Тема: СИНТАКСИЧЕСКИЙ ОБОРОТ «ВИНИТЕЛЬНЫЙ С НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМОЙ»

ЗАНЯТИЕ №1 (2-й семестр)

Тема: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ 3-го СКЛОНЕНИЯ

Теория: §§ 40-52, 282, 284, 315, 316, 334, 335 в учебнике

1. Declinatio tertia (третье склонение): consŏnans (согласное), vocālis (гласное), mixta (смешанное).

2. Declinatio tertia consŏnans: род, историческая основа, склонение, виды номинатива (сигматический и асигматический).

3. Declinatio tertia vocālis: род, основа, отличие от согласного типа в склонении, асигматический номинатив.

4. Declinatio tertia mixta: род, историческая основа, отличие от согласного типа в склонении, сигматический номинатив.

5. Продуктивные суффиксы существительных третьего склонения.

6. Nominatīvus et accusatīvus duplex; ablatīvus tempŏris.

Практика:

1. Учить лексический минимум 9-го раздела (с. 247 - слова № 1, 3, 5, 9, 10, 12-15; с. 248 – слова № 1, 2, 4, 5, 7, 8); 10-го раздела (с. 250 - слова № 1, 3-5, 10, 11; с. 251 – слова № 3, 4, 6-9, 11; с. 252 – слова № 3, 4); 12-го раздела (с. 256 - слова № 1, 2, 4; с. 257 – слова № 3, 4, 6, 7, 9, 11; с. 258 - слово pars).

2. Упр. 2, с. 246 (1-е словосочетание) (письменно).

3. Читать и переводить предложения: с. 246: А №1-3, 8, 11; с. 249: А №1, 7, 13, 16; с. 255: А №1, 5, 14; В №1 (разбирать по одному существительному 3-го склонения из каждого предложения).

4. Крылатые выражения (учить):

1) Alma mater. Мать-кормилица (об учебном заведении).

2) Homo homǐni amīcus est. Человек человеку друг (поговорка).

3) Homo homǐni lupus est. Человек человеку волк (Плавт, римский комедиограф, 3-й в. до н.э.).

4) Homo locum ornat, non homǐnem locus. Человек украшает место, а не место красит человека (поговорка).

5) O tempŏra, o mores! (Цицерон).

ЗАНЯТИЕ №2 (2-й семестр)

Тема: ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ 3-го СКЛОНЕНИЯ

Теория: §§ 79-87, 190-192, 255, 280, 281, 283 (-ilis, -ibĭlis, -aris) в учебнике

1.Категории имен прилагательных (повторение).

2.Вторая группа прилагательных: прилагательные одного, двух и трех окончаний, гласное склонение.

3.Исключения.

4.Суффиксы прилагательных 3-го склонения.

5.Participium praesentis actīvi. Сигматический номинатив.

Практика:

1.Учить лексический минимум 11-го раздела учебника (с.253-255).

2. В пособии «Неличные формы латинского глагола» (автор А.М. Брагова) письменно сделать упр.2, с.28, упр.3, с.29 (читать и переводить предложения №1, 6, 8, 9, сделать морфолого-синтаксический анализ причастий, образец анализа причастия в пособии, с.23).

3. В учебнике читать и переводить предложения: А №2, 4, 11, 13-15, с.252-253, сделать морфолого-синтаксический анализ прилагательных и причастий (по одному из каждого предложения); упр. 2, с.252 (3-е словосочетание).

4. Учить крылатые выражения:

1) Omnia mea mecum porto.Все мое ношу с собой (Биант, один из легендарных «семи мудрецов» (6 в. до н.э.). Когда родной город Бианта Приена был взят неприятелем и жители в бегстве старались захватить с собой больше вещей, кто-то посоветовал ему поступить так же, на что он ответил: «Все мое ношу с собой», имея в виду, что только духовное богатство можно считать неотъемлемым имуществом).

2) Abiens, abi!Уходя, уходи!

3) Qualis vir, talis oratio. Каков человек, такова и речь.

4) Timeo Danaos et dona ferentes. Я боюсь данайцев и дары приносящих (слова жреца Лаокоона, относящиеся к огромному деревянному коню, сооруженному греками («данайцами») якобы в дар Минерве).

5) Volens – nolens. Волей - неволей, хочешь - не хочешь.

ЗАНЯТИЕ №3 (2-й семестр)

Тема: СИСТЕМА ПЕРФЕКТА (АКТИВ)

Теория:§§ 191-202, 224 (актив), 249-252 (индикатив), 319 в учебнике

1.Синтетический способ образования времен системы перфекта в активе.

