Цели и задачи курса «Психолингвистика»

Психолингвистика

Для специальностей

050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология»

050715. 65 «Логопедия»

Согласовано: Учебно-методическая комиссия факультета: «___» _____________20 г. __________________   Рекомендовано кафедрой: Протокол № 1 «30» января 2008 г. Зав. кафедрой Подюков И.А.    

Рецензент - С.С.Шляхова,доктор филол.наук., профессор кафедры общего языкознания

Автор-составитель: Доценко Тамара Ивановна,кандидат филол. наук, доцент кафедры общего языкознания

Учебно-методический комплекс «Психолингвистика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по
специальностям 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» и 0507015.65«Логопедия».

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин специализации (ОПД.Ф. 14)и является обязательной для изучения.

Согласовано с деканом филологического факультета:

Декан ____________________________ М.П.Абашева

Директор библиотеки ______________ Г.М. Подгорных

СОДЕРЖАНИЕ

I Рабочая программа дисциплины................................... ……………………………… 1. Цели и задачи изучения дисциплины................................................................... 2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины .................................. 3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля.......... … 3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы.................................................... 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы................................ 4. Содержание курса................................................................................................. 5. Темы практических и/или семинарских занятий............................................ 6. Лабораторные работы (лабораторный практикум)............................... ………. 7. Тематика контрольных работ/рефератов и методические указания по их выполнению..................................................................................... …… 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.................................. …… 8.1. Список литературы.......................................................................................... 8.2. Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплины.................................................................................................. ……… 8.3. Методические указания студентам.............................................................. 8.4. Методические рекомендации для преподавателя......................................... II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения зачета Вопросы к зачету


Цели и задачи курса «Психолингвистика»

Цель курсасостоит в том, чтобы сформировать у студентов систему научных знаний о речевой деятельности человека.

Задачи курса:

· определить предмет психолингвистики и обозначить актуальные на сегодняшний день перспективы его развития;

· охарактеризовать междисциплинарные связи психолингвистики;

  • познакомить с экспериментальными методами исследования речевой деятельности;
  • сформировать знание теоретических основ речевой деятельности и выявить возможности их практического применения;
  • сформировать навыки анализа детской речи в норме и патологии.

2.Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения курса «Психолингвистика» студент должен:

· иметь представление о современном состоянии психолингвистики и перспективах ее развития в соотношении с проблематикой психологии и лингвистики;

· знать основы теории речевой деятельности и онтолингвистики;

· овладеть основными экспериментальными методиками исследования речемыслительной деятельности;

· уметь разграничивать факты детской речи как разговорной от фактов недоразвития речи и сбоев в работе речевого механизма;

· приобрести навыки анализа речевого материала на базе теории речевой деятельности;

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Форма обучения очная

Названия разделов и тем Всего Виды учебных занятий
    лекции семинары самостоят. работа
Раздел 1. Введение
Предмет и методы психолингвистики.  
Раздел 2.Психолингвистика и ее междисциплинарные связи
Связь психолингвистики с психологией.Функциональные системы и их включенность в речевой процесс.
Связь психолингвистики с нейролингвитикой.Функциональная межполушарная асимметрия мозга и когнитивные стили. Динамическая локализация ВПФ и афазия.  
Раздел 3.Язык, речь, речевая деятельность
Язык. Функции языка. Лингвистические, психологические и психолингвистические единицы языка.
Речь. Функции речи. Виды речи. Детская речь как устная разговорная речь.
Речевая деятельность. Структура речевой деятельности.  
Модели порождения речевого высказывания
Модели восприятия речевого высказывания
Раздел 4. Усвоение ребенком родного языка
Основные этапы речевого развития ребенка и их характеристика.
ВСЕГО:
                 

Форма обучения заочная



Названия разделов и тем Всего Виды учебных занятий  
    лекции семинары самостоятельн работа  
Раздел 1. Введение  
Предмет и методы психолингвистики    
Раздел 2. Психолингвистика и ее междисциплинарные связи  
Связь психолингвистики с психологией 9 1 8  
и нейролингвистикой          
Раздел 3. Язык, речь, речевая деятельность  
Речевая деятельность и ее структура 8      
Порождение речи 1 2  
Восприятие речи  
Язык 8      
Речь 8      
Раздел 4. Усвоение ребенком родного языка  
Основные этапы речевого развития 12      
ВСЕГО:  
                                   

4. Содержание дисциплины

Раздел 1. Введение.

