметить общие закономерности; губные усваиваются раньше, чем язычные, взрывные - раньше, чем щелевые. Последнее объясняется тем, что произнести звук в момент размыкания органов речи намного проще, чем в течение некоторого времени держать органы речи приближенными друг к другу для образования щели, необходимой для прохода воздушной струи. Те звуки, которые ребенок еще не в состоянии произнести, он либо пропускает, либо (чаще) заменяет другими.
Усвоение групп согласных
Со структурой слога связано сокращение групп соседних согласных. Наиболее простую структуру слога представляет сочетание согласного и гласного, так что в слове происходит попеременное произношение согласных и гласных, выражающееся в чередовании смыкания и размыкания рта.
Особенность передачи ребенком согласных групп состоит в том, что вместо двух согласных ребенок произносит один, а другой опускает, тогда как в иных
условиях этот опускаемый звук произносится или заменяется другим звуком; в группах из трех согласных сокращение выражается в произношении одного или двух звуков.
Сокращение групп согласных отличается едва ли не наибольшей последовательностью по сравнению с другими явлениями фонетики. Главным образом это относится к способам сокращения групп согласных.
Основной принцип сокращения групп согласных состоит в том, что сохраняется более узкий звук, а опускается более широкий. Это дает возможность наметить следующие категории согласных: (Гвоздев А.Н., 2007)
1) наиболее широкие звуки - нешумные [й], [р], [л], [в];
2) среднее место занимают фрикативные шумные [ф], [с], [з], [ш], [ж], [х];
3) наиболее узкие - смычные звуки.
А.Н. Гвоздев в своей работе провел статистический анализ сокращения групп согласных и привел сводку сокращения групп из двух звуков, как наиболее многочисленных.
Так, в группе, состоящей из нешумного и фрикативного шумного (или с обратной последовательностью), шумный звук в начале слова - «з'ал» (взял), «с1 инка» (свинка) - сохраняется в 41 случае (68%), нешумный - в 19 случаях (32%); в середине слова шумный - «бас'ой» (большой), «мае'а» (масло) -сохраняется в 43 случаях (96%), нешумный - в 2 случаях (4%).
В группах, состоящих из смычного и фрикативного звуков, смычный в начале слова, например «дугуйу» (другую), сохраняется в 174 случаях (95%), фрикативный в 10 случаях (5%); смычный в середине слова, например «с'ок'у» (свеклы), сохраняется в 80 случаях (92%), фрикативный - в 7 случаях (8%).
В группах, состоящих из фрикативного и смычного (обратный порядок к только что указанным группам), смычный в начале слова, например, «пат1» (спать) сохраняется в 104 случаях (92%); фрикативный — в 9 случаях (8%); в середине слова смычный, например «кат'ука» (катушка), сохраняется в 125 случаях (89%), фрикативный — в 16 случаях (11%).
В группах, состоящих из двух смычных, заметно колебание в способах сокращения, это может объясняться равенством широты затвора у обоих звуков. Колебание сказывается в том, что одна и та же группа, даже одно и то же слово, сокращается по-разному, например: «ка м'ё» или «ка н'ё» (ко мне), «ко» или «то» (кто).
Как видно из цифровых данных, в некоторых случаях способ сокращения отступает от указанных здесь норм, вследствие чего процент «нормальных» сокращений не достигает 100. Но это, по-видимому, находится в зависимости от особых условий. Так, большое количество отступлений падает на группы, оба звука которых — одного и того же места образования, благодаря чему артикуляция одного непосредственно переходит в артикуляцию другого. Сюда относятся такие группы: [дл], [тр], [ст], [зл], [ел], [шл], [лс], [лз];при сокращении их наблюдается колебание и довольно часто сохраняется более широкий звук.
Основываясь на данные А.Н. Гвоздева можно сделать следующие выводы.