2.Исходная форма – infinitīvus perfecti actīvi.

3.Perfectum indicatīvi actīvi; окончания перфекта.

4.Plusquamperfectum indicatīvi actīvi.

5.Futurum secundum (II) indicatīvi actīvi.

6. Морфологические показатели в системе перфекта в активе.

7. Accusatīvus tempŏris.

Практика:

1.Учить лексический минимум 13-го раздела (с.261–262).

2.Читать и переводить текст “De Gallis” (с.260) и предложения: А №8; В №13, с.259–260, сделать морфолого-синтаксический анализ глаголов, стоящих во временах системы перфекта актива (по одному из каждого предложения в тексте и из предложений А №8; В №13).

3. Упр. 1 (первые 2 глагола), упр. 3, с.259 (письменно).

4.Учить крылатые выражения:

1) Veni, vidi, vici. Пришел, увидел, победил (Цезарь. Этой фразой Цезарь сообщил в

письме к своему другу Аминтию о победе в сражении при Зеле в

августе 47 г. до н.э. над понтийским царем Фарнаком, сыном

Митридата).

2) Nil sine magno vita labōre dedit mortalĭbus. Жизнь ничего не дала смертным без большого

труда (Гораций).

3) Quod scripsi, scripsi. Что написал, то написал (Евангелие от Иоанна. О Пилате, который не

согласился по совету священников иудеев исправить надпись на

кресте Иисуса).

4) Oleum et opĕram perdĭdi. «Я потерял даром масло и труд», т.е. напрасно трудился (источник

выражения – «Пуниец» Плавта. Девушка жалуется, что она напрасно

трудилась, наряжаясь, и напрасно тратила масло для умащения).

5) Acu rem tetigisti. «Попал иглою», т.е. попал в точку (Ср. Не в бровь, а в глаз).

ЗАНЯТИЕ №4 (2-й семестр)

Тема: СИСТЕМА ПЕРФЕКТА (ПАССИВ)

Теория:§§ 208, 210-213, 217, 219, 224 в учебнике

1.Аналитический способ образования времен системы перфекта в пассиве.

2.Infinitīvus perfecti passīvi – исходная форма для времен системы перфекта в пассиве.

3.Perfectum indicatīvi passīvi.

4.Plusquamperfectum indicatīvi passīvi.

5.Futurum II indicatīvi passīvi.

6.Страдательная конструкция на примере времен системы перфекта. Правила перевода действительной конструкции в страдательную (повторение).

Практика:

1.Учить лексический минимум 14-го раздела (с.264-265).

2.Читать и переводить предложения: А №1, 2, 4, 13; В № 4, 8, 9, 13, с. 263-264, делать морфолого-синтаксический анализ глаголов во временах системы перфекта в пассиве (по одному из каждого предложения)

3.Упр. 1 (nomĭno 1), упр. 2, стр. 262 (письменно).

4.Учить крылатые выражения:

1) Acta est fabula. Представление окончено (Светоний в «Жизни 12-и

Цезарей» сообщает, что Август в свой последний день

несколько раз спрашивал, не вызывает ли его

состояние тревоги в городе, а «вошедших друзей спросил,

находят ли они, что он хорошо сыграл комедию жизни»).

2) Alea jacta est. «Жребий брошен» – о бесповоротном решении, о шаге, не

допускающем отступления, возврата к прошлому Цезарь о

своем переходе с войском через реку Рубикон в 44г. до н.э.).

3)Multi sunt vocāti, pauci vero electi. Много званых, но мало избранных (Евангелие

от Матфея – из притч о царстве небесном).

4) Ab urbe condĭta. От основания города, т.е. Рима (название исторического

труда римского историка Тита Ливия).

5)Vae victis! Горе побежденным! (Тит Ливий о римлянах, побежденных

галлами в IV в. до н.э.).

ЗАНЯТИЕ №5 (2-й семестр)

ЗАНЯТИЕ №6 (2-й семестр)

ЗАНЯТИЕ №7 (2-й семестр)

ЗАНЯТИЕ №8 (2-й семестр)

Тема: Оборот «ОТЛОЖИТЕЛЬНЫЙ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ»

Теория: §§ 190-192, 208, 220, 380-392 в учебнике; раздел II в пособии «Неличные формы латинского глагола»

1. Состав оборота “Ablatīvus absolūtus”:

-- существительное/местоимение в ablatīvus в роли логического подлежащего (ЛП) (повторение окончаний ablatīvus во всех пяти склонениях);

-- participium praesentis actīvi или participium perfecti passīvi в роли логического сказуемого (ЛС) (их образование и значение).