Тема: Экспериментальные психолингвистические методики.

1. Эксперимент и его роль в психолингвистических исследованиях.

2. Экспеpиментальное изучение значения слова и гpупп слов. Ассоциативный эксперимент (свободный, цепочечный, направленный). Методика свободного ассоциативного экспеpимента. Словаpи ассоциативных ноpм. Типология веpбальных ассоциаций: паpадигматические, синтагматические, тематические. Ассоциативное поле. Отpажение в стpуктуpе ассоциативного поля культуpно-истоpических тpадиций наpода, особенностей социальной, теppитоpиальной, пpофессиональной гpуппы. Методика изучения семантической стpуктуpы слова с помощью толкований.

3. Психолингвистические методики с использованием субъективного шкалирования и их надежность. Методика семантического диффеpенциала Ч.Осгуда. Методика градуального шкалирования ( В.Я.Шабес).

4.Методика измеpения смысловой близости слов на основе сосудистых pефлексов (А.Р.Луpия и О.С.Виногpадова).

7. Экспеpиментальное изучение пpедложения. Методика дополнения (clos –test). Методика заканчивания предложений.

9. Экспеpиментальное изучение pазвеpнутого текста. Методика индексиpования текста с помощью ключевых слов (А.С.Штерн, С.Сиротко-Сибирский).

Раздел 2. Междисциплинарные связи психолингвистики и психологии.

Тема 1. Язык.

1.Речевая деятельность, языковая система, индивидуально-речевые системы, языковой материал в концепции Л.В.Щербы.

2.Язык как системно-структурное образование.

  • основные уровни и иерархические отношения;
  • лингвистические единицы (фонема, морфема, слово, словоформа, предложение);
  • языковые отношения между однородными единицами: парадигматические и синтагматические.

3.Проблема психологической реальности языковых единиц:

· система фонем языка и психологическое пространство фонем. Проблема «фонологического слуха».

  • психологическая реальность морфем. Психолингвистические аспекты словообразования..
  • слово как единица языкового сознания: лексема и словоформа.
  • объективное и субъективное значение слова. Семантическое и ассоциативное поле.
  • Ментальный лексикон и его строение (А.А. Залевская).

Тема 3. Внутренняя речь

1.Понятие « внутренняя речь» в концепции Л.С. Выготского

2.Концепция Н.И. Жинкина о внутренней речи.

3. П.Я. Гальперин о внутренней речи.

4. А.А.Леонтьев о внутренней речи.

5.Эгоцентрическая речь ребенка как промежуточная форма между внешней и внутренней речью.

6. Дискуссия Л.С. Выготского и Ж. Пиаже о сущности и судьбе эгоцентрической речи.

Литература

Основная литература:

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М., 2002

2. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. — М., 2001

3. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. — СПб.,2000


Дополнительная литература:

1. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейро-лингвистический анализ синтаксиса. — М., МГУ, 1989

2. Абелева И.Ю. Речь о речи. — М., 2004

3. Белоусов К.И., Блазнова Н.А. Введение в экспериментальную. лингвистику: учеб. пособие / К.И. Белоусов, Н.А. Блазнова. – М.: Флинта: Наука, 2005. www.biblioclub.ru

4. Береснева Н.И., Дубровская Л.А., Овчинникова И.Г. Ассоциации детей от шести до десяти лет (ассоциативное значение слова в онтогенезе): Монография. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1995. – 255с.

5. Величковский Б.М.. Когнитивная наука. Основы психологии познания. — М., 2006

6. Горелов И. Н., Седых К.Ф. Основы психолингвистики.— М., 1997

7. Залевская А.А. Введение в психолингвистику.— М., 1999. www.biblioclub.ru

8. Касевич В.Б. Элементы общей лингвистики.— М., 1977.

9. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. — СПБ, 2003

10. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика. — М., 2002

11. Крейдлин Г.Е, Чувилина Е.А. Улыбка как жест и слово. К проблеме внутриязыковой типологии невербальных актов. // Вопросы языкознания, 2001, Вып.4;

12. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. — М., 1997

13. Лепская Н.И. Язык ребенка. — М.,1997

14. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов-на-Дону, 1998.

15. Основы теории речевой деятельности.— М., 1974.

16. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. — М., 1988

17. Психолингвистика (Составитель и редактор А.М.Шахнарович). —М., 1984

18. Психолингвистика (Составитель и ред. Т.Н.Ушакова).— М., 2006

19. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. — Л., 1989.

20. Слобин Д., Грин Дж. Писхолингвистика. — М., 1976,350с.

21. Секерина И. Психолингвистика. // Фундаментальные проблемы современной американской лингвистики.— М., 1997, с.231-260.

22. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. — М., 2004

23. Хризман Т.П., Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. — М., 1991

24. Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление. — М., 1997

25. Черниговская Т.В. Язык, мозг и компьютерная метафора.// “Человек”, 2007, №2

26. Шахнарович А. М. Проблемы психолингвистики.— М., 1987

27. Ушакова Т.Н. Психолингвистика. — СПб., 2000.

28. Ягунова Е.В. Эксперимент в психолингвистике: Конспекты лекций и методические рекомендации. – Санкт-Петербург, 2005.

8.2.Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплин

Электронные ресурсы

Белянин В.П. Психолингвистика www.koob.ru/belyanin/psiholingvistika_belyanin - 16k

Величковский Б.М.. Когнитивная наука. Т.1 http://kosilova.textdriven.com/narod/studia4/velichkovsky/velichkovsky.htm Величковский Б.М. Когнитивная наука. Т.2 kosilova.textdriven.com/narod/studia4/velichkovsky2/velichkovsky2.htm «Вопросы психолингвистики» №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 // www.iling-ran.ru/index.php

Демьянков В.З. Психолингвистика. www.infolex.ru/Cs19.html - 22k

Залевская А.А. Введение в психолингвистику kosilova.textdriven.com/narod/studia/zalevskaya.htm - 301k

Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика: теория речевой деятельности. — М., 2006 // litres.ru/pages/biblio_book/?art=170695 - 97k

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. // readall.ru/lib_page_readall_99173.html - 39k

Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. Перевод с английского Е. И. Негневицкой/ Под общей редакцией и с предисловием доктора филологических наук А. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1976. - 336 с pedlib.ru/Books/3/0009/3_0009-1.shtml - 12k.

Дистанционный курс по нейролингвистике // http://www.genling.nw.ru/Staff/Chernigo/Minerva/index.html

Персональный сайт Е.И. Горошко// http://www.textology.ru/goroshko/index.html

Персональный сайт Психолингвистика http://psycholinguistik.narod.ru/ Персональный сайт Т.В. Черниговской // www.genling.nw.ru/person/Chernigovskaya.htm - 75k - Электронная библиотекаpsyberia.ru/work/lingva

8.3.Методические указания студентам

Текущий контроль качества усвоения знаний осуществляется в форме устных опросов на практических занятиях, оценки выполнения практических работ.

Итоговая аттестация предполагает контрольную работу и зачет, включающий проверку теоретических знаний по дисциплине.

Литература для конспектирования:

1. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 2. — М., 1982

2. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации.— М., 1982

  1. Лурия А.Р. Язык и сознание. — М., 1979
  2. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969
  3. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Языковая система и речевая деятельность. — Л., 2007
  4. Якобсон Р.О Лингвистические типы афазии // Избранные работы. — М, 1985, с.,287-300
  5. Якобсон Р.О Звуковые законы детского языка и их место в общей фонологии // Избранные работы. — М,1985,105-115
  6. Якобсон Р.О. Мозг и язык // Избранные работы. — М., "Прогресс",1985, с.270-286

8.4. Методические указания преподавателям

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения зачета

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

Теория речевой деятельности

1. Предмет и задачи психолингвистики. Отличие психолингвистики от лингвистики и психологии.

