Составитель Григоренко Н.Ю., к.п.н., доцент

Тема 2.

Основные закономерности нормального речевого

2.2. Периодизация развития детской речи

(на основе работ А.Н. Гвоздева, Н.С. Жуковой, М.М. Кольцовой, Р.Е. Левиной, А.А. Леонтьева и др.).

Речь не является врожденной способностью, а усваивается в онтогенезе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Она играет огромную роль в жизни человека. Развивающаяся речь выступает в начале, как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления и выражения мыслей, организует деятельность и поведение человека (А. Р. Лурия, 1956; Л.С. Цветкова, 1972, А.В.Запорожец 1980; Л.С. Выготский, 1983; и др.).

Общеизвестно, что развитие речи тесно связано с общим психическим развитием ребенка. Базовыми предпосылками для этого являются следующие: коммуникативная направ­ленность общения; интерес ребенка к окружающему миру; слуховое внимание и восприятие; развитый фонематический слух; согласованное взаимодействие нескольких ведущих анализаторов; готовность артикуляционного аппарата; раз­витие основных функций речи. Формирование этих предпо­сылок и определяет содержание основных задач, имеющих коррекционную направленность при обучении дошкольни­ка с неярко выраженными отклонениями в развитии.

Кроме того, обязательно учитываются закономерности и последовательность формирования речевых функций и ви­дов речи в ситуации нормального развития: номинативная, коммуникативная, ситуативная, контекстная, внешняя и внутренняя, а также последовательность формирования струк­турных уровней речи в онтогенезе: фонетического, граммати­ческого и лексического.

В литературе вопросам поэтапности становления речи при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В монографии А.Н. Гвоздева, в работах Г.Л. Розенгард-Пупко, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Н.Х. Швачкина, В.И. Бельтюкова и др. подробно описано становление речи у детей начиная с самого раннего детства.

Эти авторы с разных позиций рассматривают и определяют этапы речевого развития. Например, А.Н. Гвоздев подробно изуча­ет последовательность усвоения ребенком частей речи, структур предложений, характер их грамматического оформления. В зави­симости от этого он предлагает свою периодизацию.

Г.Л. Розенгард-Пупко рассматривает 2 этапа формирования речи: до 2-х лет — подготовительный; от 2-х лет и далее — этап самостоятельного становления речи.

Опираясь на исследования А.А. Леонтьева, можно условно выделить ведущие периоды речевого развития и в каждом из них определить ту симптоматику, которая должна настораживать педа­гога в процессе общения с ребенком.

Чиркина Г.В. подробно описывает четыре этапа онтогенеза речи:

1-й — подготовительный (с момента рождения — до года);

2-й — преддошколъный (от года до 3 лет);

3-й — дошкольный (от 3 до 7 лет);

4-й — школьный (от 7 до 17 лет).

[Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. Ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005. – 240с.]

Рассмотрим 1 и 2 этап подробно.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Ребенок появляется на свет, и свое появление он знаменует кри­ком. Крик — первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плач ре­бенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.

Поэтому, если в разделе «анамнестические данные» указывает­ся, что ребенок родился в асфиксии и сразу не закричал, то эта информация уже может быть важным диагностическим симптомом для логопеда.

Период «гуления» отмечается у всех детей. Уже в 1,5 месяца, а затем — в 2-3 месяца голосовые реакции ребенок проявляет в воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм, бльг у-гу, бу и т.д. Именно они потом явятся основой для становления членораздель­ной речи. «Гуление» у всех детей народов мира одинаково.

В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются но­вые, типа гн-агн, ля-аля, рн и т.д. Ребенок в процессе «гуления» как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по несколь­ко раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удоволь­ствие. Гулит ребенок тогда, когда он сухой, выспавшийся, накорм­лен и здоров. Если рядом находится кто-то из родных и начинает «разговаривать» с малышом, тот с удовольствием слушает звуки и как бы «подхватывает» их. На фоне такого положительного эмоци­онального контакта малыш начинает подражать взрослым, пытает­ся разнообразить голос выразительной интонацией.

Чтобы развить навыки «гуления», маме рекомендуется и так называемое «зрительное общение», во время которого ребенок всмат­ривается в мимику взрослого и пытается воспроизводить ее. В сво­их работах О.И. Тихеева сравнивает ребенка в период «гуления» с музыкантом, настраивающим свой инструмент.