Во-первых, определенная группа звуков не появляется то в сокращенном, то в несокращенном виде, а передается в разных словах одинаково: или все время отмечается несокращенной, например, [пл], [кл] (в начале слова: «кл'уц1» —-ключ), или сокращается до определенного возраста, например, [ск], [ст], (в начале слова: «кам'ёка» — скамейка).
Во-вторых, усвоение групп согласных в начале и в середине слова проходит не параллельно. Сначала группы со вторым смычным звуком в начале слова являются все без исключения сокращенными; в середине слова эти группы с самого раннего возраста ребенка (до двух лет) отмечаются в большинстве своем несокращенными. Различна и судьба групп из взрывного и плавного звуков. Следовательно, для усвоения групп согласных начало слова представляет особые фонетические условия по сравнению с положением в середине слова; отличие этих положений состоит, по-видимому, в том, что согласные в начале слова входят в один слог, тогда как в середине слова они могут распределяться между двумя слогами.
В-третьих, порядок усвоения групп согласных находится в зависимости от артикуляционных особенностей звуков, составляющих эти группы. Этапами усвоения было одновременное появление нескольких групп, звуки которых родственны по способу образования. Так, в середине слова намечается (в самом суммарном виде) такая последовательность появления групп:
1) из двух смычных к 1 году 9 месяцам;
2) из фрикативного и смычного к 2 годам;
3) из смычного и фрикативного к 2 годам 1 месяцу;
4) из двух фрикативных к 2 годам 5 месяцам.
Усвоение гласных звуков
Артикуляционные характеристики гласных строятся, как известно, на основании двух главных признаков: степени подъема языка и степени продвинутости языка вперед или назад. По степени подъема языка разграничиваются гласные нижнего подъема, при произнесении которых язык занимает самое низкое положение в полости рта - [а], гласные высокого подъема, при образовании которых язык занимает самое высокое положение в полости рта - [и], [ы], [у], и гласные среднего подъема, занимающие промежуточное положение между двумя указанными типами — [э] и [о]. Гласные нижнего подъема называют также широкими, а гласные верхнего подъема - узкими. По степени продвижения языка в переднюю или заднюю часть ротовой полости разграничивают гласные переднего ряда [и] и [э], заднего ряда [у] и [о], а также смешанного, или среднего ряда [ы] и [а].
Первым в процессе онтогенетического развития формируется противопоставление по подъему языка, причем гласный нижнего ряда -максимально открытый, широкий звук [а], противопоставляется узким звукам, гласным верхнего подъема, все остальные гласные на данном этапе не
дифференцированы.
Затем формируется противопоставление по ряду: гласные переднего ряда, еще не отделяемые друг от друга и как бы составляющие единый звук [и/э], противопоставляются гласным заднего ряда, также пока не дифференцируемым [у/о]. На этом этапе ребенок может, например, разграничить на слух «бэк» и «бок», но не может разграничить «бик» и «бек» или «бок» и «бук». Последним формируется противопоставление гласных верхнего и среднего подъема, то есть [э] отделяется от [и], [у] от [о]. Любопытно, что появление фонем в продуктивной речи такое же: сначала, как правило, появляется [а] (недаром этот звук присутствует в самых первых детских словах), затем все другие гласные. Гласные [э] и [и], а также [у] и [о] разделяются в последнюю очередь. Ребенок может произносить то «гусь», то «гось», то нечто среднее между «гусь» и «гось». Подобным образом варьируется, например произношение слов игрушки (то «глёски», то «глюски») и блюдо (то «блюдо», то «блёдо»). Такая же неопределенность наблюдается и при произнесении слов спичка и печка. Оба они произносятся одинаково - «лецка», «лицка» с колебанием в сторону то [и], то [э]. Такая согласованность в последовательности восприятия фонематических различий между звуками и порядком их усвоения наблюдается лишь в области гласных, в области согласных такого совпадения, как показано в исследованиях В.И. Бельтюкова нет.