2. Динамика определения предмета психолингвистики.

3. Методика ассоциативного эксперимента.

4. Методика прямого толкования.

5. Методика семантического дифференциала.

6. Методика дополнения и заканчивания предложения.

7. Методика классификации.

8. Связь психолингвистики с теорией коммуникации. Коммуникативная способность и коммуникативная компетенция.

9. Связь психолингвистики с психологией.

10. Взаимосвязь языка и мышления. Л.С.Выготский и Дж. Брунер о мышлении и речи.

11. Генерализация и категоризация. Категория и ее структура у детей. Роль лексикона в формировании категории.

12. Связь психолингвистики с нейролингвистикой. Функциональная межполушарная асимметрия мозга и речевых функций. Когнитивные стили обработки речевой информации.

13. Связь психолингвистики с нейролингвистикой. Динамическая локализация ВПФ и афазия.

14. Лингвистические истоки отечественной психолингвистики. Работа Л.В.Щербы « О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании».

15. Язык и его структура: уровни, единицы и отношения.

16. Фонема и морфема как единицы лингвистического анализа и их психологическая реальность.

17. Слово как единица сознания. Объектовное и субъективное значение слова. Семантическое и ассоциативное поле.

18. Языковая способность и ее структура. Языковая способность, языковая компетентность. Речевая способность и речевая компетентность. Взаимосвязь между языковой, речевой и коммуникативной компетенцией.

19. Р.Якобсон о функциях речи.

20. Вербальная и невербальная коммуникация. Соотношения вербальной и невербальной речи. Невербальные средства общения в норме и патологии.

21. Устная и письменная речь; их соотношение.

22. Детская речь как речь разговорная. Особенности детской диалогической и монологической речи.

23. Эгоцентрическая речь как промежуточная форма между внешней и внутренней речью. Дискуссия Л.С.Выготского и Ж.Пиаже.

24. Внутренняя речь. Представления о внутренней речи Л.С.Выготского , Н.И.Жинкина, П.Я.Гальперина, А.А.Леонтьева.

25. Общая характеристика деятельности (А.Н.Леонтьев). Место речевой деятельности в системе деятельностей. Методологические принципы теории речевой деятельности: целенаправленность и мотивированность; эвристичность; вероятностное прогнозирование; иерархическая организация.

26. Иерархическая организация деятельности по С.Л.Рубинштейну и Н.И.Бернштейну.

27. Порождение речи (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, И.А.Зимняя и др.) Уровни порождения речи в модели порождения речи Т.В.Ахутиной. Возможные сбои в процессе порождения речи

28. Восприятие речи (А.Р.Лурия, И.А.Зимняя, Л.Р. Зиндер и А.С. Штерн, В.Б.Касевич и др.). Аспекты восприятия речи. Две стратегии восприятия речи.

29. Единицы восприятия: фонема, слово (словоформа и лексема), предложение, ключевые слова. Возможные сбои в процессе восприятия

30. Смысловое восприятие речи. Глубина восприятия речи. Роль позиции реципиента в процессе восприятия речи

Становление речи ребенка

1. Общие закономерности в речевом развитии ребенка,

2. Поэтапное формирование речи ребенка. Довербальный (доречевой, дословесный) и вербальный период.

3. Довербальный этап и его роль в формировании речевых способностей. Последовательность формирования перцептивной и артикуляционной базы.

4. Освоение ребенком слоговой и акцентной структуры слова. Слоговая элизия; ее причины и закономерности. Интонации.

5. Доморфологический этап. Однословные высказывания и их функции. Особенности начального детского лексикона. Первые глагольные формы: инфинитив и императив.

6. Освоение ребенком вокалической системы русского языка. Трудные для усвоения гласные фонемы.

7. Освоение ребенком консонантной системы русского языка. Трудные для усвоения согласные фонемы.

