Б. 29. Предложение как основной грамматический элемент. Признаки предложения как предмета синтаксиса. Ос -220, Реф – п.59-64, масс – г.4п5
Центральной грамматической единицей синтаксиса является простое предложение как элементарная единица, используемая для передачи относительно законченной информации, а также для построения сложного предложения или любого развернутого текста. Простое предложение обладает своими грамматическими признаками: будучи образовано по определенному грамматическому образцу, оно имеет значение предикативности, обладает семантической структурой, формальными характеристиками, коммуникативной установкой и интонационной оформленностью. Центральным понятием синтаксиса является предложение — основная ячейка, в которой формируется и выражается человеческая мысль и с помощью которой осуществляется речевое общение людей. Специфика предложения по сравнению с «нижестоящими» языковыми единицами заключается в том, что оно есть высказывание, оно коммуникативно. Это значит, что оно
1) соотнесено с определенной ситуацией и
2) обладает коммуникативной установкой на утверждение (или отрицание), на вопрос или на побуждение к чему-либо. Коммуникативность предложения конкретизируется в синтаксических категориях модальности и времени. Эти последние выражаются в глагольных формах наклонения и времени, а также (особенно при отсутствии глагола) с помощью интонации, модальных слов, слов, обозначающих локализацию во времени. По своей структуре предложения очень разнообразны. Они могут реализоваться с помощью одного слова (Пожар! Светает. Домой?), в частности аналитической формы слова (По коням! Буду рад!), но чаще реализуются с помощью более или менее сложного сочетания слов. От слова о д н о с л о в н о е предложение внешне отличается интонацией. По содержанию же между словом пожар и однословным предложением Пожар! — громадное различие. Предложение Пожар! — уже не просто название, а утверждение о н а л и ч и и д а н н о г о я в л ен и я, т. е. пожара, вд а н н о й к о н к р е т н о й с и т у а ц и и , сопровождаемое также теми или иными эмоциональными коннотациями и т. д.
Признаки предложения:
1. Интонация конца - фонетический признак предложения. Она выражает такие содержательные признаки предложения как предикативность и модальность.
2. Предикативность - соотношения содержания предложения с действительностью. Это наличие в предложении утверждения или отрицания чего-л. о предмете мысли.
3. Модальность - оценка говорящим того, что он сказал. Предложения без модальности не бывает. Модальность без предложения возможна
Законченность мысли в предл-ии всегда относительна… Интонация конца выражает так. признаки предл-я как модальность (оценка говорящим того. о чем он сам сказал, что высказал) и предикативность (соотнош-е содерж-я с действит-ю; наличие в предл-ии утверждения или отрицания в предмете мысли). Предик-ть невозможна без модальности (мы должны выразить реальность/нереальность), а вот модальность без предикативности возможна.?(далее о пред-ти)
Предложение, реализуемое с о ч е т а н и е м слов, чаще всего обладает п р е д и к а т и в н о й с т р у к т у р о й , т. е. содержит либо предикативную словоформу («Солнце взошло», «Летят журавли», также с неглагольным предикативом «Здесь жарко»), либо, и без подобной формы, два четко соотнесенных главных члена —подлежащее и сказуемое (Он — студент университета; Снег бел; Факт налицо). эти конструкции становятся предложениями благодаря интонации, с которой они произносятся (ср. «Солнце взошло» с повествовательной и «Солнце взошло?» с вопросительной интонацией).
(Предикация (в широком смысле) устанавливает связь предмета и признака, а предикативность — связь сообщаемого в предложении с ситуацией в самом бытии.)
Синтагма – это сочетание двух членов, связанных тем или иным отношением с неравноправной направленностью членов, где один член является определяемым, а другой – определяющим. Членами синтагмы могут быть: 1) слова, поэтому самое простое определение этого явления, вошедшее в школьную практику, – это «два слова, из которых одно определяет другое» (белый хлеб, ем хлеб, жадно ем, я ем), 2) морфологические части слов – морфемы и сочетания морфем (водо-воз, дом-ик, перевоз-чик, мо-роз-ит), 3) словосочетания, выступающие как один член (Работает спустя рукава; Ваня и Петя пошли гулять; Это был бродяга, который украл лошадь) и более сложные «блоки». (Между членами синтагм (из морфем, слов, словосочетаний) могут быть разные отношения. Из этих отношений главное –предикативное. Это отношение выражает зависимость двух членов с обязательной связью времени и наклонения. Наклонение в грамматике относится к модальным категориям, которые показывают целевую установку речи, в которой подается в речи высказывание: в виде утверждения, отрицания, приказания,
пожелания, допущения и т. п. Так как сама речь всегда реальна и обязательно целенаправленна, то и целевая установка речи тоже реальна. Итак, через категорию времени речь связывается со своим содержанием, а через категорию
наклонения – со своей целевой установкой. Это и составляет предикативное отношение, или предикацию. Это отношение выражает зависимость двух членов с обязательной связью времени и наклонения.