В начальном детском лексиконе обычно присутствуют все гласные звуки, кроме [ы] который обычно заменяется звуком [и]. А.Н. Гвоздев пишет, что к 1 году 9 месяцам у Жени «Среди гласных являются усвоенными:
1) разновидности широкого [а]: мама, «бад'а» (вода), «с'ас'а» (Саша);
2) средние звуки [о], [е]: «кот'а» (котик), «д'ом» (дом), «м'есс'а» (месяц);
3) узкие звуки [и], [у] тоже существуют, но иногда замещаются средними [е], [о]: «н'ига», «уха» (ухо), «бух», а также звук, средний между [и] и [е], и
средний между [о] и [у]. Отсутствует узкий звук [ы]: «с'ин'» (сын), «м'ис'ка»
(мышка), «бис'» (брысь)». (Гвоздев А.Н., 2007).
Замещение отсутствующих звуков
Явление замены одного звука другим носит название субституции. Субституция - естественный процесс, без которого невозможно овладение звуковой системой родного языка. Общее правило замещения отсутствующего звука было сформулировано А. Н. Гвоздевым, который отмечал, что чаще всего на месте отсутствующего звука возникает звук, наиболее тождественный по артикуляционным свойствам, более всех к нему приближающийся.
Так, твердые переднеязычные согласные в самом начальном периоде заменяются мягкими: «нега» (много), «тям» (там), «кася» (каша), «неть» (нет), «кале» (галоши) и т. п. Единственный переднеязычный щелевой звук [с'] в самом начальном периоде заменяет все щелевые переднеязычные: «сюп» (суп), «сенть» (зонт), «Сеня» (Женя), «иси» (ищи), «доссик» (дождик). Звонкий взрывной может замещать [в]: «бадя» (вода), «дебацка» (девочка), «Баля» (Валя). Чаще всего замещающий звук совпадает с замещаемым по активному действующему органу, т.е. губные заменяются губными, переднеязычные - другими переднеязычными и т.п.
В ряде случаев, осваивая произношение какого-либо звука, ребенок переходит от одного субститута к другому, все более приближаясь к нормативному произношению. Замена одного субститута другим или появление на месте субститута замещаемого им звука не происходит одномоментно. В течение определенного периода наблюдаются колебания, иногда можно заметить кратковременное возвращение к прежнему состоянию.
В период колебаний иногда регистрируется следующее явление - ребенок может снова заменять уже, казалось бы, прочно усвоенный им звук, который служил какое-то время субститутом неусвоенного звука, на тот самый звук, который был раньше замещаемым. Женя Гвоздев, в течение некоторого времени заменявший [ш] на [с] осваивая произнесение [ш], стал заменять им [с], то есть говорить «шуда» вместо сюда и «ширость» вместо сырость. Это явление хорошо знакомо логопедам и получило в логопедических работах название
гиперкоррекции. Например, дети, которые под руководством логопеда овладели звуком [р], часто начинают его употреблять на месте [л], если [л] до этого являлось субститутом [р], то есть говорят «рампа» вместо лампа.
Неоднократно замечалось, что, чем раньше слово попало в лексикон, чем чаще употреблялось в не соответствующем норме виде (то есть с субститутом), тем труднее ребенку преобразовать его звуковой вид, приблизив к нормативному. Работа по вытеснению субститутов не является чисто механической - то обстоятельство, что слово как знак уже приобрело в сознании ребенка определенный, достаточно прочный «моторный» облик (перцептивный облик может и не совпадать, как в случае с Марина-Малина), чрезвычайно существенно, и ребенок не склонен так легко с ним расстаться. Известно упорство детей по поводу произношения усвоенных ими в искаженной звуковой форме слов. Некоторые из них в таком виде существуют долго, хотя в аналогичных фонетических условиях дети легко произносят нужный звук. Это лишний раз демонстрирует знаковый характер речевой деятельности (кисель — «кисень», колбаска - «колдаска», трамвай - «трамбай»).
