Тема. Именительный и винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.

Цель.Упражнять детей в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах.

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

♦ Воспитывать любовь к родной земле

Ход урока

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

3.Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5. На материале упр. 30 учащиеся сравнивают окончания имен прилагательных мужского и среднего рода, вопросов к ним и делают соответствующий вывод: имена прилагатель­ные мужского рода в именительном падеже отвечают на вопрос какой?и имеют окончания: -ой, -ый, -ий: имена прилагательные среднего рода в именительном падеже отвечают на вопрос какое?и имеют оконча­ния: -ое, -ее.

6. После выполнения упр. 31, в котором учащиеся под­черкивают главные члены предложения, определяют па­деж имен прилагательных и делают вывод о том, какой член предложения поясняют имена прилагательные в именитель­ном падеже, а какой — в винительном, дети читают правило на с. 23.

Физкультминутка

7. Выборочный диктант. Задание: записать в один столбик словосочетания с именами прилагательными муж­ского рода, во второй — с именами прилагательными сред­него рода. На месте орфограмм, которые дети не могут про­верить сами, предлагается делать пропуск. Он потом будет заполнен в ходе коллективной проверки.

Легкий ветер, осеннее солнце, парусный флот, па­русное судно, синее небо, высокий берег, дальнее поле, ближний лес, огромное пространство, раннее утро, све­жий воздух, железное кольцо, сельский стадион, слад­кий компот, вкусное варенье, горячий бульон.

8. Читая описание Пеппи Длинныйчулок (упр. 32), дети отмечают отличительные особенности девочки: цвет во­лос, прическу, форму носа и рта, как выглядели ноги, ка­кими были чулки и туфли. Из выделенных словосочетаний выписываются те, в которые входят имена прилагательные
мужского рода, объясняется написание их падежных окон­чаний.

9. Домашнее задание.Выписать из книги, кото­рую читает ученик, по два предложения с именами при­лагательными мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах, объяснить написание окончаний. В классе с высоким уровнем подготовки учащиеся выполняют упр. 33.

10. Подведение итогов урока.

11.Рефлексия

Урок 55

Тема. Родительный падеж имен прилагательных муж­ского и среднего рода.

Цель.Формировать навык правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. Работать над формированием навыков речевого этикета

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

♦ Воспитывать любовь к родной земле

Ход урока

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

3.Орфографическая разминка:

4. Чистописание

Словарное слово - государство

5. Ученики читают стихотворение О. Дриза (упр. 34) и объясняют, почему поступки окрашены в разные цвета. Дополнительно к заданиям учебника учитель предлагает ре­бятам поставить ударение в вопросах и именах прилагатель­ных. Учащиеся устно вместо имени существительного цвет
подставляют имя существительное вещество и отмечают, что форма имени прилагательного при этом не изменяется, окончания одинаковые.

Физкультминутка

6. В упр. 35 учащиеся проверяют окончания имен при­лагательных падежным вопросом и проверочным словом простой, ставят ударение в вопросе и проверочном слове.
Делается вывод: последний звук окончаний имен прила­гательных в родительном падеже не бывает в ударной позиции, он всегда безударный, следовательно, про­верить его невозможно; согласный в окончании находит­ся перед гласным, но произносится не так, как пишется.
Обе эти орфограммы необходимо запомнить. Читается вывод на с. 25.

7. В упр. 36 учащиеся к данным именам существительным подбирают из слов для справок подходящие по смыслу сло­восочетания «имя существительное + имя прилагательное»,
ставя их в форме родительного падежа, объясняют написание
падежных окончаний прилагательных.

8. Домашнее задание.Упр. 37.

9. Подведение итогов урока.

10.Рефлексия

Урок 56

Тема. Дательный падеж имен прилагательных мужско­го и среднего рода.

Цель.Формировать навык правописания окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже, формировать умение использовать способы их проверки.

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

♦ Воспитывать любовь к родной земле

Ход урока

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

3.Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5. Дети читают отрывки из стихов (упр. 38), находят вы­деленные словосочетания, определяют падеж имен прилага­тельных, затем выписывают словосочетания, ставя вопросы к именам прилагательным: по небу (какому?) голубому.
В именах прилагательных и вопросах к ним выделяются окончания. Делается вывод о том, на какие вопросы отве­чают имена прилагательные мужского и среднего рода в да­
тельном падеже, какие окончания имеют. Читается правило на с. 27.