2. Определение оборота.

3. Примеры предложений с оборотом.

4. Способы перевода оборота на русский язык. Относительно-временное значение причастий.

5. Ablatīvus absolūtus sine participio – беспричастный оборот.

6. Функции латинского причастия:

а) participium conjunctum (согласованный причастный оборот):

-- participium conjunctum attributīvum (причастный оборот, выполняющий определительную функцию);

-- participium conjunctum praedicatīvum (причастный оборот, выполняющий предикативную функцию);

б) часть аналитической глагольной формы;

в) именная часть сказуемого;

г) ЛС в обороте Ablatīvus absolūtus.

Практика:

1. В учебнике учить лексический минимум 18-го раздела (с.278-279).

2. В разделе II («Причастия») пособия «Неличные формы латинского глагола» письменно сделать упр. 1 (narro 1, finio 4), упр.4 (предложения №1, 4, 5), упр.5 (предложения №1--3).

3. В учебнике читать и переводить текст “Duo amīci et ursus”, с.278, сделать морфолого-синтаксический анализ причастий и охарактеризовать предложения с оборотом.

4. Учить крылатые выражения:

1) Duōbus litigantĭbus, tertius gaudet. Когда двое дерутся,

третий радуется (пословица).

2) Mutāto nomĭne de te fabulă narrātur. Басня сказывается о тебе,

изменено только имя (Гораций).

3) Romā deliberante Saguntum periit. Пока Рим совещался,

Сагунт пал (поговорка,

основанная на фразе

историка Тита Ливия).

4) Rebus dictantĭbus. «По требованию вещей»,

т.е. как диктуют обстоятельства.

5) Re bene gesta. Хорошо выполнив дело.

5. Подготовиться к терминологическому диктанту.

ЗАНЯТИЕ №9 (2-й семестр)

ЗАНЯТИЕ №10 (2-й семестр)

Тема: ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

Теория:

1. Повторить все новые темы за 2-й семестр.

2. Повторить всю лексику.

Практика:

Выполнить образец контрольной работы:

1. Написать 4 основные формы глагола, выделить основы, образовать все временные формы инфинитива (оба залога) и все причастия; образовать p.1, pl. во временах системы перфекта индикатива актива и пассива:

accipio 3;munio 4.

2.Указать тип предложения (простое или сложное), подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Выделить и назвать синтаксический оборот (acc.c.inf. или abl.abs.), охарактеризовать предложение, сделать морфолого-синтаксический анализ каждого слова оборота, перевести предложение на русский язык.

Предложения: А № 4-6, 7, 13, с.266.

Amicis advenientĭbus, gaudēmus.

Pontĭbus factis, Caesar flumen transit.

ЗАНЯТИЕ №11 (2-й семестр)

ЗАНЯТИЕ №12 (2-й семестр)

ЗАНЯТИЕ №13 (2-й семестр)

ЗАНЯТИЕ №14 (2-й семестр)

ЗАНЯТИЕ №15 (2-й семестр)

ЗАНЯТИЕ №16 (2-й семестр)

Тема: ГЕРУНДИЙ. ГЕРУНДИВ

Теория: §§ 193, 194, 357--376 в учебнике; разделы III, IV в пособии «Неличные формы латинского глагола»

1. Gerundium. Отглагольное существительное. Определение, значение, образование, склонение, синтаксические функции, примеры, перевод.

2. Gerundīvum. Отглагольное прилагательное. Определение, значение, образование, склонение, синтаксические функции, примеры, перевод.

3. Сходные черты и различия герундия и герундива.

Практика:

1. Учить лексический минимум 27-го раздела (с. 304).

2. В разделе III («Герундий») пособия «Неличные формы латинского глагола» письменно сделать упр.1 (exerceo 2), упр.2 (предложения №1--3); в разделе IV («Герундив») письменно сделать упр.1 (lego 3, munio 4), упр.2 (предложения №1, 2, 4), упр.1, выполнить морфолого-синтаксический анализ всех форм герундия и герундива (образцы анализа см. в разделах III, IV пособия).

3. Учить крылатые выражения:

1) De gustĭbus non est disputandum. О вкусах не надо спорить

(Ср. На вкус, на цвет товарища нет).

2) Pacta sunt servanda. Договоры следует выполнять

(одно из основных положений

международного права).

