Методика работы над предложением
Одной из важнейших задач уроков русского языка в начальных классах является формирование у детей умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей. Научить школьников сознательно пользоваться предложением — значит развить у них умение делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, соединяя слова в предложения.
Работа над предложением в обучении языку занимает особое место еще и потому, что на синтаксической основе осуществляется усвоение морфологии и лексики, фонетики и орфографии. Предложение выступает в качестве той основной единицы речи, которая помогает младшим школьникам осознать роль в языке имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений.
Лексическое значение слова и особенности его употребления раскрываются в словосочетании или в предложении. Смысл слова уточняется в составе предложения. В контексте слово всегда однозначно (вне предложения слово может иметь несколько значений).
Предложение как смысловая и структурно грамматическая единица характеризуется тем, что выражает законченность. При помощи предложений сообщаются знания о предметах и явлениях действительности, дается оценка этим явлениям. Мысль, высказанная в форме предложения, может содержать утверждение (Прилетели певчие птицы.) или отрицание (Осень еще не наступила.).
Для передачи грамматической структуры предложения, передачи смысла в языке используются определенные средства, с помощью которых выражается законченная мысль: каждое предложение с грамматической точки зрения представляет собой внутреннее единство его главных и второстепенных членов с учетом порядка их расположения и интонации. Слова и словосочетания в предложении связаны между собой по определенным грамматическим законам.
Любое предложение в русском языке в отличие от слова и словосочетания имеет два основных характерных признака, это: 1) интонация сообщения и 2) предикативность, т.е. соотнесенность высказываемого содержания и реальной действительности, утверждение или отрицание чего-либо по отношению к явлениям действительности. Наличие обоих этих признаков для предложения обязательно.
Так как предложение — единица звучащая, то объединение слов в предложении и отделение одного предложения от другого в звучащем потоке речи оформляется с помощью интонации. С ее же помощью образуются различные виды предложений по целевой направленности: повествовательные, вопросительные, побудительные.
В работе над предложением в начальных классах условно выделяются пять направлений.
1. Формирование грамматического понятия «предложение».
2. Изучение структуры предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, осознанием грамматической основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, прямого и обратного порядка слов, распространенных и нераспространенных предложений).
3. Формирование умения использовать в речи предложения, разные по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложения.
4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении.
5. Формирование умения оформлять предложения в письменной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания).
Предложение — это тот фон, на материале которого дети учатся нормам произношения, нормам словоизменения и словосочетаемости, формируют грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Согласно ныне действующей программе учащиеся начальных классов с постепенным расширением и усложнением должны усвоить сведения:
1) о повествовательных, вопросительных, восклицательных предложениях;
2) главных и второстепенных членах предложений (без деления на виды);
3) связи между словами в предложении.
В / классе дети должны научиться выделять предложения из речи; находить в предложении слова, обозначающие, о ком или о чем говорится, что говорится; устанавливать связь между словами по вопросам; при чтении предложений соблюдать интонации и паузы.
Во // классе учащиеся усваивают понятия «повествовательное, вопросительное, восклицательное предложения», «подлежащее», «сказуемое», «второстепенные члены предложения» (без деления на виды); учатся выписывать из предложения пары связанных между собой слов, при чтении соблюдать интонацию повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений, выделять голосом нужные по смыслу слова.
В /// классе дети учатся различать среди простых предложений предложения с однородными членами, соблюдая при чтении интонацию перечисления.
Первоначальный этап работы над предложением совпадает с периодом обучения грамоте. Именно в этот период учащиеся знакомятся с важнейшими особенностями предложения: предложение выражает мысль, для него характерна интонация завершенности. Если этих качеств нет, то слова не составляют предложения, это только группа слов. В этот же период целесообразно проводить элементарные наблюдения над главными членами предложения (без терминов), так как без этого невозможно осознать предложение как целостную единицу речи. По мере изучения предложения уточняются представления учащихся о его составных частях, в том числе о словосочетании. Первоклассники учатся различать в предложении слова, обозначающие, о ком или о чем говорится в предложении, что говорится.
Во II классе учащиеся усваивают существенные признаки предложения, вводят в практику термины «главные члены», «подлежащее», «сказуемое». Большое внимание уделяется связи слов в предложении. Выделяются основа предложения (подлежащее и сказуемое) и пары слов, одно из которых главное, а другое — зависимое.
В начальных классах второстепенные члены не дифференцируются, раскрывается сама сущность главных и второстепенных членов: главные члены чаще берут на себя смысловую нагрузку, а второстепенные члены выполняют уточняющую функцию. Особенно наглядно специфика второстепенных членов проявляется в процессе распространения предложения.