6. На материале упр. 39 учащиеся тренируются в провер­ке окончаний имен прилагательных в дательном падеже.

Физкультминутка

7. Упр. 40 выполняется в соответствии с заданиями к нему.

8. При пересказе текста упр. 41 можно предложить детям план в форме вопросов:

1. Когда появились воздушные змеи? Где?

2. Какую форму придавали воздушному змею?

3. Для чего использовали воздушных змеев?

Домашнее задание. Упр. 42.

10. Подведение итогов урока.

11.Рефлексия

Урок 57

Тема. Творительный и предложный падежи имен при­лагательных мужского и среднего рода.

Цель.Знакомить учащихся с правописанием безударныхокончанийприлагательных мужского и среднего рода в творитель­ном и предложном падежах.; формировать умение использовать способы их проверки.

Обогащать синтаксический строй речи детей словосочетаниями с подчинительной связью - согласованием

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

♦ Воспитывать любовь к родной земле

Ход урока

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

3.Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5.. Прочитав текст упр. 43, учащиеся находят имена прилагательные мужского и среднего рода, определяют их падеж, после чего выписывают словосочетания в соответ­ствии с заданиями учебника (сначала — словосочетания с именами прилагательными в творительном падеже, за­тем — в предложном). В именах прилагательных и вопро­сах к ним обозначаются окончания, ставится ударение. Вы­полнение упражнения сопровождается записью на доске, что помогает провести сравнительный анализ особенностей написания окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. Дети указывают, какие окончания характерны для имен прилагатель­ных мужского и среднего рода в творительном падеже, ка­кие — в предложном. Обращается внимание на согласные, после которых идут окончания (твердые они или мягкие), и выбор в зависимости от этого гласных в окончаниях: ы, о или и, е.

6.Наблюдения учащихся обобщаются с помощью чтения вывода на с. 29 и ответов на вопросы: какие окончания име­ют имена прилагательные мужского и среднего рода в тво­рительном падеже? Какие окончания они имеют в предлож­ном падеже? Какие гласные идут в окончаниях данных имен
прилагательных после твердых согласных? После мягких со­гласных?

Физкультминутка

7.Упр. 44 выполняется с комментированием, что спо­собствует отработке умения действовать по алгоритму про­верки падежных окончаний имен прилагательных (с помощью
вопроса и проверочного слова простой). При составлении рассказа о новогоднем празднике можно предложить вопро­сы: куда отправились ребята? Когда? С кем? Что они уви­дели? Какие герои и в какой обстановке действовали? Какие впечатления у детей о празднике? В классе с высоким уровнем подготовки учащихся составленный рассказ записывает­ся в тетрадях.

8. Прочитав текст упр. 45, ребята называют художествен­ное произведение, из которого взят этот отрывок, отвечают на вопросы по его содержанию. Выписывая словосочетания, дети используют алгоритм проверки окончаний имен прила­гательных (с. 14).

Домашнее задание. Упр. 46.

10. Подведение итогов урока.

11.Рефлексия

Урок 58

Тема. Правописание падежных окончаний имен при­лагательных женского рода.

Цель.Познакомить со склонением имен прилагательных женского рода и способом проверки написания безударных падежных окончаний данных прилагательных..

Развивать творческие способности учащихся.

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

♦ Воспитывать любовь к родной земле

Ход урока

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

3.Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5.Выполнение упр. 47 сопровождается записью на до­ске. Выписав словосочетания молодая верба в разных падежах с вопросом к имени прилагательному и дополнив за­пись словосочетанием дальняя дорога, учащиеся выделяют окончания в вопросах и именах прилагательных, ставят уда­рение и делают вывод о вопросах, на которые отвечают име­на прилагательные женского рода, и окончаниях вопросов и имен прилагательных.

6.Дети читают вывод на с. 31, повторяют его по вопро­сам: на какие вопросы отвечают и какие окончания имеют имена прилагательные женского рода в именительном па­деже? В винительном падеже? В остальных падежах?

Физкультминутка

7.Школьники читают рассказ Ю. Дмитриева «Мухомор» (упр. 48), объясняют происхождение названия гриба мухо­мор. Затем текст читается повторно, выделяются и выписы­ваются словосочетания с именами прилагательными женско­го рода. Определяется падеж прилагательных, обозначаются окончания и объясняется их написание.

