Цели и задачи курса «Психолингвистика»
Психолингвистика
Для специальностей
050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология»
050715. 65 «Логопедия»
Согласовано: Учебно-методическая комиссия факультета: «___» _____________20 г. __________________ | Рекомендовано кафедрой: Протокол № 1 «30» января 2008 г. Зав. кафедрой Подюков И.А. |
Рецензент - С.С.Шляхова,доктор филол.наук., профессор кафедры общего языкознания
Автор-составитель: Доценко Тамара Ивановна,кандидат филол. наук, доцент кафедры общего языкознания
Учебно-методический комплекс «Психолингвистика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по
специальностям 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» и 0507015.65«Логопедия».
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин специализации (ОПД.Ф. 14)и является обязательной для изучения.
Согласовано с деканом филологического факультета:
Декан ____________________________ М.П.Абашева
Директор библиотеки ______________ Г.М. Подгорных
СОДЕРЖАНИЕ
I Рабочая программа дисциплины................................... ……………………………… 1. Цели и задачи изучения дисциплины................................................................... 2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины .................................. 3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля.......... … 3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы.................................................... 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы................................ 4. Содержание курса................................................................................................. 5. Темы практических и/или семинарских занятий............................................ 6. Лабораторные работы (лабораторный практикум)............................... ………. 7. Тематика контрольных работ/рефератов и методические указания по их выполнению..................................................................................... …… 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.................................. …… 8.1. Список литературы.......................................................................................... 8.2. Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплины.................................................................................................. ……… 8.3. Методические указания студентам.............................................................. 8.4. Методические рекомендации для преподавателя......................................... II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения зачета Вопросы к зачету |
Цели и задачи курса «Психолингвистика»
Цель курсасостоит в том, чтобы сформировать у студентов систему научных знаний о речевой деятельности человека.
Задачи курса:
· определить предмет психолингвистики и обозначить актуальные на сегодняшний день перспективы его развития;
· охарактеризовать междисциплинарные связи психолингвистики;
- познакомить с экспериментальными методами исследования речевой деятельности;
- сформировать знание теоретических основ речевой деятельности и выявить возможности их практического применения;
- сформировать навыки анализа детской речи в норме и патологии.
2.Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения курса «Психолингвистика» студент должен:
· иметь представление о современном состоянии психолингвистики и перспективах ее развития в соотношении с проблематикой психологии и лингвистики;
· знать основы теории речевой деятельности и онтолингвистики;
· овладеть основными экспериментальными методиками исследования речемыслительной деятельности;
· уметь разграничивать факты детской речи как разговорной от фактов недоразвития речи и сбоев в работе речевого механизма;
· приобрести навыки анализа речевого материала на базе теории речевой деятельности;
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Форма обучения очная
Названия разделов и тем | Всего | Виды учебных занятий | ||||||
лекции | семинары | самостоят. работа | ||||||
Раздел 1. Введение | ||||||||
Предмет и методы психолингвистики. | ||||||||
Раздел 2.Психолингвистика и ее междисциплинарные связи | ||||||||
Связь психолингвистики с психологией.Функциональные системы и их включенность в речевой процесс. | ||||||||
Связь психолингвистики с нейролингвитикой.Функциональная межполушарная асимметрия мозга и когнитивные стили. Динамическая локализация ВПФ и афазия. | ||||||||
Раздел 3.Язык, речь, речевая деятельность | ||||||||
Язык. Функции языка. Лингвистические, психологические и психолингвистические единицы языка. | ||||||||
Речь. Функции речи. Виды речи. Детская речь как устная разговорная речь. | ||||||||
Речевая деятельность. Структура речевой деятельности. | ||||||||
Модели порождения речевого высказывания | ||||||||
Модели восприятия речевого высказывания | ||||||||
Раздел 4. Усвоение ребенком родного языка | ||||||||
Основные этапы речевого развития ребенка и их характеристика. | ||||||||
ВСЕГО: | ||||||||
Форма обучения заочная
Названия разделов и тем | Всего | Виды учебных занятий | |||||||||||||||
лекции | семинары | самостоятельн работа | |||||||||||||||
Раздел 1. Введение | |||||||||||||||||
Предмет и методы психолингвистики | |||||||||||||||||
Раздел 2. Психолингвистика и ее междисциплинарные связи | |||||||||||||||||
Связь психолингвистики с психологией | 9 | 1 | 8 | ||||||||||||||
и нейролингвистикой | |||||||||||||||||
Раздел 3. Язык, речь, речевая деятельность | |||||||||||||||||
Речевая деятельность и ее структура | 8 | ||||||||||||||||
Порождение речи | 1 | 2 | |||||||||||||||
Восприятие речи | |||||||||||||||||
Язык | 8 | ||||||||||||||||
Речь | 8 | ||||||||||||||||
Раздел 4. Усвоение ребенком родного языка | |||||||||||||||||
Основные этапы речевого развития | 12 | ||||||||||||||||
ВСЕГО: | |||||||||||||||||
4. Содержание дисциплины
Раздел 1. Введение.