3) Cetĕrum censeo Carthagĭnem delendam esse. А, кроме того, я утверждаю,

что Карфаген должен быть разрушен

(Катон Старший – о чем бы ему ни

приходилось высказывать свое мнение

в сенате, он прибавлял эту фразу).

Означает настойчивое напоминание,

неустанный призыв к чему-либо.

4) Docendo discĭmus. Обучая, мы учимся сами (Сенека).

5) Gutta cavat lapĭdem non vi, sed saepe cadendo. Капля долбит камень не

силой, а частым падением (Овидий).

5. Подготовиться к терминологическому диктанту и лексической работе (разделы 17--27, кроме 20--21).

ЗАНЯТИЕ №17 (2-й семестр)

Тема: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА. ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ГРАММАТИКЕ

Теория:повторить грамматику и лексику за весь год.

Практика:

1. Подготовиться кконтрольной работе по грамматике.

Домашнее задание:

I. Подготовиться к контрольной работе.

1. Написать основные формы глагола (полностью), выделить основы; в определенном лице и числе образовать все временные формы конъюнктива (оба залога): porto 1 (p.2, sg.), deleo 2 (p.1, pl.), traho 3 (p.3, sg.), jacio 3 (p.3, pl.), dormio 4 (p.2, pl.).

2. Сделать морфолого-синтаксический анализ слов в четырех предложениях, перевести предложения: А №10, В №2, с.266; А №8, с.277; В №2, с.289; В №6, с.295; А №9, с.297; В №6, с.300.

3. Подчеркнуть отглагольную форму (герундий / герундив) и сделать ее морфолого-синтаксический анализ. Перевести предложение: А №5, с.302; В№7, с.303.

4. Сделать морфолого-синтаксический анализ подчеркнутого слова, определить функцию падежа, в котором оно употреблено. Перевести предложение: А№10, с.225; А№6, В№9, с.232; А№14, с. 235; В№5, с. 237; А№10, с. 240; А№2, В№2, с. 246; В№1, с.256; А№1, с.263; А№6, с.274.

II. Подготовить индивидуальное чтение (тексты – у преподавателя), выполнить 7 видов анализа текста письменно (в отдельной тетради).

ЗАНЯТИЕ №18 (2-й семестр)

Тема: Контрольная работа

Практика:

1. Подготовиться к опросу крылатых выражений (за 2-й семестр).

2. Подготовиться к исполнению “Gaudeāmus” наизусть.

3. Ликвидировать задолженности.

ЗАНЯТИЕ №19 (2-й семестр)

Тема: Анализ контрольной работы. Опрос крылатых выражений, «Гаудеамус» наизусть, ликвидация задолженностей.

ЗАНЯТИЕ №1 (2-й семестр)

Тема: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ 3-го СКЛОНЕНИЯ

Теория: §§ 40-52, 282, 284, 315, 316, 334, 335 в учебнике

1. Declinatio tertia (третье склонение): consŏnans (согласное), vocālis (гласное), mixta (смешанное).

2. Declinatio tertia consŏnans: род, историческая основа, склонение, виды номинатива (сигматический и асигматический).

3. Declinatio tertia vocālis: род, основа, отличие от согласного типа в склонении, асигматический номинатив.

4. Declinatio tertia mixta: род, историческая основа, отличие от согласного типа в склонении, сигматический номинатив.

5. Продуктивные суффиксы существительных третьего склонения.

6. Nominatīvus et accusatīvus duplex; ablatīvus tempŏris.

Практика:

1. Учить лексический минимум 9-го раздела (с. 247 - слова № 1, 3, 5, 9, 10, 12-15; с. 248 – слова № 1, 2, 4, 5, 7, 8); 10-го раздела (с. 250 - слова № 1, 3-5, 10, 11; с. 251 – слова № 3, 4, 6-9, 11; с. 252 – слова № 3, 4); 12-го раздела (с. 256 - слова № 1, 2, 4; с. 257 – слова № 3, 4, 6, 7, 9, 11; с. 258 - слово pars).

2. Упр. 2, с. 246 (1-е словосочетание) (письменно).

3. Читать и переводить предложения: с. 246: А №1-3, 8, 11; с. 249: А №1, 7, 13, 16; с. 255: А №1, 5, 14; В №1 (разбирать по одному существительному 3-го склонения из каждого предложения).

4. Крылатые выражения (учить):

1) Alma mater. Мать-кормилица (об учебном заведении).

2) Homo homǐni amīcus est. Человек человеку друг (поговорка).