8.Сравнительное описание мухомора и рыжика (упр. 49) сначала составляется устно. Кроме плана сравнения, целе­сообразно предложить определенные начала предложений,
которые потребуют употребления имен прилагательных жен­ского рода в разных падежах. Например: шляпка имеет... (круглую форму); шляпка является... (выпуклой, вогну­той) и т. д. Учащиеся записывают составленное описание.

9. Домашнее задание.Из книги, которую ученики читают дома, выписать по пять словосочетаний с именами при­лагательными женского рода, определить их падеж, обозна­чить окончания и приготовиться к объяснению их написания.

10. Подведение итогов урока.

11.Рефлексия

Урок 59

Тема. Безударные падежные окончания имен прила­гательных женского рода.

Цель.Учить проверять безударные падежные окончания имен прилагательных женского рода.

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

♦ Воспитывать любовь к родной земле

Ход урока

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

3.Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5. Упр. 50 выполняется с комментированием и сопро­вождается записью на доске. В именах прилагательных учащиеся ставят ударение, определяют, что окончание безударное, проверяют его написание вопросом и подста­новкой имени прилагательного простая (целесообразно

обращение к алгоритму проверки безударных падежных окончаний имен прилагательных на с. 14), выделяют окон­чание.

Физкультминутка

6.Умение действовать в соответствии с этим алгоритмом закрепляется при выполнении упр. 51. Списывание двух пер­вых абзацев текста сопровождается подробным комментиро­ванием процесса выбора безударных гласных в корнях слов и в окончаниях имен прилагательных. В классе с высоким уровнем подготовки упражнение выполняется самостоятель­но, а выбор пропущенных букв объясняется в ходе фронталь­ной проверки. Под руководством учителя дети делают вывод
о том, что написание пропущенных букв подчиняется основ­ному закону русского письма (за исключением слова та­релка, написание которого нужно запомнить) — безударный
гласный (гласный в безударной позиции) проверяй, поставив его под ударение (в ударную позицию). Только способы про­верки для безударных гласных корня и безударных окончаний
разные.

7.Прочитав повторно текст упражнения, дети устно при­думывают продолжение сказки. В классе с высоким уров­нем подготовки учащихся продолжение сказки записыва­ется.

Домашнее задание. Упр. 52.

9. Подведение итогов урока.

10.Рефлексия

Урок 60

Тема. Безударные падежные окончания имен прила­гательных женского и среднего рода.

Цель.Учить писать именаженского и среднего рода с безударными окончаниями. Формировать на­вык правописания безударных падежных окончаний прилага­тельных.

Работать над орфоэпической культурой речи

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

♦ Воспитывать любовь к родной земле

Ход урока

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

3.Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5.Дети выполняют задания к упр. 53: сравнивают произ­ношение выделенных имен прилагательных и делают вывод о том, что в речи они звучат одинаково, то есть существует про­блема распознавания и правильного написания таких имен прилагательных. Дети определяют род и падеж имен при­лагательных, называют окончания. После работы с прилага­тельными быстрое и быстрая учащиеся устно составляют словосочетания с именем прилагательным синий и именами суще­ствительными женского и среднего рода (шаль, пальто).

Делается вывод об окончаниях имен прилагательных женского (-ая, -яя) и среднего рода (-ое, -ее) в именитель­ном падеже.

Физкультминутка

6. Умение распознавать имена прилагательные женско­го и среднего рода, проверять безударные падежные окон­чания прилагательных совершенствуется в ходе выполнения упр. 54. После того как учащиеся назовут словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены в перенос­
ном значении, можно предложить ребятам составить с ними предложения.

7.Упр. 55 выполняется в соответствии с заданиями учеб­ника: словосочетания имен существительных учащиеся заме­няют словосочетаниями типа «имя существительное + имя
прилагательное», обозначают окончания имен прилагатель­ных и готовятся объяснить их написание. При проверке вы­полнения упражнения учащимся предлагается зачитать сна­чала все словосочетания с именами прилагательными жен­ского рода (указывая их окончания и объясняя их написание), а затем с именами прилагательными среднего рода. Перед ра­ботой над упражнением дети знакомятся с материалом руб­рики «Говорите правильно!».

8. Домашнее задание.Упр. 56.

9. Подведение итогов урока.