Тема: Экспериментальные психолингвистические методики.
1. Эксперимент и его роль в психолингвистических исследованиях.
2. Экспеpиментальное изучение значения слова и гpупп слов. Ассоциативный эксперимент (свободный, цепочечный, направленный). Методика свободного ассоциативного экспеpимента. Словаpи ассоциативных ноpм. Типология веpбальных ассоциаций: паpадигматические, синтагматические, тематические. Ассоциативное поле. Отpажение в стpуктуpе ассоциативного поля культуpно-истоpических тpадиций наpода, особенностей социальной, теppитоpиальной, пpофессиональной гpуппы. Методика изучения семантической стpуктуpы слова с помощью толкований.
3. Психолингвистические методики с использованием субъективного шкалирования и их надежность. Методика семантического диффеpенциала Ч.Осгуда. Методика градуального шкалирования ( В.Я.Шабес).
4.Методика измеpения смысловой близости слов на основе сосудистых pефлексов (А.Р.Луpия и О.С.Виногpадова).
7. Экспеpиментальное изучение пpедложения. Методика дополнения (clos –test). Методика заканчивания предложений.
9. Экспеpиментальное изучение pазвеpнутого текста. Методика индексиpования текста с помощью ключевых слов (А.С.Штерн, С.Сиротко-Сибирский).
Раздел 2. Междисциплинарные связи психолингвистики и психологии.
Тема 1. Язык.
1.Речевая деятельность, языковая система, индивидуально-речевые системы, языковой материал в концепции Л.В.Щербы.
2.Язык как системно-структурное образование.
- основные уровни и иерархические отношения;
- лингвистические единицы (фонема, морфема, слово, словоформа, предложение);
- языковые отношения между однородными единицами: парадигматические и синтагматические.
3.Проблема психологической реальности языковых единиц:
· система фонем языка и психологическое пространство фонем. Проблема «фонологического слуха».
- психологическая реальность морфем. Психолингвистические аспекты словообразования..
- слово как единица языкового сознания: лексема и словоформа.
- объективное и субъективное значение слова. Семантическое и ассоциативное поле.
- Ментальный лексикон и его строение (А.А. Залевская).
Тема 3. Внутренняя речь
1.Понятие « внутренняя речь» в концепции Л.С. Выготского
2.Концепция Н.И. Жинкина о внутренней речи.
3. П.Я. Гальперин о внутренней речи.
4. А.А.Леонтьев о внутренней речи.
5.Эгоцентрическая речь ребенка как промежуточная форма между внешней и внутренней речью.
6. Дискуссия Л.С. Выготского и Ж. Пиаже о сущности и судьбе эгоцентрической речи.
Литература
Основная литература:
1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М., 2002
2. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. — М., 2001
3. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. — СПб.,2000
Дополнительная литература:
1. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейро-лингвистический анализ синтаксиса. — М., МГУ, 1989
2. Абелева И.Ю. Речь о речи. — М., 2004
3. Белоусов К.И., Блазнова Н.А. Введение в экспериментальную. лингвистику: учеб. пособие / К.И. Белоусов, Н.А. Блазнова. – М.: Флинта: Наука, 2005. www.biblioclub.ru
4. Береснева Н.И., Дубровская Л.А., Овчинникова И.Г. Ассоциации детей от шести до десяти лет (ассоциативное значение слова в онтогенезе): Монография. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1995. – 255с.