Формирование у учащихся умения устанавливать связь слов в предложении относится к числу важнейших синтаксических и речевых умений. Умение выделять словосочетание в составе предложения формируется постепенно и требует длительной тренировки. Особенно эффективны следующие виды упражнений.
1. Работа над интонацией предложения.
2. Вычленение предложений из потока речи.
3. Распространение предложения:
Цветет черемуха. В мае цветет душистая черемуха.
4. Восстановление деформированного предложения:
грачи, гнезда, на деревьях, вьют, высоких.
5. Редактирование предложений.
6. Анализ предложения и составление его схемы.
7. Составление предложения по данной схеме.
8. Составление рассказа с последующим анализом предложений определенной структуры.
Уточним методику проведения некоторых из этих упражнений.
Работа над интонацией предложениянаправлена на формирование интонационных умений и пунктуационных навыков. В начальных классах принято выделять предложения повествовательные, вопросительные и восклицательные. Покажем интонационный рисунок на одном и том же предложении: Брат живет в Москве:
– повествовательное;
— вопросительное (в одном случае вопрос может заключаться в слове в Москве, в другом — в слове живет);
— восклицательное (в одном случае самый высокий тон приходится на слово в Москве, в другом — на слово живет).
Постоянное внимание уделяется учителем правильному интонированию предложений. Регулярно проводятся тренировочные упражнения в прочитывании предложения с различными интонациями и обозначении этих интонаций на письме при помощи знаков препинания. Полезна запись под диктовку предложений различной интонации.
Вычленение предложений из потока речи — это упражнение, позволяющее работать над основными признаками данной синтаксической единицы, и прежде всего над интонацией. Умение вычленить из речевого потока его элементы — законченные мысли и речевые действия (вопросы и побуждения) — лежит в основе умения строить логически правильную речь. Для отработки этого умения используется графический диктант, при котором ученики, слушая текст, графически обозначают количество предложений, их целевую и интонационную характеристику. Например:
___________________ ___________ _______________
Полезно списывание текстов, в которых не обозначены границы между предложениями (т.е. отсутствуют прописные буквы и знаки препинания). Списывание сопровождается произнесением текста с соответствующим интонированием.
Распространение предложений на первых порах полезно проводить с указанием того, какой член предложения следует распространить. Например, дается предложение: Спеют помидоры: Выделяются подлежащее и сказуемое. Затем ставятся вопросы:
— Какое слово нужно добавить в предложение, чтобы стало понятно, где спеют помидоры?
— От какого слова оно будет зависеть?
— Каким членом предложения оно будет?
— Включите в предложение еще одно слово, которое будет пояснять подлежащее. Какие помидоры спеют?
Восстановление деформированных предложений начинается с подбора слов для его основы, затем с помощью вопросов восстанавливаются остальные словосочетания:
— О ком говорится в предложении?
— Что о них говорится?
— Какие ... ?
— Где ... ? и т.д.
Редактирование предложений — восстановление правильных границ предложения или порядка его членов, а также завершение незаконченных фраз. Полезна замена повествовательной интонации на вопросительную или побудительную.
Синтаксический анализ — необходимый вид упражнения, способствующий развитию речи и мышления учащихся, выработке у них языкового чутья и формированию орфографических навыков у младших школьников.
Учитывая избранную методикой лингвистическую теорию, учитель обязан подбирать такой дидактический материал для разбора по членам предложения, который не противоречил бы данной теории (см. п. «Научные основы изучения синтаксиса и пунктуации»), иначе лингвистическое толкование конкретного примера будет вступать в противоречие с языковым чутьем учащегося. Для того чтобы этого не произошло, учитель должен помнить два момента, определяющих его работу над синтаксическими единицами:
1) материал для синтаксического анализа надо отбирать, руководствуясь комплексом дидактических и лингвистических требований;
2) работу над предложением не следует сводить только к основанному на морфологии разбору по членам предложения.
Трехаспектное представление русского предложения основывается на следующих направлениях синтаксического анализа:
а) формальном (разбор по членам предложения);
б) семантическом (выделение компонентов предложения на
основании их роли в реальной ситуации);
в) коммуникативном (выделение в конкретном высказывании
«данного» — о чем говорится? и «нового» — что говорится?).
Отбирая материал для разбора по членам предложения, используют лишь те предложения, в которых формальная структура не вступает в противоречие с семантической и коммуникативной. В приведенной ниже таблице таким является предложение Петя решил задачу.
