Проблемы изучения лингвистики текста.

Изучение закономерностей, связанных с семантической и структурной организацией текстов выросло в последние десятилетия в отдельную отрасль лингвистики.

Теория текста сложилась как научная дисциплина во второй половине CC века на пересечении ряда наук – информатики, психологии, лингвистики, риторики и др. несмотря на общие междисциплинарные пересечения, в настоящее время теория текста обладает собственным онтологическим статусом.

Текст изучается такой языковедческой наукой, как лингвистика текста- дисциплина, которая ставит своей задачей выявление общих закономерностей, касающихся текста в целом. При этом текст понимается как языковая дисциплина.

О.И. Москальская пишет: « За три десятилетия современная лингвистика текста прошла несколько этапов развития, и в ней произошла значительная эволюция как самого понятия «текст», так и подхода к тексту». [ 10,С. 7]

I этап развития современной лингвистики текста- 40-50- е годы. Понятие «текст» в это время развивается в рамках теории синтаксиса как учение о сложных синтаксических целых, то есть с позиций собственно лингвистического подхода. Исследования эти чаще всего ведутся на материале художественной речи с учётом индивидуального стиля писателя и нередко связываются с задачами развития культуры речи, а также с традиционными чисто практическими нуждами, разрешение которых было просто невозможно без выхода за пределы предложения, в частности, с практическим изучением пунктуации целого текста, с обучением младших школьников связной речи посредством сочинений, изложений.

Одновременно идея выхода «за пределы предложения», однако без последовательной ориентации на членение текста, разрабатывается и за рубежом, в исследованиях немецких, американских и других лингвистов.

II этап- 60-70- е годы. Лингвистика текста выделяется в самостоятельную лингвистическую дисциплину. Стремительное её развитие, характерное для второй половины 60-70-х годов, связано уже с целым комплексом изменений в лингвистических ценностях, задачах и позитивных программных установках, а также с возникновением ряда новых теоретических идей и проблем и с необходимостью их разрешения. Текст уже рассматривается как единица знаковой системы языка.

III этап- конец 70–80-ых годов. Внимание исследователей переключается на целый текст, который превращается в интродисциплинарный объект изучения. Это определяет новое понимание текста и новый подход к нему.

Особенностью III-его этапа развития лингвистики текста является то, что в её составе чётко выделились две единицы, два объекта исследования: 1) микротекст (например, сложное синтаксическое целое) и 2) макротекст (законченное речевое произведение). С каждой из названных единиц связан соответствующий круг проблем и соответствующий понятийный аппарат.

Трудности изучения текста связаны, с одной стороны, с многообразием типов текстов, с другой стороны, с тем что очевидные элементы грамматической и даже лексико-грамматической организации могут отсутствовать и связь между предложениями- компонентами текста нередко осуществляется только на смысловой основе.

Наиболее актуальными проблемами современной лингвистики текста являются следующие: проблема изучения структурно-семантической и коммуникативно-смысловой организации целого текста, проблема установления его формальных и содержательных грамматических категорий, проблема определения статуса текста в дихотомии языка.

Если на первом этапе своего развития лингвистика текста не выходила за пределы «связного текста», то есть синтаксической единицы, состоящей из ряда структурно и семантически объединённых предложений, то в последнее двадцатилетие её внимание привлечено к тексту в широком смысле- к целому произведению определённого жанра и определённого функционального стиля. Иначе говоря, объект лингвистики текста значительно расширился в результате того общего изменения ориентации языкознания, которое связано с возрастающим интересом к проблемам функциональной лингвистики.

Отсутствие общего и однозначного подхода к понятию «текст» в настоящее время приводит к тому, что под текстом понимается как одно предложение, так и некоторая их совокупность, образующая целостные единства внутри более сложного целого, а также само это целое. Текстом может быть также вся совокупность высказываний, представляющая собой открытую систему, не имеющую границ.

В лингвистическом словаре даётся следующее определение понятия «текст»: «Текст (от лат. textus- ткань, сплетение, соединение)- объединённая смысловой последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность».

Л.Д. Санина в своей статье «Работа над связностью текста» даёт такое определение понятия «текст»: «С точки зрения связи языка и мышления текст- это группа предложений, которые с помощью языковых средств связаны единой мыслью, переходящей из предложения в предложение» [18,С.47]

Наиболее полным можно считать определение И. Р. Гальперина: «Текст- это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определённую направленность и прагматическую установку. Текст- это некий снятый момент процесса, в котором все динстиктивные признаки объекта обозначаются с большей или меньшей степенью отчётливости».[4, С.9]

У каждого учёного, занимающегося исследованием текста, своё представление о данном понятии, и каждый даёт своё определение, в котором стремится найти место текста в системе языка и речи и вычленить собственные текстовые категории, присущие только этой единице.

Различие в определениях исходит из понимания исследователями места текста в системе языка и речи. Но в определениях есть и сходства:

· текст рассматривается как речетворческое произведение;

· как продукт речи;

· продуцирование и осмысление теста происходит в процессе коммуникации;

· cлужит для достижения целей сообщения;

· текст реализуется в письменной форме;

· это законченное, завершённое произведение;

· имеет собственную внутреннюю структуру, определённое строение;

· обладает средствами связности его частей, которые не позволяют ему распадаться на отдельные предложения.

Современное толкование понятия «текст» даёт возможность показать учащимся при анализе конкретного текста закономерности построения всех типов текстов и вести обучение связной речи на основе обобщённого понятия текста, что позволяет формировать речевые умения сознательным путём.


Наши рекомендации