5. Величковский Б.М.. Когнитивная наука. Основы психологии познания. — М., 2006
6. Горелов И. Н., Седых К.Ф. Основы психолингвистики.— М., 1997
7. Залевская А.А. Введение в психолингвистику.— М., 1999. www.biblioclub.ru
8. Касевич В.Б. Элементы общей лингвистики.— М., 1977.
9. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. — СПБ, 2003
10. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика. — М., 2002
11. Крейдлин Г.Е, Чувилина Е.А. Улыбка как жест и слово. К проблеме внутриязыковой типологии невербальных актов. // Вопросы языкознания, 2001, Вып.4;
12. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. — М., 1997
13. Лепская Н.И. Язык ребенка. — М.,1997
14. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов-на-Дону, 1998.
15. Основы теории речевой деятельности.— М., 1974.
16. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. — М., 1988
17. Психолингвистика (Составитель и редактор А.М.Шахнарович). —М., 1984
18. Психолингвистика (Составитель и ред. Т.Н.Ушакова).— М., 2006
19. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. — Л., 1989.
20. Слобин Д., Грин Дж. Писхолингвистика. — М., 1976,350с.
21. Секерина И. Психолингвистика. // Фундаментальные проблемы современной американской лингвистики.— М., 1997, с.231-260.
22. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. — М., 2004
23. Хризман Т.П., Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. — М., 1991
24. Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление. — М., 1997
25. Черниговская Т.В. Язык, мозг и компьютерная метафора.// “Человек”, 2007, №2
26. Шахнарович А. М. Проблемы психолингвистики.— М., 1987
27. Ушакова Т.Н. Психолингвистика. — СПб., 2000.
28. Ягунова Е.В. Эксперимент в психолингвистике: Конспекты лекций и методические рекомендации. – Санкт-Петербург, 2005.
8.2.Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплин
Электронные ресурсы
Белянин В.П. Психолингвистика www.koob.ru/belyanin/psiholingvistika_belyanin - 16k
Величковский Б.М.. Когнитивная наука. Т.1 http://kosilova.textdriven.com/narod/studia4/velichkovsky/velichkovsky.htm Величковский Б.М. Когнитивная наука. Т.2 kosilova.textdriven.com/narod/studia4/velichkovsky2/velichkovsky2.htm «Вопросы психолингвистики» №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 // www.iling-ran.ru/index.phpДемьянков В.З. Психолингвистика. www.infolex.ru/Cs19.html - 22k
Залевская А.А. Введение в психолингвистику kosilova.textdriven.com/narod/studia/zalevskaya.htm - 301k
Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика: теория речевой деятельности. — М., 2006 // litres.ru/pages/biblio_book/?art=170695 - 97k
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. // readall.ru/lib_page_readall_99173.html - 39k
Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. Перевод с английского Е. И. Негневицкой/ Под общей редакцией и с предисловием доктора филологических наук А. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1976. - 336 с pedlib.ru/Books/3/0009/3_0009-1.shtml - 12k.
Дистанционный курс по нейролингвистике // http://www.genling.nw.ru/Staff/Chernigo/Minerva/index.html
Персональный сайт Е.И. Горошко// http://www.textology.ru/goroshko/index.html
Персональный сайт Психолингвистика http://psycholinguistik.narod.ru/ Персональный сайт Т.В. Черниговской // www.genling.nw.ru/person/Chernigovskaya.htm - 75k - Электронная библиотекаpsyberia.ru/work/lingva8.3.Методические указания студентам
Текущий контроль качества усвоения знаний осуществляется в форме устных опросов на практических занятиях, оценки выполнения практических работ.
Итоговая аттестация предполагает контрольную работу и зачет, включающий проверку теоретических знаний по дисциплине.
