Сложное предложение как единица синтаксиса
Полипредикативность, которая в осложненных предложениях оказывается редуцированной, скрытой за внешне простой поверхностной позиционной схемой, в сложном предложении выступает расчлененно. Здесь имеет место взаимодействие отдельных структурных схем, образующих некоторую организованную структуру, выражающую взаимосвязь предикативных единиц друг с другом.
Разнообразие сложных построений, заключенных в конкретных текстах между точками, и по количеству составляющих частей, и по видам логико-семантических отношений ме-
300__________________________________________ Тема 11
жду ними делает практически невыполнимой их структурацию и классификацию по типам. Синтаксисты обычно останавливаются на рассмотрении сложных предложений, состоящих из двух частей. Именно такие сложные предложения описывает традиционная грамматика, хотя для грамматического разбора предлагаются и многокомпонентные сложные предложения.
Двухкомпонентные сложные предложения поддаются систематизации и распределению по типам. Майя Ивановна Черемисина назвала такие сложные предложения элементарными. Элементарными мы назовем и осложненные предложения, состоящие из простой части предложения и одного осложняющего оборота (деепричастного, причастного, инфинитивного и т. д.).
Элементарные осложненные и сложные предложения, наряду с предложениями простыми, являются теми кирпичиками, из которых в процессе речи строятся разнообразные многокомпонентные конструкции, являющиеся уже фрагментами текста, микротекстами. В синтаксическом блоке системы языка они не заложены.
Формирование сложных предложений как грамматически оформленных структурных схем, служащих фиксированным знаком определенных логических отношений между предикативными единицами, во всех языках происходит не ранее периода введения письменности и особенно форсируется в период появления и развития книгопечатания. Сложное предложение складывается в связном тексте на основе регулярных последовательностей предикативных единиц, обозначающих, например, причину и следствие, условие и следствие, действия, следующие друг за другом во времени, и т. п.
В современных развитых литературных языках сложные предложения разнообразны по типам, обладают значительным набором формальных средств связи (союзы, союзные и соотносительные слова, частицы) и обслуживают большое число логических связей и зависимостей. В молодых литературных и бесписьменных языках сложных предложений бывает мало — отмечаются разнообразные осложненные предложения.
Структурные схемы предикативных единиц, вошедшие в сложное предложение, не образуют позиционных схем, равно-
Моделирование синтаксической подсистемы языка______ 301
ценных позиционным схемам простого предложения, то есть часть сложного предложения не равна простому предложению.
В позиционной схеме предикативной единицы, входящей в сложное предложение, особый порядок слов, есть позиции для союзов, союзных и соотносительных слов, частиц, дейкти-ческих слов и других специализированных средств выражения связей.
Единство сложного предложения обеспечивается единством его модальности, времени и лица. Отдельные структурные схемы, входящие в сложное предложение, вносят свои компоненты предикативности в общую единую предикативность сложного предложения, что и делает его единым высказыванием. Многокомпонентное сложное предложение создается в результате взаимодействия простых предложений, оно не элементарно, оно является устойчивым построением из двух или более структурных схем простого предложения. Не случайно, как показывают исследования французского психолога Ж. Пиаже, дети овладевают структурами сложных предложений в возрасте 11-12 лет, а логика взрослого человека, умеющего оперировать связями высказываний, формируется к 14-15 годам.
Осмысление элементарных осложненных и сложных предложений как элементов системы позволит приступить к построению модели их подсистемы. В настоящее время такая модель еще не построена.
Литература
Волохина Г. А., Попова 3. Д. Синтаксические концепты русского простого предложения. Воронеж, 1999.
Волохина Г. А., Попова 3. Д. Многокомпонентные предложения как микротекст. Воронеж, 2003.
Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982.
Ломтев Т. П. Предложение и его грамматические категории. М.. 1972.
Проблемы грамматического залога. М., 1978.
Тема 12
Речевая деятельность