Сложное предложение как единица синтаксиса

Полипредикативность, которая в осложненных предложе­ниях оказывается редуцированной, скрытой за внешне простой поверхностной позиционной схемой, в сложном предложении выступает расчлененно. Здесь имеет место взаимодействие от­дельных структурных схем, образующих некоторую организо­ванную структуру, выражающую взаимосвязь предикативных единиц друг с другом.

Разнообразие сложных построений, заключенных в кон­кретных текстах между точками, и по количеству составляю­щих частей, и по видам логико-семантических отношений ме-

300__________________________________________ Тема 11

жду ними делает практически невыполнимой их структурацию и классификацию по типам. Синтаксисты обычно останавли­ваются на рассмотрении сложных предложений, состоящих из двух частей. Именно такие сложные предложения описывает традиционная грамматика, хотя для грамматического разбора предлагаются и многокомпонентные сложные предложения.

Двухкомпонентные сложные предложения поддаются систематизации и распределению по типам. Майя Ивановна Черемисина назвала такие сложные предложения элементар­ными. Элементарными мы назовем и осложненные предложе­ния, состоящие из простой части предложения и одного ос­ложняющего оборота (деепричастного, причастного, инфини­тивного и т. д.).

Элементарные осложненные и сложные предложения, на­ряду с предложениями простыми, являются теми кирпичика­ми, из которых в процессе речи строятся разнообразные мно­гокомпонентные конструкции, являющиеся уже фрагментами текста, микротекстами. В синтаксическом блоке системы язы­ка они не заложены.

Формирование сложных предложений как грамматически оформленных структурных схем, служащих фиксированным знаком определенных логических отношений между предика­тивными единицами, во всех языках происходит не ранее пе­риода введения письменности и особенно форсируется в пери­од появления и развития книгопечатания. Сложное предложе­ние складывается в связном тексте на основе регулярных последовательностей предикативных единиц, обозначающих, например, причину и следствие, условие и следствие, дейст­вия, следующие друг за другом во времени, и т. п.

В современных развитых литературных языках сложные предложения разнообразны по типам, обладают значительным набором формальных средств связи (союзы, союзные и соот­носительные слова, частицы) и обслуживают большое число логических связей и зависимостей. В молодых литературных и бесписьменных языках сложных предложений бывает мало — отмечаются разнообразные осложненные предложения.

Структурные схемы предикативных единиц, вошедшие в сложное предложение, не образуют позиционных схем, равно-

Моделирование синтаксической подсистемы языка______ 301

ценных позиционным схемам простого предложения, то есть часть сложного предложения не равна простому предложению.

В позиционной схеме предикативной единицы, входящей в сложное предложение, особый порядок слов, есть позиции для союзов, союзных и соотносительных слов, частиц, дейкти-ческих слов и других специализированных средств выражения связей.

Единство сложного предложения обеспечивается единст­вом его модальности, времени и лица. Отдельные структурные схемы, входящие в сложное предложение, вносят свои компо­ненты предикативности в общую единую предикативность сложного предложения, что и делает его единым высказывани­ем. Многокомпонентное сложное предложение создается в ре­зультате взаимодействия простых предложений, оно не эле­ментарно, оно является устойчивым построением из двух или более структурных схем простого предложения. Не случайно, как показывают исследования французского психолога Ж. Пиаже, дети овладевают структурами сложных предложе­ний в возрасте 11-12 лет, а логика взрослого человека, умею­щего оперировать связями высказываний, формируется к 14-15 годам.

Осмысление элементарных осложненных и сложных предложений как элементов системы позволит приступить к построению модели их подсистемы. В настоящее время такая модель еще не построена.

Литература

Волохина Г. А., Попова 3. Д. Синтаксические концепты русского просто­го предложения. Воронеж, 1999.

Волохина Г. А., Попова 3. Д. Многокомпонентные предложения как мик­ротекст. Воронеж, 2003.

Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982.

Ломтев Т. П. Предложение и его грамматические категории. М.. 1972.

Проблемы грамматического залога. М., 1978.

Тема 12

Речевая деятельность

Наши рекомендации