При нормальном развитии ребенка «гуление» постепенно перехо­дит в лепет. В 7—8,5 месяцев дети произносят слоги типа баба, дя-дя, де-да и т.д., соотнося их с определенными окружающими людьми. Лепет — это не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определенными лицами, предметами, действиями. «Ма-ма» (мама) — говорит ребенок, и это относится именно к маме. В процессе общения со взрослыми ребенок постепенно пытается подра­жать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить звуковые элементы звучащей речи окружающих. В 9—10 месяцев расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается по­вторить за взрослыми.

В 8,5—9 месяцев лепет носит модулированный характер с раз­нообразными интонациями. Но не у всех детей этот процесс одно­значен: при снижении слуховой функции гуление «затухает», и это нередко является диагностическим симптомом. Так, если на кон­сультацию приводят ребенка безречевого в 2,5-3 года, который не по­нимает обращенную к нему речь и не говорит, важно выяснить не про­падало ли у него «гуление» в раннем возрасте. В подобных случаях необходимо обязательно сделать ему аудиограмму.

В исследованиях специалистов по лингвистике детской речи оп­ределена основная последовательность ее формирования: от стадии лепета до 7 лет (А.Н. Гвоздев, Е.И. Исенина, Н.И. Лепская, С.Н. Цейт­лин, A.M. Шахнарович).

ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

В этот период расширяется объем лепетных слов, используе­мых ребенком. Данный этап характеризуется повышенным внима­нием ребенка к речи окружающих, усиливается его речевая актив­ность. Употребляемые ребенком слова многозначны: одновременно одним и тем же лепетным сочетанием ребенок обозначает несколь­ко понятий: «бах» — упал, лежит, споткнулся; «.дай» — отдай, принеси, подай; «биби» — идет, лежит, катается, машина, само­лет, велосипед.

После полутора лет наблюдается рост активного словаря детей, появляются первые предложения, состоящие из аморфных слов-корней:

— Папа, ди (папа, иди).

— Ма, да кх (мама, дай кису).

Как показывают исследования, дети не сразу овладевают пра­вильной речью: одни явления языка усваиваются раньше, другие позже. Это объясняется тем, что чем проще по звучанию и структуре слова, тем они легче запоминаются детьми. В этот период особенно важную роль играет совокупность следующих факторов:

а) механизм подражания словам окружающих;

б) сложная система функциональных связей, обеспечивающих
осуществление речи;

в) благоприятные условия, в которых воспитывается ребенок
(доброжелательная обстановка, внимательное отношение к
ребенку, полноценное речевое окружение, достаточное обще­
ние со взрослыми).

Анализируя количественные показатели роста лексического за­паса детей в этом возрасте, можно привести следующие данные: полтора года — 10—15 слов, к концу второго года — 30 слов, к трем годам — примерно 100 слов.

Таким образом, в течение полутора лет происходит количествен­ный скачок в расширении словаря детей.

Характерным показателем активного речевого развития детей на этом этапе является постепенное формирование грамматических категорий.

Можно выделить в этот период этап «физиологического аграмматизма», когда ребенок пользуется в общении предложениями без соответствующего грамматического оформления их: «Ma.ua, дай кука» (Мама, дай куклу); «Вова нет тина» (У Вовы нет маши­ны).

При нормальном речевом развитии этот период длится всего не­сколько месяцев и к 3 годам ребенок самостоятельно употребляет наи­более простые грамматические конструкции.

Многие родители оценивают речевое развитие своего ребенка толь­ко по степени правильности звукопроизношения. И в этом они ошиба­ются, поскольку показателем становления детской речи является сво­евременное развитие у ребенка способности использовать свой лекси­ческий запас в разных структурах предложений. Уже в 2,5-3 годам дети пользуются трех-четырехсловными предложениями, используя частичные грамматические формы {иди — идет — идем — не иду; кукла — кукле — куклу).

В 1-3 года ребенок многие звуки родного языка переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это объясня­ется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем восприятия фонем. Но характерным для это­го периода является достаточно стойкое воспроизведение интона­ционно-ритмических, мелодических контуров слов, например: касянав (космонавт), пиямида (пирамида), итая (гитара), тита-ясъка (Чебурашка), синюська (свинюшка).

Как отмечает Н.С. Жукова, «с момента появления у ребенка возможности правильно строить несложные предложения и изме­нять слова по падежам, числам, лицам и временам происходит качественный скачок в развитии речи».

Таким образом, к концу преддошкольного периода дети об­щаются между собой и окружающими, используя структуру про­стого распространенного предложения, употребляя при этом наи­более простые грамматические категории речи.