Литература для конспектирования:
1. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 2. — М., 1982
2. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации.— М., 1982
- Лурия А.Р. Язык и сознание. — М., 1979
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969
- Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Языковая система и речевая деятельность. — Л., 2007
- Якобсон Р.О Лингвистические типы афазии // Избранные работы. — М, 1985, с.,287-300
- Якобсон Р.О Звуковые законы детского языка и их место в общей фонологии // Избранные работы. — М,1985,105-115
- Якобсон Р.О. Мозг и язык // Избранные работы. — М., "Прогресс",1985, с.270-286
8.4. Методические указания преподавателям
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения зачета
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Теория речевой деятельности
1. Предмет и задачи психолингвистики. Отличие психолингвистики от лингвистики и психологии.
2. Динамика определения предмета психолингвистики.
3. Методика ассоциативного эксперимента.
4. Методика прямого толкования.
5. Методика семантического дифференциала.
6. Методика дополнения и заканчивания предложения.
7. Методика классификации.
8. Связь психолингвистики с теорией коммуникации. Коммуникативная способность и коммуникативная компетенция.
9. Связь психолингвистики с психологией.
10. Взаимосвязь языка и мышления. Л.С.Выготский и Дж. Брунер о мышлении и речи.
11. Генерализация и категоризация. Категория и ее структура у детей. Роль лексикона в формировании категории.
12. Связь психолингвистики с нейролингвистикой. Функциональная межполушарная асимметрия мозга и речевых функций. Когнитивные стили обработки речевой информации.
13. Связь психолингвистики с нейролингвистикой. Динамическая локализация ВПФ и афазия.
14. Лингвистические истоки отечественной психолингвистики. Работа Л.В.Щербы « О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании».
15. Язык и его структура: уровни, единицы и отношения.
16. Фонема и морфема как единицы лингвистического анализа и их психологическая реальность.
17. Слово как единица сознания. Объектовное и субъективное значение слова. Семантическое и ассоциативное поле.
18. Языковая способность и ее структура. Языковая способность, языковая компетентность. Речевая способность и речевая компетентность. Взаимосвязь между языковой, речевой и коммуникативной компетенцией.
19. Р.Якобсон о функциях речи.
20. Вербальная и невербальная коммуникация. Соотношения вербальной и невербальной речи. Невербальные средства общения в норме и патологии.
21. Устная и письменная речь; их соотношение.
22. Детская речь как речь разговорная. Особенности детской диалогической и монологической речи.
23. Эгоцентрическая речь как промежуточная форма между внешней и внутренней речью. Дискуссия Л.С.Выготского и Ж.Пиаже.
24. Внутренняя речь. Представления о внутренней речи Л.С.Выготского , Н.И.Жинкина, П.Я.Гальперина, А.А.Леонтьева.
25. Общая характеристика деятельности (А.Н.Леонтьев). Место речевой деятельности в системе деятельностей. Методологические принципы теории речевой деятельности: целенаправленность и мотивированность; эвристичность; вероятностное прогнозирование; иерархическая организация.
26. Иерархическая организация деятельности по С.Л.Рубинштейну и Н.И.Бернштейну.
27. Порождение речи (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, И.А.Зимняя и др.) Уровни порождения речи в модели порождения речи Т.В.Ахутиной. Возможные сбои в процессе порождения речи
28. Восприятие речи (А.Р.Лурия, И.А.Зимняя, Л.Р. Зиндер и А.С. Штерн, В.Б.Касевич и др.). Аспекты восприятия речи. Две стратегии восприятия речи.
29. Единицы восприятия: фонема, слово (словоформа и лексема), предложение, ключевые слова. Возможные сбои в процессе восприятия
30. Смысловое восприятие речи. Глубина восприятия речи. Роль позиции реципиента в процессе восприятия речи
Становление речи ребенка
1. Общие закономерности в речевом развитии ребенка,
2. Поэтапное формирование речи ребенка. Довербальный (доречевой, дословесный) и вербальный период.
3. Довербальный этап и его роль в формировании речевых способностей. Последовательность формирования перцептивной и артикуляционной базы.
4. Освоение ребенком слоговой и акцентной структуры слова. Слоговая элизия; ее причины и закономерности. Интонации.
5. Доморфологический этап. Однословные высказывания и их функции. Особенности начального детского лексикона. Первые глагольные формы: инфинитив и императив.
6. Освоение ребенком вокалической системы русского языка. Трудные для усвоения гласные фонемы.