Предло жение | Формальный аспект | Семантический аспект | Коммуникативный аспект | |||
Подлежащее | Сказуемое | Действующее | Действие | О ком говорится? | Что говорится? | |
Петя решил задачу. | ||||||
Петю знобит | – | |||||
У Пети насморк | – |
Отбор предложений производится и с учетом проблемы порядка слов в предложении.
Свободный словопорядок русского языка правомочен лишь для предложения, взятого вне контекста, т.е. в этом случае мы можем свободно переставить местами его члены. Для русского предложения характерна препозиция субъекта: У меня болит голова. Нине снится сон. Поэтому могут возникать ошибки при синтаксическом анализе, если неверно выбрано предложение для разбора по членам. Например: В саду цветут яблони. На вопрос: «О нем говорится?» — ученик отвечает: «О саде»; «Что говорится?» — «Что там цветут яблони». Этого не произойдет, если учитель будет помнить, что порядок слов в русском предложении — очень важная вещь: именно порядок слов отражает коммуникативную структуру. В связи с этим для синтаксического анализа следует использовать предложения с прямым порядком слов: с препозицией подлежащего и постпозицией сказуемого.
Для синтаксического анализа нельзя предлагать коммуникативно нечленимые предложения. Эти предложения характерны для описания природы (Наступила весна. Идет дождь. Налетел сильный ветер.) При формальной двусоставности эти предложения по семантике близки к односоставным безличным (типа: Светает. Темнеет.) и номинативным (типа: Весна. Раннее утро.).
И еще одно требование. Не следует предлагать для разбора первые предложения текста, так как они являются коммуникативно нечленимыми, задают тему следующих предложений.
Синтаксический анализ предложений, восстановление деформированного предложения, изменение порядка слов и словосочетаний в предложении и т.д. — все это виды конструирования предложений. Обучающий эффект таких упражнений повышается, если предложение дается не изолированно, а в составе контекста, в котором должно быть использовано, хотя бы минимального: с предшествующим предложением.
Основой любой работы над синтаксическим материалом должно быть сознание единства синтаксиса и семантики, умение видеть за абстрактными структурами «живое» значение слова. Важно, чтобы школьники приучились задумываться прежде всего над смыслом, над выражаемым содержанием и искать адекватные для выражения этого содержания языковые средства.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПУНКТУАЦИЕЙ
I—II классы — начальный этап обучения пунктуации, которая, как известно, представляет собой совокупность правил употребления знаков препинания. В начальных классах предметом изучения являются четыре знака препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая. Употребление последней ограничено простым предложением с однородными членами.
Основное назначение пунктуации — указывать на смысловое членение речи. Кроме того, знаки препинания наряду с другими языковыми средствами передают смысловые оттенки, раскрывают взаимоотношения между частями предложения.
При знакомстве младших школьников со знаками препинания учитель обращает внимание на важность правильной постановки знаков препинания в целях общения.
В русском языке пунктуация строится на смысловой, синтаксической и интонационной основах, которые взаимодействуют между собой. Смысловая сторона речи обусловливает структуру предложения, поэтому учащихся ориентируют на единую семантико-синтаксическую основу предложения, определяющую постановку знаков препинания в том или ином предложении.
Практическое ознакомление первоклассников с точкой, вопросительным и восклицательным знакамии их употреблением начинается в период обучения грамоте, когда дети учатся членить речь на предложения и отличать по интонации одно предложение от другого (по цели высказывания). Более углубленная работа по употреблению этих знаков проводится во II классе при изучении темы «Предложение». Именно в этот период происходит осознание синтаксической основы постановки знаков препинания.
Следует постоянно обращать внимание учащихся на произносительную сторону предложения, учить соблюдать логическое ударение, повышать или понижать голос в определенной части предложения, делать паузы между предложениями и т.д.
Постановка запятой указывает на незавершенность предложения. Учитель путем сравнения двух предложений показывает разницу в интонации точки, т.е. в произношении конца предложения, и интонации запятой.
В начальных классах при выполнении разного вида заданий учащиеся практически знакомятся и с постановкой двоеточия, тире, точки с запятой, многоточия. Пропедевтическая работа над постановкой этих знаков препинания очень важна.
Одним из основных условий работы над элементами синтаксиса и пунктуации является связь уроков чтения и русского языка. Школьники учатся выразительно читать, точно употреблять слова, грамматически правильно оформлять свои мысли, опираясь на знания из области синтаксиса, как на уроках чтения, так и на уроках русского языка.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