8. Субституция и ее место в механизме усвоения нового звука. Основные субституции и искажения согласных фонем, распространенные в детском возрасте.

9. Фонетические процессы детской речи. Дистантная ассимиляция. Типы дистантной ассимиляции по направлению и по признаку.

10. Фонетические процессы детской речи. Пропуск согласных и сокращение групп согласных. Их причины и закономерности. Метатезы (перестановки); протезы (надставки) как распространенное явление в речи ребенка.

11. Морфологический этап. Основные принципы овладения ребенком морфологии родного языка.

12. Двусловные высказывания. Особенности поверхностной и глубинной структуры двусловных высказываний.

13. Овладение категориями имени существительного. Основные ошибки в морфологической системе имени существительного.

14. Овладение морфологическими категориями глагола. Основные ошибки в образовании глагольных форм.

15. Овладение ребенком синтаксическим строем речи. Многословные высказывания и их типы.

16. Особенности восприятия и осмысления слова Процесс овладения лексическим значением слова. Случаи расширения и сужения значения лексической единицы. Типичные замены слов в речи ребенка и их причины.

17. Словообразовательные инновации в детской речи и их лингвистические механизмы.

18. Особенности внутреннего лексикона ребенка. Звуковые, семантические и тематические связи в лексиконе ребенка.

19. Овладение ребенком связной речью.

Психолингвистика

Для специальностей

050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология»

050715. 65 «Логопедия»

Согласовано: Учебно-методическая комиссия факультета: «___» _____________20 г. __________________   Рекомендовано кафедрой: Протокол № 1 «30» января 2008 г. Зав. кафедрой Подюков И.А.    

Рецензент - С.С.Шляхова,доктор филол.наук., профессор кафедры общего языкознания

Автор-составитель: Доценко Тамара Ивановна,кандидат филол. наук, доцент кафедры общего языкознания

Учебно-методический комплекс «Психолингвистика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по
специальностям 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» и 0507015.65«Логопедия».

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин специализации (ОПД.Ф. 14)и является обязательной для изучения.

Согласовано с деканом филологического факультета:

Декан ____________________________ М.П.Абашева

Директор библиотеки ______________ Г.М. Подгорных

СОДЕРЖАНИЕ

I Рабочая программа дисциплины................................... ……………………………… 1. Цели и задачи изучения дисциплины................................................................... 2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины .................................. 3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля.......... … 3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы.................................................... 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы................................ 4. Содержание курса................................................................................................. 5. Темы практических и/или семинарских занятий............................................ 6. Лабораторные работы (лабораторный практикум)............................... ………. 7. Тематика контрольных работ/рефератов и методические указания по их выполнению..................................................................................... …… 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.................................. …… 8.1. Список литературы.......................................................................................... 8.2. Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплины.................................................................................................. ……… 8.3. Методические указания студентам.............................................................. 8.4. Методические рекомендации для преподавателя......................................... II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения зачета Вопросы к зачету

Цели и задачи курса «Психолингвистика»

Цель курсасостоит в том, чтобы сформировать у студентов систему научных знаний о речевой деятельности человека.

Задачи курса:

· определить предмет психолингвистики и обозначить актуальные на сегодняшний день перспективы его развития;

· охарактеризовать междисциплинарные связи психолингвистики;

  • познакомить с экспериментальными методами исследования речевой деятельности;
  • сформировать знание теоретических основ речевой деятельности и выявить возможности их практического применения;
  • сформировать навыки анализа детской речи в норме и патологии.

2.Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения курса «Психолингвистика» студент должен:

· иметь представление о современном состоянии психолингвистики и перспективах ее развития в соотношении с проблематикой психологии и лингвистики;

· знать основы теории речевой деятельности и онтолингвистики;

· овладеть основными экспериментальными методиками исследования речемыслительной деятельности;

· уметь разграничивать факты детской речи как разговорной от фактов недоразвития речи и сбоев в работе речевого механизма;

· приобрести навыки анализа речевого материала на базе теории речевой деятельности;

Наши рекомендации