Время в грамматике –результат отношения двух «времен»: времени события ко времени речи: если событие происходит одновременно с речью – Я пишу (или это событие не ограничено временными рамками, например: Земля вращается вокруг Солнца, Птицы высиживают птенцов из яиц и т. п.) – это настоящее время; если время события предшествует времени речи – Я писал – это прошедшее время; если время события должно следовать после времени речи – Я буду писать, Я напишу – это будущее время. Поэтому временное отношение может быть установлено только во время самой речи. )
??(Синтаксические связи и функции. Синтаксической связью мы называем всякую формально выраженную смысловую связь между лексическими единицами (словами, устойчивыми словосочетаниями), соединившимися друг с другом в речи. Обычно выделяют два главных типа синтаксической связи — сочинение и подчинение. Примеры с о ч и н и т е л ь н о й с в я з и слов: стол и стул; я или ты; строг, но справедлив. Для сочинительной связи характерна равноправность элементов, что проявляется в возможности перестановки без существенного изменения. Примеры п о д ч и н и т е л ь н о й с в я з и : ножка стола, подушка из пуха, пуховая подушка, читаю книгу, читаю вслух. Здесь отношения неравноправные: один элемент (ножка, подушка, читаю) является главенствующим, другой элемент (...стола, ...из пуха, пуховая, ...книгу, ...вслух) — подчиненным, зависимым, определяющим, уточняющим значение первого. Элементы здесь либо вообще нельзя поменять местами (например, в читаю книгу, читаю вслух), либо нельзя поменять местами без коренного изменения смысла (пух из подушки имеет другое значение, чем подушка из пуха, ср. брат учителя и учитель брата).
С и н т а к с и ч е с к о й ф у н к ц и е й данной единицы (слова, устойчивого словосочетания) называется отношение этой единицы к тому целому, в состав которого она входит, ее синтаксическая роль в предложении или в переменном словосочетании. Имеются в виду функции членов предложения, а также вставных элементов речи (вводных слов, обращений) и т. д.
Выражение отношения членов друг к другу для простого предложения может быть обозначено тремя возможностями: согласованием, управлением, примыканием.
а) Согласование – это тот вид связи определяемого и определяющего, когда грамматические значения определяемого повторяются в определяющем, хотя бы формы были и различны.
б) Управление– это тот вид связи определяемого и определяющего, когда одни грамматические значения определяемого вызывают в определяющем другие, но вполне определенные грамматические значения.
Управление может быть прямым (вижу собаку, любуюсь собакой, отдал собаке и т. п.) и опосредствованным, предложным (гляжу на собаку, иду с собакой, пошел к собаке и т. п.).
в) Примыкание – это такой вид связи определяемого и определяющего, когда налицо нет ни
согласования, ни управления, но отношение выражается либо позиционно через порядок слов, либо
интонационно, путем повторения мелодического тона или посредством паузирования.)
Типология с тз лексич. наполнения пр-я (по Арутюновой):(Типы предложений в семантическом синтаксисе):
1. Предложения экзистенции – утвержд-е/отрицание наличия ч-л. (Дюймовочек не существует. Пони сущ-т.)
2. Предложения номинации - утверждение/отрицание наименования предмета мысли. (Его зовут не Антон, а Анатолий. Петров его фамилия.)
3. Предложения тождества (идентификации) - утверждение/отрицание тождества к-л. 2-х мнений, Одинаковость каких-л. 2 понятий, действий, состояний и т.д. Пример: степь - безлесная равнина/безлесная равнина - степь.
4. Предложения характеризации, характеристика чего-л.; предмету мысли что-то приписывается… (Петров – хороший продавец. Этот ч-к мне близок.)
Предложения по цели высказывания:
1. Побудительное
2. Повествовательное
3. Вопросительное
Простые предложения делятся на:
1. Односоставные/ двусоставные
2. Распространенные/нераспространенные
По характеру действующих лиц:
1. о/л (определенно-личные)
2. н/л (неопределенно-личные)
3. б/л (безличные)
По наличию/отсутствию осложняющих элементов (с обращением, обособленные/однородные члены, вводные/вставные конструкции)
Типы сложных предложений (СП):
1. БСП (бессоюзное СП) - предикативные части связаны интонацией.
2. ССЧ (сложносочиненное СП) - предикативные части связаны сочинительными союзами (и, а, но, ...).
3. СПП (сложноподчиненное СП) - предикативные части связаны подчинительными союзами (когда, где, ...).
СТРУКТУРА ПР-Я:
??С тз лексич. наполн-ти П выдел-ся диктум (та объективн. ситуация, к-я отражена в предл-ии)и модус (несубъективн. оттенки, к-е вносятся в представления говорящего о ситуации). Пр: То, из чего сложена стена, кирпич. Материалом для стены послужил кирпич.– одинак. диктум. но модусы разные. Объективн. ситуация неисчерпаема, многогранна, но выбор эл-та ситуации субъективен. Пр: Зал был наполовину полон. Зал был наполовину пуст.- Диктум вроде один, но реалии наполненности и пустоты разные –мы субъективно выбираем то, что важно в дан. момент.
Пресуппозиция –тот эл-т смысла, к-й позволяет нам оценить содерж-е предллож-я как истин или ложн. Пропозиция – объективн. ситуация, факт, к-й отражен в предлож-ии.
1 усл-е оц-ки П с тз ложн. или прав. – мы д-ны знать семантику кажд. слова в П. Семантическ. пресуппозиция – знание семантики в предл. слов, но не всегда достаточно знать лишь сем-ку слов. Ролев. пресуппоз-я-предл-е ч-ку сыграть роль знания того, что он не знает. Прагматич. пресуп-я – необх-ть знания опр. сит-ии.