7. Освоение ребенком консонантной системы русского языка. Трудные для усвоения согласные фонемы.
8. Субституция и ее место в механизме усвоения нового звука. Основные субституции и искажения согласных фонем, распространенные в детском возрасте.
9. Фонетические процессы детской речи. Дистантная ассимиляция. Типы дистантной ассимиляции по направлению и по признаку.
10. Фонетические процессы детской речи. Пропуск согласных и сокращение групп согласных. Их причины и закономерности. Метатезы (перестановки); протезы (надставки) как распространенное явление в речи ребенка.
11. Морфологический этап. Основные принципы овладения ребенком морфологии родного языка.
12. Двусловные высказывания. Особенности поверхностной и глубинной структуры двусловных высказываний.
13. Овладение категориями имени существительного. Основные ошибки в морфологической системе имени существительного.
14. Овладение морфологическими категориями глагола. Основные ошибки в образовании глагольных форм.
15. Овладение ребенком синтаксическим строем речи. Многословные высказывания и их типы.
16. Особенности восприятия и осмысления слова Процесс овладения лексическим значением слова. Случаи расширения и сужения значения лексической единицы. Типичные замены слов в речи ребенка и их причины.
17. Словообразовательные инновации в детской речи и их лингвистические механизмы.
18. Особенности внутреннего лексикона ребенка. Звуковые, семантические и тематические связи в лексиконе ребенка.
19. Овладение ребенком связной речью.
Психолингвистика
Для специальностей
050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология»
050715. 65 «Логопедия»
Согласовано: Учебно-методическая комиссия факультета: «___» _____________20 г. __________________ | Рекомендовано кафедрой: Протокол № 1 «30» января 2008 г. Зав. кафедрой Подюков И.А. |
Рецензент - С.С.Шляхова,доктор филол.наук., профессор кафедры общего языкознания
Автор-составитель: Доценко Тамара Ивановна,кандидат филол. наук, доцент кафедры общего языкознания
Учебно-методический комплекс «Психолингвистика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по
специальностям 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» и 0507015.65«Логопедия».
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин специализации (ОПД.Ф. 14)и является обязательной для изучения.
Согласовано с деканом филологического факультета:
Декан ____________________________ М.П.Абашева
Директор библиотеки ______________ Г.М. Подгорных
СОДЕРЖАНИЕ
I Рабочая программа дисциплины................................... ……………………………… 1. Цели и задачи изучения дисциплины................................................................... 2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины .................................. 3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля.......... … 3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы.................................................... 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы................................ 4. Содержание курса................................................................................................. 5. Темы практических и/или семинарских занятий............................................ 6. Лабораторные работы (лабораторный практикум)............................... ………. 7. Тематика контрольных работ/рефератов и методические указания по их выполнению..................................................................................... …… 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.................................. …… 8.1. Список литературы.......................................................................................... 8.2. Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплины.................................................................................................. ……… 8.3. Методические указания студентам.............................................................. 8.4. Методические рекомендации для преподавателя......................................... II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения зачета Вопросы к зачету |
Цели и задачи курса «Психолингвистика»
Цель курсасостоит в том, чтобы сформировать у студентов систему научных знаний о речевой деятельности человека.
Задачи курса:
· определить предмет психолингвистики и обозначить актуальные на сегодняшний день перспективы его развития;
· охарактеризовать междисциплинарные связи психолингвистики;
- познакомить с экспериментальными методами исследования речевой деятельности;
- сформировать знание теоретических основ речевой деятельности и выявить возможности их практического применения;
- сформировать навыки анализа детской речи в норме и патологии.
2.Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения курса «Психолингвистика» студент должен:
· иметь представление о современном состоянии психолингвистики и перспективах ее развития в соотношении с проблематикой психологии и лингвистики;
· знать основы теории речевой деятельности и онтолингвистики;
· овладеть основными экспериментальными методиками исследования речемыслительной деятельности;
· уметь разграничивать факты детской речи как разговорной от фактов недоразвития речи и сбоев в работе речевого механизма;
· приобрести навыки анализа речевого материала на базе теории речевой деятельности;