10.Рефлексия

Урок 61

Тема. Безударные падежные окончания имен при­лагательных мужского и женского рода.

Цель.Учить писать имена прилагательные мужского , женского и среднего рода. Сравнить падежные окончания имен прилагатель­ных мужского и женского рода. Формировать навык их пра­вописания. Развивать умение подбирать наиболее точные определения для текста-описания.

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

♦ Воспитывать любовь к родной земле

Ход урока

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

3.Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5. В результате работы над упр. 57 дети устанавлива­ют, что имена прилагательные мужского рода и имена при­лагательные женского рода могут отвечать на вопрос какой?,имея при этом разные окончания. Перед деть­ми встает проблема: в каких случаях какие окончания писать. Учитель обращает учеников к таблице правописания падеж­ных окончаний имен прилагательных разного рода (с. 16) и организует наблюдение над вопросами и падежными окон­чаниями прилагательных мужского и женского рода: в ка­ких падежах они отвечают на одинаковый вопрос? Дети делают вывод о том, что это происходит в именительном и винительном падежах имен прилагательных мужско­го рода и в родительном, дательном, творительном и предложном падежах женского рода.

Физкультминутка

6. В упр. 58 сначала записываются словосочетания с именами прилагательными мужского рода, затем с именами прилагательными женского рода. Запись осуществляется с комментированием, в процессе записи учащиеся объясняют написание падежных окончаний прилагательных, вставляя

во­просы и проверочное слово простой. Ударные и безударные окончания имен прилагательных мужского и женского рода сравниваются, дети делают самостоятельный вывод о том, ка­кие гласные пишутся в окончаниях. Затем читается вывод в учебнике (с. 38).

7. Прочитав упр. 59, учащиеся определяют, что это текст-рассуждение, выписывают словосочетания с именами при­лагательными и, указав род и падеж прилагательных, объ­ясняют написание их окончаний.

8. Домашнее задание.Упр. 60.

9. Подведение итогов урока.

10.Рефлексия

Урок 62

Тема. Винительный и творительный падежи имен при­лагательных женского рода.

Цель.Учить писать имена прилагательные женского и среднего рода с безударными окончаниями. Сравнить окончания имен прилагательных жен­ского рода в винительном и творительном падежах. Форми­ровать навык правописания падежных окончаний имен при­лагательных женского рода.

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

♦ Воспитывать любовь к родной земле

Ход урока

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

3.Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5. Перед выполнением упр. 61 дети рассказывают о том, как они относятся к маме, как выражают свою лю­бовь к ней, с какими ласковыми словами обращаются к са­мому дорогому человеку. Записав предложения, учащиеся определяют падеж имен прилагательных, сравнивают во­просы к ним и окончания. Делается вывод: имена прила­гательные женского рода в винительном падеже от­вечают на вопрос какую?и имеют окончание -ую, а в творительном падеже отвечают на вопрос какой?и имеют окончание -ой. Обращается внимание на характер согласных перед окончаниями записанных прилагатель­ных и предлагается употребить в названных падежах сло­восочетание ближняя родня. Устанавливается, что после мягких согласных имена прилагательные в винитель­ном падеже имеют окончание -юю, в творитель­ном — -ей.

Физкультминутка

6. После выполнения заданий к упр. 62 (выписать словосочетания, определить падеж прилагательных, обо­значить окончание) детям предлагается вспомнить ситуации, когда мама помогла им узнать что-то новое, и описать эти си­туации с использованием опорных слов:

/. Однажды...

Мама объяснила...

Я навсегда запомнил...

В классе с высоким уровнем подготовки учащихся школь­ники записывают свои рассказы.

7.Упр. 63. Ученики сначала читают фразы и объясняют написание пропущенных падежных окончаний имен прилага­тельных женского рода. Затем детям предлагается составить рассказ о любящем сыне (любящей дочери), который (кото­рая) заботится о маме и старается помочь ей, порадовать ее.
После анализа 2—3 устных рассказов дети записывают свои сочинения.

8. Домашнее задание.Упр. 64.

9. Подведение итогов урока.

10.Рефлексия

Урок 63

Тема. Склонение имен прилагательных во множе­ственном числе.

Цель.Познакомить со склонением имен прилагательных во множественном числе, упражнять в определении их па­дежей.