3) Homo homǐni lupus est. Человек человеку волк (Плавт, римский комедиограф, 3-й в. до н.э.).

4) Homo locum ornat, non homǐnem locus. Человек украшает место, а не место красит человека (поговорка).

5) O tempŏra, o mores! (Цицерон).

ЗАНЯТИЕ №2 (2-й семестр)

Тема: ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ 3-го СКЛОНЕНИЯ

Теория: §§ 79-87, 190-192, 255, 280, 281, 283 (-ilis, -ibĭlis, -aris) в учебнике

1.Категории имен прилагательных (повторение).

2.Вторая группа прилагательных: прилагательные одного, двух и трех окончаний, гласное склонение.

3.Исключения.

4.Суффиксы прилагательных 3-го склонения.

5.Participium praesentis actīvi. Сигматический номинатив.

Практика:

1.Учить лексический минимум 11-го раздела учебника (с.253-255).

2. В пособии «Неличные формы латинского глагола» (автор А.М. Брагова) письменно сделать упр.2, с.28, упр.3, с.29 (читать и переводить предложения №1, 6, 8, 9, сделать морфолого-синтаксический анализ причастий, образец анализа причастия в пособии, с.23).

3. В учебнике читать и переводить предложения: А №2, 4, 11, 13-15, с.252-253, сделать морфолого-синтаксический анализ прилагательных и причастий (по одному из каждого предложения); упр. 2, с.252 (3-е словосочетание).

4. Учить крылатые выражения:

1) Omnia mea mecum porto.Все мое ношу с собой (Биант, один из легендарных «семи мудрецов» (6 в. до н.э.). Когда родной город Бианта Приена был взят неприятелем и жители в бегстве старались захватить с собой больше вещей, кто-то посоветовал ему поступить так же, на что он ответил: «Все мое ношу с собой», имея в виду, что только духовное богатство можно считать неотъемлемым имуществом).

2) Abiens, abi!Уходя, уходи!

3) Qualis vir, talis oratio. Каков человек, такова и речь.

4) Timeo Danaos et dona ferentes. Я боюсь данайцев и дары приносящих (слова жреца Лаокоона, относящиеся к огромному деревянному коню, сооруженному греками («данайцами») якобы в дар Минерве).

5) Volens – nolens. Волей - неволей, хочешь - не хочешь.

ЗАНЯТИЕ №3 (2-й семестр)

Тема: СИСТЕМА ПЕРФЕКТА (АКТИВ)

Теория:§§ 191-202, 224 (актив), 249-252 (индикатив), 319 в учебнике

1.Синтетический способ образования времен системы перфекта в активе.

2.Исходная форма – infinitīvus perfecti actīvi.

3.Perfectum indicatīvi actīvi; окончания перфекта.

4.Plusquamperfectum indicatīvi actīvi.

5.Futurum secundum (II) indicatīvi actīvi.

6. Морфологические показатели в системе перфекта в активе.

7. Accusatīvus tempŏris.

Практика:

1.Учить лексический минимум 13-го раздела (с.261–262).

2.Читать и переводить текст “De Gallis” (с.260) и предложения: А №8; В №13, с.259–260, сделать морфолого-синтаксический анализ глаголов, стоящих во временах системы перфекта актива (по одному из каждого предложения в тексте и из предложений А №8; В №13).

3. Упр. 1 (первые 2 глагола), упр. 3, с.259 (письменно).

4.Учить крылатые выражения:

1) Veni, vidi, vici. Пришел, увидел, победил (Цезарь. Этой фразой Цезарь сообщил в

письме к своему другу Аминтию о победе в сражении при Зеле в

августе 47 г. до н.э. над понтийским царем Фарнаком, сыном

Митридата).

2) Nil sine magno vita labōre dedit mortalĭbus. Жизнь ничего не дала смертным без большого

труда (Гораций).

3) Quod scripsi, scripsi. Что написал, то написал (Евангелие от Иоанна. О Пилате, который не

согласился по совету священников иудеев исправить надпись на

кресте Иисуса).

4) Oleum et opĕram perdĭdi. «Я потерял даром масло и труд», т.е. напрасно трудился (источник

выражения – «Пуниец» Плавта. Девушка жалуется, что она напрасно

трудилась, наряжаясь, и напрасно тратила масло для умащения).

5) Acu rem tetigisti. «Попал иглою», т.е. попал в точку (Ср. Не в бровь, а в глаз).