От субституций следует отличать искажения звуков, неизбежные в детском возрасте, под которыми обычно понимают отклонения от нормативного произнесения, не нарушающие опознаваемости звука и не приводящие к смешению его с другим звуком (другой фонемой), Некоторые из этих искажений в речи отдельных детей устойчивый характер и требуют логопедического вмешательства, например межзубное произнесение шипящих и свистящих звуков, велярное и увулярное произнесение [р] и т. п. Эти проблемы традиционно включаются в область логопедической, а не лингвистической науки.
Итак, система субституций базируется главным образом на артикуляционном родстве звуков, в первую очередь на группировке их по месту образования, реже по способу образования.
Важной особенностью передачи ребенком звуков в начальный период является неустойчивость артикуляции в произношении звуков; она простирается до того, что даже в одном слове, произнесенном несколько раз подряд, на месте одного звука чередуется несколько звуковых вариантов; сюда относятся: (Гвоздев А.Н., 2007)
1) чередование звонкого и глухого: банка - «банга»;
2) смычного и фрикативного: «п' ит' - п' ис'»;
3) смычного и аффрикаты: «мат' ик' - мац' ик'и» (мальчики);
4) аффрикаты и фрикативного: «соц' ка - сое1 ка» (щечка).
Объяснение этого явления рассматривается как несогласованность
артикуляционных работ, из которых слагается звук. Так, при правильном воспроизведении остальных работ:
1) может отсутствовать работа голосовых связок (глухой вместо звонкого)
или она присоединяется, где не следует (звонкий вместо глухого);
2) один способ образования сужения может заменяться другим
(чередование смычного, аффрикаты и фрикативного). Во всех указанных случаях
чередующиеся звуки оказываются одного места образования, что говорит о том,
что локализация звука является первичным элементом.
Несогласованность артикуляционных работ объясняет, с одной стороны, редкие и непоследовательные случаи появления звонких вместо глухих и наоборот или смычных вместо фрикативных и наоборот; с другой — появление второстепенных субституций звука наряду с основной, так как второстепенная субституция отличается от главной способом образования (фрикативный вместо смычного: [с1] вместо [т']; взрывные вместо аффрикаты: [т'], [д'] вместо [ц]).
В то же время это свидетельствует о том, что в данный ранний период у ребенка еще отсутствуют строго разграниченные фонемы, он еще оперирует звуками, характеризующимися неустойчивостью отдельных компонентов.
Характерной чертой раннего произношения, свидетельствующей о том, что детям далеко не сразу удается найти нужную артикуляцию, является употребление ими звуков, отсутствующих в языке взрослых.
Произносимые ребенком звуки не совсем точно воспроизводят соответствующие им звуки взрослых. Так, вместо мягких согласных произносятся полумягкие разных оттенков; зубные взрывные оказываются более задними, чем в русском языке, [с] произносится шепеляво; на месте узких гласных [и] и [у] встречаются звуки, средние между [и] и [е], между [у] и [о] («п'и'ц'ка» - спичка, «го'с1» - гусь).
Появление новых звуков
Для уяснения того, как ребенок усваивает новые звуки, надо рассмотреть отдельно следующие вопросы: 1) как вырабатываются нужные для них артикуляции, 2) как происходит распространение вновь появляющихся звуков в словах детского языка, 3) какова последовательность и группировка в появлении новых звуков.
Как пишет А.Н. Гвоздев, уклады органов речи и артикуляционная работа, необходимая для нового звука, не появляются сразу в сложившемся виде, а вначале наблюдается образование ряда звуковых вариантов, лишь приближающихся к усваиваемому звуку.
Для детей особенно характерна группа таких звуковых вариантов, которые представляют переходный звук между субститутом и новым звуком. Так, например у Жени Гвоздева при усвоении твер