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

♦ Воспитывать любовь к родной земле

Ход урока

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

3.Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5. В ходе словарной работы учитель предлагает записать словосочетания с именем прилагательным счастливый или аккуратный (аккуратный чертеж, аккуратная те­традь, аккуратное изделие), определив их падеж и вы-делив окончания. Затем ученики записывают данные слово­сочетания во множественном числе. Организуется наблюде­ние над изменением имен прилагательных. Учащиеся отмеча­ют, что имена прилагательные во множественном числе, сочетаясь с именами существительными разного рода, не изменяют свои окончания, т. е. не изменяются по родам.

Физкультминутка

6.Наблюдение за окончаниями прилагательного безы­мянные в выписанных словосочетаниях (упр. 65) приводит учащихся к заключению: имена прилагательные во мно­жественном числе изменяются по падежам.

7.Чтение вывода на с. 43 и пересказ его по вопросам: как изменяются имена прилагательные во множественном числе? Как определить падеж имени прилагательного во мно­жественном числе?

8.Упр. 66 выполняется в соответствии с заданиями учеб­ника.

Можно предложить детям высказать свои предположе­ния о происхождении названий бабочек: ярко-желтые ли­монницы, белые капустницы, пестро-коричневые кра­пивницы, маленькие голубянки. Одно из словосочетаний (по выбору) нужно просклонять с записью вопросов к име­нам прилагательным и выделением окончаний в вопросах и прилагательных (по образцу упр. 65).

9 Домашнее задание.Упр. 67.

10. Подведение итогов урока.

11.Рефлексия

Урок 64

Тема. Правописание падежных окончаний имен при­лагательных множественного числа.

Цель.Познакомить с падежными окончаниями имен прилагательных во множественном числе и способом их про­верки. Формировать навык правописания этих падежных окончаний.

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

♦ Воспитывать любовь к родной земле

Ход урока

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

3.Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5. . Учащиеся рассматривают таблицу склонения прилага­тельных во множественном числе (упр. 68), анализируют па­дежные окончания, определяют, какие падежи имеют оди­наковые окончания.

6.Склоняя данные словосочетания (упр. 69), дети прове­ряют написание падежных окончаний, действуя по алгоритму, предложенному на с. 14.

Физкультминутка

7.Упр. 70 выполняется в соответствии с заданиями учеб­ника. Желательно при этом организовать работу в парах: товарищи по парте по очереди будут объяснять друг дру­гу написание безударных падежных окончаний имен при­лагательных. Сначала один из партнеров вполголоса чи­тает предложение, изменяя имена прилагательные, дан­ные в скобках, по смыслу, и, используя алгоритм на с. 14, называет окончания прилагательных. Затем сосед такие же действия осуществляет со следующим предложением и т.д.

8. Домашнее задание.Упр. 71.

9. Подведение итогов урока.

10.Рефлексия

Урок 65

Тема. Итоговый урок по разделу «Имя прилагательное»

Цель. Совершенствовать навык правописания падежных окончаний имен прилагательных. Обобщить знания об име­ни прилагательном.

♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.

♦ Воспитывать любовь к родной земле

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Орфографическая разминка:

4. Чистописание

5. Выполнение упр. 72 сопровождается записью на до­ске. Вызванный ученик выбирает из предложенных вариан­тов словосочетания с именами прилагательными, записывает
их, указывает род и число, обозначает окончания.

6. Дети устно склоняют словосочетание желтые лис­тья, вспоминают способ проверки падежных окончаний.

7. Упр. 73 выполняется с комментированием. Вызванный ученик читает предложение, находит словосочетание с име­нем прилагательным, ставит падежный вопрос к нему, по
окончанию вопроса или проверочного слова простой опре­деляет окончание имени прилагательного.

Физкультминутка

8. Дети читают отрывок из рассказа В. Драгунского «Друг детства» (упр. 74), отвечают на вопросы: как Дениска назы­вает мишку? Почему мальчик заплакал? Почему он раздумал быть боксером?

Затем ребята списывают три абзаца и объясняют написа­ние окончаний. В классе с высоким уровнем подготовки можно предложить школьникам написать сочинение о друге дет­ства — любимой игрушке.

9. В заключение учащиеся отвечают на вопросы, дан­ные на с. 48 (упр. 76), что служит подготовкой к рассказу об имени прилагательном.

10. Домашнее задание.Упр.75.

11. Подведение итогов урока.

12.Рефлексия

Урок 67

Наши рекомендации