ЗАНЯТИЕ №4 (2-й семестр)

Тема: СИСТЕМА ПЕРФЕКТА (ПАССИВ)

Теория:§§ 208, 210-213, 217, 219, 224 в учебнике

1.Аналитический способ образования времен системы перфекта в пассиве.

2.Infinitīvus perfecti passīvi – исходная форма для времен системы перфекта в пассиве.

3.Perfectum indicatīvi passīvi.

4.Plusquamperfectum indicatīvi passīvi.

5.Futurum II indicatīvi passīvi.

6.Страдательная конструкция на примере времен системы перфекта. Правила перевода действительной конструкции в страдательную (повторение).

Практика:

1.Учить лексический минимум 14-го раздела (с.264-265).

2.Читать и переводить предложения: А №1, 2, 4, 13; В № 4, 8, 9, 13, с. 263-264, делать морфолого-синтаксический анализ глаголов во временах системы перфекта в пассиве (по одному из каждого предложения)

3.Упр. 1 (nomĭno 1), упр. 2, стр. 262 (письменно).

4.Учить крылатые выражения:

1) Acta est fabula. Представление окончено (Светоний в «Жизни 12-и

Цезарей» сообщает, что Август в свой последний день

несколько раз спрашивал, не вызывает ли его

состояние тревоги в городе, а «вошедших друзей спросил,

находят ли они, что он хорошо сыграл комедию жизни»).

2) Alea jacta est. «Жребий брошен» – о бесповоротном решении, о шаге, не

допускающем отступления, возврата к прошлому Цезарь о

своем переходе с войском через реку Рубикон в 44г. до н.э.).

3)Multi sunt vocāti, pauci vero electi. Много званых, но мало избранных (Евангелие

от Матфея – из притч о царстве небесном).

4) Ab urbe condĭta. От основания города, т.е. Рима (название исторического

труда римского историка Тита Ливия).

5)Vae victis! Горе побежденным! (Тит Ливий о римлянах, побежденных

галлами в IV в. до н.э.).

ЗАНЯТИЕ №5 (2-й семестр)

Тема: СИНТАКСИЧЕСКИЙ ОБОРОТ «ВИНИТЕЛЬНЫЙ С НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМОЙ»

Теория: §§ 158, 189, 205, 219, 221, 222, 336, 338-348 в учебнике; раздел I в пособии «Неличные формы глагола» (автор – А.М. Брагова)

1. Состав оборота “Accusatīvus cum infinitīvo”

а) существительное/местоимение/прилагательное/числительное в accusatīvus в роли логического подлежащего (ЛП) (повторение окончаний в accusatīvus всех пяти склонений)

б) infinitīvi в роли логического сказуемого (ЛС) (6 форм, их образование и значение)

- infinitīvus praesentis actīvi

- infinitīvus praesentis passīvi

- infinitīvus perfecti actīvi

- infinitīvus perfecti passīvi

- infinitīvus futuri actīvi

- infinitīvus futuri passīvi.

2. Глаголы и безличные выражения, от которых зависит оборот.

3. Определение оборота.

4. Примеры предложений с оборотом.

5. Способы перевода оборота на русский язык.

6. Особенности употребления оборота (случаи пропуска ЛС, употребление “se” в качестве ЛП и др.).

Практика:

1. В учебнике учить лексический минимум 15-го раздела (с. 268--269).

2. В разделе I («Неопределенная форма глагола») пособия «Неличные формы латинского глагола» письменно сделать упр.1 (глаголы do 1, scribo 3), упр. 2, упр.5 (предложения 1, 2).

3. В учебнике читать и переводить предложения: А №1, 2, 6, 8-12, 14-16, с.266--267, охарактеризовать предложения (образец: Scio me nihil scire – простое предложение, осложненное синтаксическим оборотом acc.c.inf. ‘me nihil scire’, который зависит от глагола scio (verbum sentiendi). Логическое подлежащее – me, логическое сказуемое – scire (infinitivus praesentis activi). Перевод: «Я знаю, что я ничего не знаю»).

4. Учить крылатые выражения:

1) Scio me nihil scire.Я знаю, что я ничего

не знаю (Сократ).

2)Legem brevem esse oportet.Закон должен быть кратким

(юридический афоризм Сенеки).

3) Homo sum: humāni nihil a me aliēnum puto. Я человек и полагаю,

что ничто человеческое

мне не чуждо (римский

драматург Теренций).

4) Per fas et nefas. Всеми правдами и неправдами

(римский историк Тит Ливий).

ЗАНЯТИЕ №6 (2-й семестр)

Наши рекомендации