Родители и воспитатели должны быть информированы о том, что наиболее благоприятный и интенсивный период в развитии речи ре­бенка падает на первые 3 года жизни. Именно в этот период все фун­кции центральной нервной системы в процессе их естественного формирования наиболее легко поддаются тренировке и воспитанию. Если условия развития в это время неблагоприятны, то формирование ре­чевой функции настолько искажается, что в дальнейшем не всегда удается в полном объеме сформировать полноценную речь.

В три года практически заканчивается анатомическое созрева­ние речевых областей мозга. Ребенок овладевает главными грамма­тическими формами родного языка, накапливает определенный лек­сический запас. Поэтому, если в 2,5—3 года ребенок общается только с помощью лепетных слов и обрывков лепетных предло­жений: гаки (глазки), ноти (ножки), око (окно), дев (дверь), ути (руки); да тина (дай машину) — необходимо немедленно про­консультировать его у логопеда, проверить физиологический слух и организовать коррекционные занятия в условиях ясельной или дошкольной логопедической группы. Оставлять без специальной помощи такого ребенка нельзя, т.к. будет упущен самый благо­приятный период в его речевом развитии.

ДОШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

Этот период характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Нередко наблюдается качественный скачок в рас­ширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользовать­ся всеми частями речи, постепенно формируются навыки словооб­разования.

Некоторые авторы выделяют этап детского словотворчест­ва, повышенного интереса к языковым явлениям и обобщениям (Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин и др.). Процесс усвоения языка про­текает так динамично, что после трех лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грам­матически правильно построенных простых предложений, но и многих видов сложных предложений, с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, тот... который и т.д.):

— Я нарисую Тамусю зеленкой, потому что она все время болеет.

— Около ушек у меня волосики будут длинные, так как это мои завлекалочки.

— Мы все превратимся в сосульки, если подует злой и серди­тый ветер.

В это время активный словарь детей достигает 3-4 слов, форми­руется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями, совершенствуются процессы словоизменения.

В возрасте пяти-шести лет высказывания детей достаточно про­странные, улавливается определенная логика изложения. Нередко в их рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.

В дошкольный период наблюдается достаточно активное ста­новление фонетической стороны речи, умение воспроизводить сло­ва различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого-то из детей и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов. При этом достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного «поучить» его правильно произносить это слово, и он быстро введет это новое слово в самостоятельную речь.

Развивающийся навык слухового восприятия помогает контро­лировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. В этот период формируется языковое чутье, что обес­печивает уверенное употребление в самостоятельных высказывани­ях всех грамматических категорий. Если в этом возрасте ребенок допускает стойкий аграмматизм (играю батиком — играю с брати­ком; мамой были магазине — с мамой были в магазине; мяч упал и тоя — мяч упал со стола и т.д.), сокращения и перестановки слогов и звуков, уподобления слогов, их замены и пропуск — это является важным и убедительным симптомом, свидетельствующим о выраженном недоразвитии речевой функции. Такие дети нужда­ются в систематических логопедических занятиях до поступления их в школу.

Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

Уровень развития фонематического слуха позволяет им овла­деть навыками звукового анализа и синтеза, что является необхо­димым условием усвоения грамоты в школьный период. Как отме­чал А.Н. Гвоздев, к семи годам ребенок овладевает речью как пол­ноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребенок воспитывается в нормальном речевом и социальном окружении).

ШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Продолжается совершенствование связной речи. Дети сознатель­но усваивают грамматические правила оформления свободных выс­казываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь.


Г.М. Богомазов [Богомазов Г.М. Возрастная фонология (двухуровневая фонологическая система и ее роль в формировании чутья и грамотности учащихся 1-6 классов). – Москва-Ярославль: МГПУ-Рамдер, 2005. – 320с.], рассматривая становление фонетической стороны речи и фонологической системы языка, выделяет два основных периода:

Ø дословесный и

Ø словесный.

Первый период – дословесный – начинается с рождения ребенка и заканчивается произнесением первого слова.

Второй период – словесный – начинается с произнесения первого слова и заканчивается усвоением последнего звука (фонемы). У разных детей он отличен по длительности, например, подмечено, что девочки в плане овладения речью опережают мальчиков. В целом же второй период начинается где-то с 1,5-2 лет, а заканчивается в поздний до­школьный период, т.е. в возрасте 5-6 лет.

Наши рекомендации